Образец написания проекта для воспитателей ДОУ
Образец написания проекта для воспитателей ДОУ
Содержание
I. Введение…
2. Актуальность проекта…
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…
4. Аннотация проекта …
5. Этапы реализации проекта программы…
6. План мероприятий …
7. Ресурсы …
8. Риски и пути преодоления рисков …
9. Выводы …
10. Литература ….
Введение
Эпиграф
свой ТЕКСТ
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - ….
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия …. , предметом деятельности является процесс …
2. Актуальность создания проекта
свой ТЕКСТ
Именно поэтому актуально становится разработка проекта …
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности (описать какие… .
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для …
Тактические цели
1. Создать …
2. Сформировать ….
3. Организовать …
Задачи
1.
2.
3.
1.
2.
3. 1.
2.
3.
Ожидаемые результаты
1 .
2.
3. 1.
2.
3. 1.
2.
3.
Продукт
1.
2.
3. 1.
2.
3.
1.
2.
3.
4. Аннотация
свой ТЕКСТ
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1.
2.
3.
4.
5.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
ВЫБРАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ПРОЕКТА
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
свой ТЕКСТ
Ряд авторов (фамилии и инициалы) рассматривают проекты с детьми, во-первых:… ., во-вторых: … .
Пути решения проекта:
ВЫБРАТЬ НУЖНОЕ
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретного ДОУ;
• оценить риски реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на __ недели: с «_» ___ по «_» ___
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап
2. Практический этап
3. Обобщающе - результативный этап
6. План мероприятий
№ п/п Название мероприятий Сроки Ответственные
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап
1
2
3
4
5
6
7
2 этап - Практический этап
1
2
3
4
5
6
7
3 этап - Обобщающе - результативный этап
1
2
3
4
5
6
7. Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые ресурсы
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• УСТАВ ДОУ
• СанПиН
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании»
Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекаются ….
По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом:
Всего педагогов Высшее образование Средне специальное образование Неоконченное высшее образование Неспециалисты
Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.
По возрастному цензу:
До 30 лет До 40 лет До 50 лет Более 50
По стажу педагогической деятельности:
До 5 лет До 10 дет До 15 лет До 25 лет Более
По категорийности:
Высшая категория Первая категория Вторая категория
Таким образом, профессиональный уровень педагога (ов) достаточно высок.
Информационные ресурсы
•
•
•
•
•
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека.
Материально-технические ресурсы:…
Финансовые ресурсы
Финансирование проекта производится….
Объект финансирования проекта
Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта ВЫБРАТЬ НЕОБХОДИМОЕ
№ п/п Наименование мероприятий Ориентировочная стоимость
1 Приобретение:
• примерных основных программ дошкольного образования;
• методического обеспечения программ;
• литература по внедрению ФГОС в ДО 1 000 рублей
2 Приобрести:
• бумагу «Снегурочка»;
• принтер;
• папки;
• файлы. 4 000 рублей
3 Научное консультирование 500 рублей
4 Ресурсы сети Интернет 900 рублей
5 Подписка на СМИ:
• Газета «Дошкольное образование», Издательский дом «Первое сентября»;
• Журнал «Дошкольное воспитание»;
• Журнал «Обруч». 2 500 рублей
ИТОГО 8 900 рублей
Критерии оценивания проекта
ВЫБРАТЬ НЕОБХОДИМОЕ
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу) .
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.
5. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
8. Риски и пути преодоления рисков
Риски Пути преодоления рисков
9. Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. … .
свой ТЕКСТ
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только … ., но и дадут толчок для развития….
10. Литература
Консультация для педагогов «Составление рабочей программы педагога ДОО»
Консультация для педагогов «Составление рабочей программы педагога ДОО»
слайд №2
Основанием разработки рабочей программы является:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 27З-ФЗ «Об образовании 8 Российской Федерации» (далее - Закон N9 273-ФЗ) где педагогический работник (В данном случае воспитатель) - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
На основании ст. 48 Закона N9 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельностъ нa высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой,
Законом N9 27З-ФЗ устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации. Таким образом, очевидна необходимость разработки педагогом ДОО данного документа.
Предпосылками для написания рабочей программы являются: (слайд №3)
• традиционный подход педагогов к планированию и проектированию воспитательно-обравовательной работы;
• возможность учитывать специфику детского сообщества и особенности отношений всех участников образовательного процесса;
• способность анализировать профессиональную деятельность.
Педагог, приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и быть способным:
- анализировать собственную деятельность в контексте современного этапа развития дошкольного образования;
- определять направленносгь рабочей программы, ее назначение и функции;
- грамотно выбирать форму предъявления содержания рабочей программы, учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах;
- представлять прогнозируемые результаты реализации рабочей программы.
Что же такое рабочая программа? (слайд № 4) Существует несколько определений данного понятия. Согласно одному из них рабочая программа - нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально-технических, организационных,технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом.
Рабочая программа разрабатывается (Слайд №5)на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования и авторских парциальных программ, которые при необходимости взаимодополняют одна другую в содержании, последовательности изучения тем, продолжительности времени тематических периодов, использовании организационных форм обучения и др. Для того, чтобы она не стала гибридом образовательных программ, следует тщательно изучить основные характеристики рабочих программ педагогов, представленных в научно педагогической литературе.
Кроме того, педагогу необходимо учитывать: (слайд №6)
содержание образовательной программы ДОО;
систему используемых образовательных технологий и методик;
методический (специально оборудованные кабинеты, предметно-развивающая среда группы, наглядный материал, комплект разработанных «примерных» конспектов образовательных ситуаций и т. д.) И дидактический комплексы (пособия, раздаточный материал как обязательное условие для реализации педагогических технологий, в т. ч. ИКТ);
содержание воспитательно-образовательной работы с детьми (недельная образовательная нагрузка), предусматривающей различные организационные формы.
Следует отметить, что на сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Поэтому каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа
может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой
дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. N 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования). При этом педагог может корректировать все структурные элементы рабочей программы с учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.
(слайд №7) Остановимся подробнее на примерных структурных элементах рабочей программы педагога ДОО:
• титульный лист;
• пояснительная записка;
• основная часть рабочей программы, которая
включает:
- календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование);
- расписание образовательной деятельности;
- краткое содержание программы;
- особенности организации образовательного процесса;
- условия реализации программы;
• список литературы;
• приложение к программе.
На титульном листе, (слайд №8) который считается первым и не подлежит нумерации, так же как и листы приложений, указываются:
- полное название дошкольной образовательной организации;
- сведения о согласовании и утверждении документа руководителем ДОО (грифы «Согласовано» (дата, N протокола) и «Утверждаю»);
- название рабочей программы;
- адресность (возрастная группа, возраст детей);
- сведения об авторах (должность, Ф. И. О.);
- место нахождения, год составления рабочей программы
Следующий структурный элемент рабочей программы - пояснительная записка, (слайд №9) - раскрывающий актуальность реализации содержания рабочей программы, ее цели, задачи, основные принципы, особенности организации образовательного процесса.
Актуальность поясняется с позиции существующей образовательной. системы, социального заказа, потребностей ребенка, его родителей, самого педагога: механизмы достижения качества образования, приоритетные задачи рабочей программы.
При постановке целей рабочей программы (слайд №10)необходимо ориентироваться на основные цели ФГОС дошкольного образования:
• повышение социального статуса дошкольного образования;
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
• сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи рабочей программы (слайд №11)определяются исходя из задач примерной основной образовательной программы дошкольного образования и парциальных программ, определенных для составления основной образовательной программы ДОО, а также задач, на решение которых направлен ФГОС дошкольного образования:
*охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
*обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительстве,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (В том числе ограниченных возможностей здоровья);
*обеспечение преемственности цепей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
*создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; *объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
*Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок учебной деятельности;
*обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
*Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическими физиологическим особенностям детей;
*обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (Законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В качестве принципов рабочей программы (слайд №12) могут быть указаны основные принципы дошкольного образования, определенные ФГОС дошкольного образования;
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста}, обогащение (амплификация) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
• содействие и сотудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
•. сотрудничество организации с семьей;
•. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
Также в пояснительной записке дается характеристика возрастных
особенностей воспитанников группы:( Слайд №13)описание контингента детей паспорт группы (возраст, пол, национальная принадлежность, группа здоровья); характерные особенности данного возраста.
Далее раскрываются особенности организации образовательного процесса, (слайд №14) например:
• образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации;
• процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности
• содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;
• образовательный процесс строится на основе партнерского характера, взаимодействия участников образовательных отношений.
Здесь же описываются традиции, сложившиеся в ДОО и конкретной группе, специфика национальных и социокультурных условий и т. д.
Также в пояснительной записке отражается программно-методический комплекс образовательного процесса, который включает: (Слайд № 15)
• примерную основную образовательную программу дошкольного образования,
• парциальные программы;
• методическое руководство для воспитателей (перечень основных методических пособий, обеспечивающих образовательный процесс);
• перечень наглядного, демонстрационного материала, сопровождающего реализацию рабочей программы;
• перечень пособий для детей (печатные издания, развивающие книги, дидактические игры и пособия для индивидуальной работы и т. д.).
Отдельно указываются используемые методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей группы,(Слайд №16) а также подходы к формированию предметно-развивающей среды. Например, на современном этапе развития педагогики существуют технологии, которые обеспечивают преемственность дошкольного и начального уровня общего образования. Успешно зарекомендовали себя:
• здоровьесберегающие технологии;
• технология проектного обучения;
• личностно ориентированная технология;
• игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, педагогические системы В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н-А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и др.
(слайд №17)Предметно-развивающая среда согласно требованиям ФГОС дошкольного образования должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной,
Обязательным пунктом в рабочей программе является перечень нормативных документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность: (слайд №18)
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Нормативные документы регионального и муниципального уровней
В основной части рабочей программы отражаются (слайд № 19)
- Возраст детей (группа);
- Календарно-тематический план;
- Расписание организованной образовательной деятельности;
- Содержание образования с учётом требований ФГОС ДО (программнок содержание с описанием образовательной деятельности, представленной в пяти образовательных областях);
- Особенности организации образовательного процесса
Основным блоком при описании программного coдержания является тема. Традиционно тематическая неделя в ДОО начинается в понедельник и заканчивается в пятницу. Поэтому целесообразно вынecти название темы в строку, которая будет организационные направления деятельности, реализующие содержание пяти взаимодополняемых образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое,художественно-эстетическое и физическое развитие. Представить можно виде таблицы (слайд № 20)
Содержание тематической недели может быть представлено в виде описания форм работы с указанием тем конкретной деятельности и методической литературы, которую использует воспитатель. Педагог может самостоятельно разрабатывать сценарии мероприятий. Такие авторские разработки в виде игровых сеансов, сценариев развлечений, материалов для дистанционных консультаций семьям детей представляются в приложении к рабочей программе с нумерацией, определяющей ее порядок . В содержании указывается только ссылка на приложение
Далее раскрывается модель организации образоватeльной деятельности в группе.
(слайд 21)
Так, жизнедеятельность детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организацииобразовательного процесса: специально организованной образовательной деятельности взрослого и детей (групповой, подгрупповой или индивидуальной) и самостоятельной деятельности детей.Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственнообразовательной деятельности (несопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми - утренним приемом воспитанников, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
При описании особенностей организации образовательного процесса указываются формы работы с детьми, (слайд №22) приводится описание режимов пребывания детей данной возрастной группы в холодный и теплый периоды, режима закаливания и двигательного режима. Творческие педагоги не оставят без внимания сложившиеся традиции дошкольной организации: праздники, проекты, акции и т. д. Если традиционные события не вошли в содержание тематической недели, то необходимо их представить в виде отдельного плана.
В разделе «Условия и средства реализации рабочей программы» (слайд №23)раскрывается материально-техническое (пространственная и предметно-развивающая среда) и программно-методическое обеспечение.
В программе описывается пространство, используемое педагогом в образовательном процессе с учетом возраста детей:
*среда групповой ячейки;
*помещения ДОО, которые используются для реализации рабочей программы данной возрастной группы.
• территория ДОО (например, прогулочный участок, спортивная площадка, экологическая тропа и т, д.);
• среда ближайшего социума, используемого в образовательном процессе (например, школа, библиотека, музей)
• оценка индивидуального развития воспитанников;
• взаимодействие с родителями воспитанников.
Многие воспитатели современных дошкольных образовательных организаций среду групп представляют в виде плана-схемы. Работа по составлению такого плана позволяет педагогу, с одной стороны, проводить рефлексию профессиональных способностей, знании концепции предметно-развивающей среды дошкольного образования, а с другой - проявить творческий подход к созданию комфортной обстановки игрового помещения, что придает индивидуальный стиль группе.
Помещения ДОО, описание используемой территории и среду ближайшего социального пространства можно представить в виде перечня или таблицы, а для отражения частоты использования добавляется график посещения.
Опытные воспитатели понимают важность и необходимость контрольной функции образовательного nроцесса, поэтому особое внимание раздела может быть уделено оценке индивидуального развития воспитанников. Согласно п, 3.2.3. ФГОС дошкольного образования «при реализации Программы может проводитъся oценкa индивидуального развития детей … в paмках пeдагогической диагностики». Таким образом, в рабочей программе следует представить перечень используемых диагностических методик с указанием периода и цели проведения диагностики.(Слайд №24)
Важно помнить одно, что по итогом проведения педагогической диагностики должны стать индивидуальные маршруты развития детей группы.
По выбору педагога описание взаимодействия с родителями воспитанников (Слайд №25)может быть представлено в рабочей программе в виде:
*перспективного плана по взаимодействию с родителями;
• отдельной графы «Взаимодействие с родителями» в содержании тематической недели.
Нововведением в планировании деятельности воспитателя стало требование по составлению презентации рабочей программы для родителей. Если
презентация размещена на сайге ДОО или личном сайте педагога, то в рабочей программе необходимо сделать ссылку на соответствующий материал.
Структурный элемент рабочей программы «Список литературы»(Слайд № 26) включает перечень использованной воспитателем литературы в работе с детьми.
Прежде всего, это методическая литература.
В разделе «Приложения к рабочей программе»(Слайд №27) могут быть представлены следующие материалы;
• конспекты (сценарии) различных форм образовательной деятельности с детьми;
• описание игр и игровых упражнений;
• сценарии мастер-классов для педагога и родителей;
• сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары);
• комплексы утренней гимнастики;
• визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, размещенные на стендах, в буклетах и памятках и т. д.).
(слайд №28) Технические требования к оформлению рабочей программы :
- формат листов А4;
- редактор Word for Windows;
- шрифт Times New Roman;
- кегль 12—14;
- междустрочный интервал - одинарный;
- поля со всех сторон 2 см;
- выравнивание по ширине,
- абзац 1 см;
- переносы в тексте не ставятся;
- центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word;
- таблицы вставляются непосредственно в текст;
- нумерация страниц, кроме титульного листа и приложений.
Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 10 сентября текущего года) приказом руководителя дошкольной образовательной организации (или образовательного комплекса).
Утверждение рабочей программы предполагает предварительное ее обсуждение и принятие членами педагогического совета.
В зависимости от того, насколько грамотно педагог сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать образовательный процесс, зависит результат воспитательно-образовательной работы в целом. Рабочая программа, составленная с учетом социального заказа на образовательные услуги, может стать инструментом совершенствования качества образования, будет способствовать достижению социально значимых результатов образования воспитанников и стимулировать профессиональное развитие самого педагога.
Составление рабочих программ и планирование образовательной деятельности - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогами дошкольной образовательной организации. Неслучайно у педагога, особенно начинающего, может возникнуть желание использовать уже существующие программы (типовые или разработанные другими авторами), чтобы избежать возможных трудностей.
Однако такая позиция исключает личность педагога из процесса проектирования, существенно огранивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качестве образования.
Используя уже существующие программы, не перерабатывая и не адаптируя их к особенностям образовательного процесса в своей группе, он выступает в роли исполнителя чужого проекта, механически выполняющего готовые положения. В результате такого пoдxoдa воспитанники и педагог не получают целостного представления об изучаемой теме. Осознание целостности содержания если и приходит, то только после нескольких обучающих циклов, т. е. формируется эмпирически, «методом проб и ошибок».
Используемая литература и интернет ресурсы:
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/77166.html
«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №6. 2014 г
Статья «Составление рабочей программы педагога ДОО»
Передовой педагогический опыт педагога
Определение понятия "передовой педагогический опыт".
К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.
В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.
Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта.
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.
Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.
Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д.
Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.
Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени. Пятый показатель ППО - наличие в нём элементов новизны.
Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. В практике бывают случаи подмены ППО прожектёрством. Прожектёрские начинания, которые чаще всего делаются "на показ", в погоне за дешёвым успехом, не выдерживают проверки временем, не дают устойчивых положительных педагогических результатов. Вот почему так важно безошибочно отличать действительно ППО от беспочвенного прожектёрства. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития ОУ.
Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность.
Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:
- в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;
- какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты
Седьмой показатель ППО - репрезентативность.
Репрезентативность - это:
- достаточная проверка опыта по времени;
- подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
- возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.
Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.
Классификация передового педагогического опыта.
- Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.
- Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
- Дающий высокие результаты по признаку эффективности
- Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предпоагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
- Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
- Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.
- Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени
Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.
Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.
Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г.Амосову):
- Определение цели изучения ППО.
- Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.
- Выбор средств и методов изучения ППО.
- Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта
- Выделение диагностирующих единиц изучения
- Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.
- Сопоставление плана изучения опыта
- Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.
- Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.
- Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.
Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками).
Изучение и обобщение опыта:
- Выявление объекта изучения:
- оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;
- выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;
- первый сбор информации о деятельности педагога;
- выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;
- определение объектов изучения.
- Постановка цели изучения:
- выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога;
- формулировка проблемы;
- теоретическое обоснование опыта;
- выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;
- формулировка цели изучения.
- Сбор информации об изучаемом опыте:
- отбор методов сбора и обработки информации;
- составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;
- реализация методов сбора информации об опыте.
- Педагогический анализ собранной информации:
- расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;
- оценка идей опыта на основе критериев;
- определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;
- выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.
- Обобщение опыта:
- систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;
- формулировка сущности и ведущей идеи опыта;
- раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;
- определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;
- описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.
Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.
Анализ и обобщение опыта.
Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.
- Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
- Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
- Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т.д.
- Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
- Материальное оснащение деятельности педагога и детей. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.
- Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.
- Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности. Из сказанного выше видно, что анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.
Рекомендации по обобщению ППО
Рекомендации
по обобщению передового педагогического опыта.
- Методика обобщения ППО.
- Изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и т.д.:
- анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамики общего развития;
- выявление способов, приёмов, опыта управления и организации познавательной деятельности детей, посредством которых достигнут положительный опыт;
- выявление отсутствия перегрузки детей;
- определение в опыте работы элементов новизны.
- Определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки ППО.
- Описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты.
- Обсуждение и анализ ППО на Совете педагогов, вынесение решения.
- Распространение ППО на методических мероприятиях ОУ. Материалы опыта наглядно оформить и представить в методкабинет.
- Оформление обобщённого передового педагогического опыта.
- Педагогическая характеристика учителя (воспитателя) и т.д., подписанная руководителем.
- Ф.И.О. Образование. Какое, когда окончил учебное заведение. Педстаж. Награды. Квалификационная категория.
Памятка обобщения передового педагогического опыта (рекомендации педагогам ОУ).
- Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
- Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т.д.
- Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее и конкретнее.
- набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы
- Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно".
- Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нём не показано, как растут и развиваются дети.
- Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.
- Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
- Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т.д.)
- Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.
Методика обобщения и распространения ППО.
Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения и распространения ППО. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы.
Организационные единицы |
Формы |
Методы |
Методические объединения |
Открытые занятия |
Наблюдения |
Научно-педагогический Семинар |
Научно-практическая конференция |
Беседа |
Проблемная лаборатория |
Совет педагогов |
Анкетирование |
Школа передового опыта |
Педагогические чтения |
Анализ документации |
Школа педагогического мастерства |
Педагогическая выставка |
Хронометрирование |
Спецкурс |
Диспуты и дискуссии |
и т.д. |
и т.д. |
Самообразование |
|
Семинарские занятия |
||
Практикумы |
||
Консультации |
||
и т.д. |
Любая организационная единица может использовать практически все формы и методы обобщения и распространения ППО.
Названные организационные единицы не исключают и другие способы обобщения и распространения ППО. В каждом ОУ, исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива, избирают тот способ, который наиболее им подходит.
Выявить, изучить, обобщить, распространить ППО - это ещё не всё, внедрить его, вот наиболее трудная составная часть этой работы. Главное для успешного внедрения ППО - это умение администрации заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применение каких-либо административных мер. Нужно, чтобы педагог сам вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личным опытом.
Обобщая практику внедрения ППО, можно назвать следующие основные элементы, из которых складывается этот сложный процесс: ознакомление педагогов с ППО, разъяснение преимуществ рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы; показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению; практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приёмов (школа ППО, семинары, практикумы0; решение Совета педагогов ДОУ, производственного совещания с рекомендациями о внедрении ППО; контроль за выполнением решений, оказание необходимой помощи в преодолении возникших затруднений.
Итак, необходимо использовать разнообразные активные формы распространения ППО.
Оформление ППО.
Титульный лист
Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения)
Ф.И.О.
Тема опыта
Идея опыта (главная цель)
Структура описания обобщённого педагогического опыта.
ИПМ 1. Сведения об авторе.
ИПМ 2. Условия формирования опыта.
ИПМ 3. Теоретическая база опыта.
ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.
ИПМ 5. Новизна опыта.
ИПМ 6. Адресность опыта.
ИПМ 7. Трудоёмкость опыта.
ИПМ 8. Технология опыта.
ИПМ 9. Результативность опыта.
Схема описания передового педагогического опыта
по модульной технологии.
Титульный лист.
Чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы.
Далее надо сформулировать идею опыта. Идея - центральная, основная мысль опыта. Идея опыта формулируется предложением, которое состоит из двух частей:
Цель = конечный результат /средства его достижения.
Например, формирование творческой личности дошкольника средством решения изобретательских задач.
Идея должна следовать теме, а опыт - раскрывать идею.
ИПМ 1.Сведения об авторе:
Ф.И.О.
Образование
Название (полное) учебного заведения, год его окончания
Специальность по диплому
Место работы
Должность
Педагогический стаж
Стаж работы в занимаемой должности
Квалификация
Награды (Департамента образования Тульской области и выше).
ИПМ 2. Условия формирования опыта.
Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
- изучение методической литературы;
- изучение опыта коллег;
- курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;
- активное участие в работе городских методических объединений и т.д.
ИПМ 3. Теоретическая база опыта.
Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.
ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта (раскрыты в критериях ППО).
ИПМ 5. Новизна опыта (раскрыта в критериях ППО).
ИПМ 6. Адресность опыта.
Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т.д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т.д.).
ИПМ 7. Трудоёмкость опыта.
Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать в чём состоят трудности при использовании данного опыта.
ИПМ 8. Технология опыта.
Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.
ИПМ 9. Результативность опыта (раскрыта в критериях ППО).
Приложение к опыту работы:
- алгоритм подготовки к занятию;
- алгоритм проведения занятий и других видов деятельности;
- конспекты занятий;
- планы учебно-воспитательной работы с детьми;
- продукты детской деятельности;
- фотографии;
- аудио-видео-записи;
- дидактический материал;
- публикации в СМИ;
- выступления на методических мероприятиях;
- педагогическая диагностика;
- рабочая программа;
- план кружковой работы с детьми;
- и т.д.