Памятка «Этапы занятия «открытия» нового знания»

Памятка «Этапы занятия «открытия» нового знания»

 I. Введение в игровую ситуацию:

-  ситуативно-подготовленное  включение  ребенка в познавательную деятельность;

- ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Рекомендации к проведению:

- доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и т.д.:

-  беседа, сообщение и т.п. (Вы любите путешествовать? Хотите отправиться  в .. и т.п.).

2. Затруднение в игровой ситуации:

- актуализация знаний, необходимых    для    изучения    нового    материала,

и предметная  деятельность детей:

- фиксация затруднения;

- установление причины затруднения.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей; создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания или способа действий; развивать мышление и речь.

Требования к этапу

1.  Воспроизводятся    знания,    умения,    навыки,    являющиеся    основой    для «открытия»   нового   знания    или   необходимые   для   построения    нового   способа действий.

2.  Предлагается задание, требующее от детей нового способа действия.

3.  Активизируются    соответствующие    мыслительные   операции,    внимание, память и т.д.

4.  Возникшее   затруднение   фиксируется   в   речи   детей   и   формулируется педагогом.

Рекомендации к проведению

Возможны коллективные и индивидуальные формы работы:

- совместная деятельность детей в парах и группах;

- коммуникативное взаимодействие педагога и детей:

- задания для самостоятельного выполнения.

Используемые методы:

- побуждающий и подводящий диалоги и т.д.;

- фиксирование в речи различных вариантов решения на этапе актуализации, воспроизведения знаний, затруднения;

- включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и т.п.

3. «Открытие» нового знания или способа действий:

предлагаются и принимаются новый способ действий, новое понятие, новая форма записей и т.д.

Дидактические задачи: формировать понятие или представление об изучаемом; развивать мыслительные операции.

Требования к этапу

1.  Воспитатель предлагает  детям метод решения проблемы и на его основе помогает выдвигать предположения, гипотезы, идеи и обосновывать их.

2.  Воспитатель   выслушивает   ответы   детей,   обсуждает    их   с   остальными, помогает делать вывод.

3.   Используются предметные действия с моделями, схемами и пр.

4. Новый способ действий фиксируется в словесной форме и, по возможности, в виде рисунка или в знаковой форме, предметной модели, схематически и т.д.

5.  С    помощью    воспитателя    дети    преодолевают    возникшее    затруднение с помощью нового способа действия и делают выводы.

Рекомендации к проведению:

коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог «мозговой штурм» и т.д.;

использование двигательной активности;

использование предметных, игровых, конструкторских материалов и материализованных моделей.

4. Включение нового знания в систему знаний ребенка или воспроизведение нового способа действий в типовой  ситуации:

усвоение нового способа действий;

закрепление нового понятия, ноною знания, нового оформления записей и т.д.;

обеспечение выражения знаний в разной форме;

углубление понимания нового материала.

Дидактические задачи: тренировать мыслительные способности (анализ, абстрагирование и т.д.), коммуникативные способности; организовывать активный отдых детей.

Требования к этапу

1.      Выполнение продуктивных, т.е. наиболее эффективных заданий на усвоение знания или нового способа действий в разнообразных условиях его проявления.

2.      Ориентировка на существенные признаки и способы действий, которые дети «открыли».

3.      Использование   приемов   выбора,  сравнения,   обобщения:  анализ  ошибок, обсуждение различных способов решения.                         

Рекомендации к проведению:

- совместная деятельность воспитателя и детей;

- коммуникативное взаимодействие детей между собой (в группах, парах);

- дидактические   игры,   игровые   ситуации,   соревнования,   развлекательные приёмы и пр.

5. Повторение и развивающие задания: игры и занимательные упражнения развивающего характера, направленные на совершенствование ранее сформированных способностей.

Требования к этапу

1. Взаимосвязь с ранее изученным материалом.

2. Повторение как обучающий, а не контролирующий этап.

Рекомендации к проведению:

-  коммуникативное взаимодействие - преимущественно в группах или в парах;

- возможность выбора заданий детьми.

6.  Итог занятия:

- фиксация   в речи детей нового знания;

-  анализ детьми собственной и коллективной деятельности;

- помощь ребенку в осмыслении им своих достижений и проблем.

Дидактические задачи: осмысление детьми деятельности на занятии.

Требования к этапу.

1.      Организация    рефлексии    детей    и    их    самооценки    своей    деятельности на занятии.

2.      Фиксация достигнутого результата на занятии - приобретения нового знания или способа деятельности.

Рекомендации к проведению: беседа и ответы на вопросы:

-  Во что вы играли?

- Что понравилось больше всего?

- Что нового вы узнали?

-   Каким способом?

- Что вызвало у вас  затруднение? И т.д.

Возможно использование специальных сигналов: знаков, шкалы т.д. - для обозначения степени достижений, уровня «роста» знаний на занятии

Этапы занятий «открытия» нового знания в технологии "Ситуация "

Этапы занятий «открытия» нового знания в технологии «Ситуация»

1. Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать, так называемую «детскую» цель.

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

Задавая вопросы в последовательности («Хотите?» – «Сможете?») воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!».

Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»).

2. Актуализация знаний и умений

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель направляет деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия».

У детей формируется опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».

3. Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым.  Здесь моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением и  для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, которое опирается на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и  которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью).

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется формирования умения учиться – вопрос: «Что сейчас нам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели.

4. «Открытие» нового знания (способа действий)                                                                                                                                

На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.

Вначале воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «попробовать догадаться самому» и/или «спросить у того, кто знает». В старшем дошкольном возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по образцу». Педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и, возможно, в знаках. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

На данном этапе воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.

При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте могут использоваться вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»).

. Использование на данном этапе таких форм организации детской деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать у дошкольников навыки культурного общения и коммуникативные умения.

6. Осмысление

На данном этапе происходит фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) пригодились?» – подводит детей к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)…»).

Подводя итоги, можем сказать, что технология «Ситуация» является инструментом для системного и целостного формирования у дошкольников первичный опыт выполнения всего комплекса универсальных учебных действий.

В результате использования технологию деятельностного метода «Ситуация» у детей стало получаться фиксировать то, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Следует отметить, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и  не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.  А с  помощью воспитателя и системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогаем детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Дети с удовольствием вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникшее ранее затруднение. Они  предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.

СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ «ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ» для дошкольников

            СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ «ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ» для дошкольников     Приложение 6.

Этапы занятия

Требования к этапам

Обратите внимание на ...

Комментарии

1.

Введение в игровую ситуацию

Мотивация и включение детей в деятельность

1). Соответствует ли выбранный прием конкретной ситуации и особенностям группы.

 2). Наблюдается ли готовность детей к деятельности?

 

2.

Актуализация и затруднение в игровой ситуации

1). Актуализация способов действий и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

2) Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

1). Целесообразен ли подбор заданий с точки зрения поставленных целей?

2). Включены ли развивающие задания? Что именно развивается?

3). Хорошо ли дети понимают воспитателя, сами ли справляются с заданиями?

4). Зафиксировано ли самими детьми запланированное затруднение?

 

3.

«Открытие» детьми нового знания

1). Построение детьми нового знания с помощью предложенного воспитателем способа действий.

2) Фиксация воспитателем в речи и знаково нового знания (факта, понятия, алгоритма, свойства)

3). Создание ситуации успеха в совместной деятельности.

1) Возник ли у детей интерес к разрешению проблемной ситуации?

2) Сумел ли воспитатель подвести их с самостоятельному «открытию»?

3) Не нарушена ли воспитателем роль организатора (а не участника) коммуникации?

4) Достаточно ли четко проведена фиксация воспитателем нового задания в речи?

5) Проверена ли знаковая фиксация нового знания? 6) Не наблюдается ли признаков утомления у детей?

 

4.

Воспроизведение нового знания в типовой ситуации и включение его в систему знаний

1) Выполнение детьми типовых заданий на новый способ действий ( по возможности, с комментированием в громкой речи). 2).Создание ситуации успеха в индивидуальной деятельности. 3).Использование нового знания для решения задач на повторение и закрепление изученного ранее м-ла.

1) Успешно ли дети справились с предложенными заданиями? 2) Сумели ли они применить построенное знание в новых условиях при решении задач на повторение? 3) Продвинулись ли дети вперед в развитии речи? 4) Создана ли для каждого ребенка ситуация успеха? 5) Не наблюдается ли признаков утомления детей?

 

Дидактическая игра

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические, игры.

В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: "Краски", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Наоборот" и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре "Краски" нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают сказочные и любимые цвета: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. "Скачи по дорожке на одной ножке" - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому дети всегда играют в такие игры.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры "лото", получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным участником игры.  Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна. Таких игр в младших группах проводится несколько: "День Рождения куклы Кати", "Оденем Катю на прогулку", "Катя обедает", "Купание Кати". Игры с куклами являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно – ролевым играм.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей. Такие игры, как "Умные машины", "Молочная ферма", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Умственное воспитание. Содержание дидактическихигр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.

Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию  - главная задача многих словесных игр.

В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.

Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и тд.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

Основные виды игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?": дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре "Отгадай какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.

Для любознательных. Родина пазлов – Англия, год рождения 1763 г. Автор – английский гравер Д. Спилсбари, который изготовил из красного дерева географическую карту, разрезанную по границам стран. Карта использовалась в качестве дидактического пособия в школе. Во второй половине 19 века пазлы появились в Европе и  Америке. Их начинают делать из картона. Революционным открытием стало изобретение особой техники пазлов, а именно отдельные элементы скреплялись друг с другом и составляли компактный рисунок, чем пазлы отличаются от мозаики.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре.( "Отгадай кто это?" ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.) Такое задание дается детям в младшей группе.

В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры.

 Словесные игры построены на словах и действиях играющих.В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.

Структура дидактической игры.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

Например, в известной всем игре "Магазин игрушек" дидактическую задачу можно сформулировать так: "Закрепить знания детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность". Такая дидактическая задача поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т.д.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру "Что изменилось?" использовать для упражнений в запоминании, "Магазин игрушек" - для развития мышления, "Отгадай что задумали" - наблюдательности, внимания.

Игровые правила.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры требуется: заметить в стихотворении "Это правда или нет?" Л.Станчева все небылицы:

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А замой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?

Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он получат приз.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: "Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!", "Давайте я считалочкой выберу водящего!"

"Узнай элементы узора".

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых вырианы росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила. Определить какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры. Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Варианты. Игрокам выдают большие карты, у ведущего – маленькие. Он показывает карточки по одной. У кого из играков найдется такой элемент в узоре на большой карте, забирает его себе. Выигрывает тот, кто быстрее соберет все элементы своего узора.

Игрокам выдают большие карты, маленькие – у ведущего. Чтобы получить нужную карточку игрок должен описать ее, например: "Мне нужна карточка на красном фоне, на которой есть черная смородинка". Если задание он выполнил точно и правильно, ведущий выдает ему карточку. Если в описании допустил ошибки пропускает ход.

До начала игры воспитатель составляет комплект из трех – четырех карточек., элементы которого соответствуют узору одного из изделий. Большие карты перемешиваются. Игроки получают по одному двум приборам. Их задача: к имеющемуся набору элементу подобрать карту с изделием. Выигрывает тот кто выполнил задание.

 

20 марта для педагогов образовательного учреждения был проведен семинар-практикум "Инновационные дидактические пособия, способствующие речевому и познавательному развитию". 

Денисова Дарья Алексеевна дала теоретическое обоснование применения дидактических пособий в образовательной деятельности.

Дарья Алексеевна отметила, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Рыбникова Ольга Николаевна провела с педагогами ряд игр с использованием авторких дидактических пособий.

Лосева Ольга Алексеевна представила вниманию педагов инновационные дидактические пособия: "Кукла" и пано "Времена года". Отметила, что пособияспособстуют формированию у детей дошкольного возраста знаний о смене времен года: основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности.

Морозова Татьяна Николаевна продемонстировала авторкое дидактическое пособие "Макет втомобильной дороги". Данное познавательное методическое пособие предназначено для детей 3 - 7 лет. Представлено в виде настольной игры с дополнительными элементами. Универсальность методического пособия заключается в том, что оно даёт возможность изучать правила дорожного движения как с одним ребенком, так и с группой детей. Чтобы игра была интересной и реалистичной, в состав методического пособия входятдорожное полотно, разнообразные фигуры участников дорожного движения (транспорт, люди, а также различные вспомогательные фигуры (здания, деревья, дорожные знаки и др., которые помогут участникам игры создать и разыграть ситуации, возникающие на дороге.

 

 

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 МБОУ «Центр образования 22 — Лицей искусств» (дошкольное отделение «Радость»). МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика