Краткосрочные образовательные практики по физическому развитию

Краткосрочные образовательные практики по физическому развитию

 

Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.

Краткосрочные образовательные практики (КОП) — это практики, позволяющие ребенку за небольшое количество занятий достичь конкретного результата.

Краткосрочная образовательная практика (КОП) — это организованная совместная деятельность, имеющая конкретный образовательный результат.

Краткосрочные образовательные практики в ДОУ могут быть использованы как вариативные формы непосредственно-образовательной деятельности по пяти образовательным областям.

         Темы краткосрочных образовательных практик выбираются с учетом интересов детей, запросов родителей, на основе увлечения педагогов той или иной деятельностью.

Отличие КОП от других форм организации образовательной деятельности детей

  • Краткосрочные образовательные практики – это не просто получение знаний, но и освоение и применение полученных знаний в действиях (на практике);
  • Знания, получаемые детьми, шире программных;
  • За короткий срок дети могут научиться чему-либо (от 1 до 8 занятий);
  • После каждого занятия дети получают готовый продукт своей деятельности;
  • Нет задачи прямого обучения

Цель реализации системы краткосрочных образовательных практик по выбору — создать условия для тех видов деятельности, какой деятельностью хотели бы дети заниматься по выбору, выстраивая свой индивидуальный маршрут.Дети, начиная с младшего возраста, пробуют выбирать ту деятельность, которая им нравится.

По деятельности:

- продуктивный характер — ориентация  дошкольников на создание продукта деятельности;

- практикоориентированный характер — направлены на формирование навыков и умений.

По направлениям:

Охватывают все 5 направлений развития дошкольника: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Пример КОП по физическому развитию:

  

КОП   «Веселая резиночка».

Актуальность.

Двигательная активность является врождённой, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом обуславливает его физическое развитие.

В  старшем дошкольном возрасте дети, имея высокую потребность двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне  и по причине того, что самостоятельная двигательная активность детей этого возраста все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также у детей этого возраста активизируются познавательные интересы (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т.д.). В связи с этим у детей именно этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.

В самостоятельной деятельности дети тоже двигаются, но чаще, они просто бегают, толкаются, не знают, куда направить свою энергию, а дома, где мама запрещает бегать, лазать по дивану, играть с мячом, малыши и вовсе, движению предпочитают телевизор или компьютер.  Поэтому, мы, взрослые, должны поддержать эту неуёмную потребность детей в движении, помочь им реализовать свои физические возможности.   Что же  предложить нам детям  взамен компьютерам и телевизорам, игровым приставкам и электронным играм?

Как оказалось, всё новое – хорошо забытое старое. Это «новая» старая игра в «резиночку». И мы подумали : «А почему бы и наших детей не увлечь этой замечательной игрой?». 

Основой игры являются прыжки.  

Прыжок в «Резинках» – это не просто прыжок в высоту. Он имеет особую, отработанную технику, поэтому игра в «резиночку»способствует развитию координации движений, выносливости, ловкости, укреплению всех мышцы тела и сердечно - сосудистой системы организма. Прыжки направлены на тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки через резинку способствуют повышению выносливости, тренируют чувство ритма, в прыжках дети проявляют большую активность и настойчивость. И самое главное - эта игра увлекательна и не требует много места.

Правила игры в «резиночку» просты, как все гениальное. Для игры понадобится отрезок резинки, длиной от 2 до 4 метров и участники в количестве от 3 человек. Резиночка связывается, образуя замкнутый контур, и растягивается на ногах 2 играющих, после чего 3 участник начинает игру.

Цель:повышение двигательной активности детей, воспитание интереса к подвижным играм.

Задачи:

  1. Формировать двигательные умения и навыки, необходимые при прыжках через резинку.
  2. Закрепить умение самостоятельно организовывать подвижные игры.
  3. Развивать физические качества: выносливость, силу, ловкость, координацию движений.
  4. Развивать самостоятельность, творчество, инициативу.
  5. Вызвать у детей положительные эмоции и интерес к игре.

Количество занятий: 4 занятия.

Участники: дети 5-7 лет.

Материалы и оборудование: текстильная резинка,

Предполагаемый результат: Дети овладеют навыком прыжков через резинку разными способами.

Технологическая карта

Занятие № 1.

Задачи:

  1. Создать условия для игры.
  2. Познакомить детей с игрой «Резиночка».
  3. Учить детей выполнять базовое упражнение «Березка».
  4. Формировать у детей умение выполнять упражнение в соответствии со схемой.
  5. Развивать внимание, координацию движений.
  6. Воспитывать уважение к своим товарищам.

Предполагаемый результат:

  1. Дети познакомятся с новой игрой.
  2. Научатся прыгать через «резиночку» боком.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Беседа  «Любимые подвижные игры»

Дети рассказывают о том, в какие подвижные игры любят играть.

Рассказ об игре «Резиночка», объяснение правил игры.

Обсуждение правил игры «Резиночка».

Показ видеоролика «Веселая резиночка».

Просмотр видеоролика.

Показ упражнения «Березка» по алгоритму», а также схемы выполнения упражнения.

Дети самостоятельно отрабатывают прыжки, обсуждают правильность выполнения прыжков в соответствии со схемой.

Занятие № 2

Задачи:

  1. Учить детей выполнять базовые упражнения «Пешеходы» и «Ступеньки».
  2. Повторить упражнение «Березка».
  3. Продолжать учить детей выполнять упражнения в соответствии со схемами.
  4. Развивать интерес к игре.
  5. Воспитывать настойчивость в достижении своей цели.

Предполагаемый результат:

  1. Дети научатся прыгать через «резиночку» на двух ногах прямо.
  2. Выполняют упражнения в соответствии со схемой.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Повторение упражнения  «Березка» без алгоритма

Самостоятельное выполнение упражнения детьми.

Показ выполнения базовых упражнений «Пешеходы» и «Ступеньки».

Дети отрабатывают прыжки через «резиночку».

Демонстрация схем для выполнения прыжков.

Дети рассматривают схемы выполнения упражнений, обсуждают правильность выполнения прыжков в соответствии со схемой.

Занятие № 3

Задачи:

  1. Учить детей выполнять базовое упражнение «Бантик.
  2. Повторить выполнение упражнений «Березка» «Пешеходы» и «Ступеньки».
  3. Закрепить умение детей выполнять упражнение в соответствии со схемой.
  4. Развивать навыки сотрудничества.
  5. Воспитывать интерес к занятиям физкультурой.

Предполагаемый результат:

  1. Дети  прыгают через «резиночку» с зацепом ногой.



Деятельность педагога

Деятельность детей

Повторение упражнений «Березка», «Пешеходы», «Ступеньки» без алгоритма.

Дети самостоятельно выполняют прыжки.

Показ базового упражнения «Бантик».

Дети отрабатывают прыжки через «резиночку».

Демонстрация схем выполнения прыжков.

Рассматривание схемы и выполнение упражнений в соответствии с ней.

Занятие № 4

Задачи:

Предполагаемый результат:

  1. Дети прыгают через «резиночку» разными способами.
  2.  Самостоятельно начинают игру.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Повторение знакомых упражнений.

Дети самостоятельно отрабатывают прыжки через «резиночку».

Практика использования дидактического пособия «Цветной парашют» в физическом развитии детей дошкольного возраста

Движение – основа практически любой деятельности ребёнка. Однако сегодня двигательная активность детей значительно снизилась. В наш технический век особенно важно развивать интерес ребёнка к физической культуре
и спорту, вызвать желание выполнять физические упражнения самостоятельно,а также обучить доступным двигательным умениям и навыкам. Необходимо разнообразить двигательную деятельность детей. Для этого существуют различные виды организованной и самостоятельной деятельности дошкольников с применением детского игрового парашюта.
В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии.
Использование этого яркого пособия помогает внести в организацию игр с детьми массу новых ощущений.
Игры с парашютом – не соревновательные: они учат согласованности действий и умению чувствовать движения других игроков. Для детей очень важно ощутить, что именно в движениях они могут почувствовать себя частью команды. В играх с парашютом это могут быть даже самые маленькие игроки!
Парашют – яркая и запоминающаяся фигура, которая отлично подходит для праздников и для знакомства, для объединения детей в команду.
Ребёнку любого возраста важно научиться согласовывать свои действия с командами ведущего и действиями других игроков. В играх с парашютом это достигается само собой, без особых усилий. Парашют настолько привлекателен
сам по себе, что обычно детей не приходится долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног.
Парашют очень полезен как тихим и медлительным детям, так и активным, в том числе и гиперактивным детям, поскольку игры с парашютом дают возможность «растормошить» тихих детей и утихомирить особо шустрых, дают
массу возможностей для игр с правилами. Кроме того, игры с парашютом развивают фантазию, умение подражать и показывать пантомимой какие-то характерные движения, если вообразить, что парашют – это домик, или море, или
шляпка гриба, зонтик. В играх с парашютом, как и в других подвижных играх, дети учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
Использование данного игрового пособия позволяет успешно решать следующие задачи:
- формировать двигательные умения и навыки;
- учить соблюдать правила игры;
- развивать физические качества (быстроту, ловкость), координацию движений, воображение, внимание, эмоциональный настрой;
- повышать двигательную активность, интерес к физкультурным занятиям;
- вырабатывать согласованность движений с музыкой, темпо-ритмическую организацию движений;
- учить применять двигательный опыт в самостоятельной игровой деятельности;
- воспитывать умение действовать в коллективе согласованно, укреплять дружеские взаимоотношения;
- способствовать снятию нервно-психического напряжения.
Игровой парашют можно использовать в разных видах деятельности: при организации образовательной и игровой деятельности воспитателем, на занятиях с учителем-логопедом, музыкальных занятиях, физкультурных занятиях,
спортивных праздниках, развлечениях, во время походов, прогулок.
Участвовать в игре может разное количество человек одновременно, в зависимости от размера парашюта, от количества цветных секторов. Играть можно как в помещении, так и на улице.
«Парашют» также применяется в работе с родителями (законными представителями) воспитанников. На родительских собраниях с целью знакомства, сплочения родителей между собой, при организации мастер-классов с целью ознакомления с техникой проведения подвижных игр, при проведении совместных с детьми занятий, спортивных праздников и развлечений.
 
Картотека игр и игровых упражнений
Игровые упражнения являются подготовительными в процессе обучения детей разнообразным подвижным играм. Подготовительные упражнения развивают слаженность движений, обучают правилам игры с парашютом.
Игровые упражнения
«Вверх-вниз»
Плавное поднимание и опускание парашюта. Развивает командное чувство.
«Волны»
Дружно держась за парашют, игроки поднимают и опускают его быстрыми, резкими движениями, создавая «волны». Следите за тем, чтобы игроки поднимали парашют, а не натягивали его.
Чередуйте спокойное море и бурные волны
«Бег»
Дополнительный инвентарь – музыка (по желанию). Пусть каждый игрок одной рукой держит парашют, отведя другую в сторону для равновесия. Начинайте бег по кругу в одном направлении, затем смените руки и направление бега. Возможен вариант игры с использованием музыки в качестве сигнала смены направления бега (т.е. направление меняется каждый раз, когда музыка замолкает).
«Взлёт и планирование»
В начале упражнения все держатся за парашют, разложенный на полу. По сигналу ведущего участники быстро поднимают парашют высоко над головой, а затем придерживают, пока он медленно опускается на землю. Не нужно тянуть парашют вниз; просто придерживайте его, пока он планирует по воздуху. «Гольф» Для упражнения необходимо взять парашют с отверстием в центре и мяч. Участникам предлагается катать мяч по парашюту по краю, по команде ведущего закатить его в центр, чтобы он упал.
«Орбита»
Положите на парашют большой резиновый мяч. Мяч – это «планета», парашют – «Солнечная система», а центр парашюта – «Солнце». Задача участников – сделать так, чтобы планета двигалась по орбите у края Солнечной системы и при этом не вылетела за ее пределы (упала с парашюта). «Подбрасывание мяча» Положите в центр парашюта резиновый мяч. Поднимая и опуская парашют, вы можете подбрасывать и ловить мяч. Когда игроки освоят задание, попробуйте добавить второй мяч.
«Попкорн»
Разложив парашют на земле, высыпьте на него 100 (или более) маленьких мячиков. Затем по сигналу ведущего все участники должны встать у парашюта, поднять его и «хлопнуть» парашютом (сделать быстрое движение вверх и вниз) так, чтобы мячики поднялись в воздух. Продолжайте «готовить попкорн» до тех пор, пока не вылетят все шарики.
«Волна»
Все стоят в кругу и держатся за парашют. Один ребенок поднимает высоко руки, затем следующий, следующий и далее по кругу. Задача: создать волнообразное движение. В качестве вариации можно садиться на корточки по очереди.
«Кто быстрее?»
Положите парашют на землю. Разделите детишек на две группы. Одна группа скатывает парашют с одной стороны к центру, другая группа – с другой. Кто быстрее свернет свою часть?
«Прогноз погоды»
Представим, что наш парашют стал океаном. На океане небольшой бриз. Легонько трясем парашют. А теперь поднялся ветер, волны стали сильнее и выше. Пошел дождь (прячемся под парашют), подул ураганный ветер (сильно трясем парашют). Засветило солнце (парашют высоко высоко) и волны успокоились (кладем парашют на землю).
«Пятнашки»
Поднимите парашют высоко-высоко над головой. Выберите ребенка, назовите его/ее имя. Теперь малыш должен пробежать (проскакать, пропрыгать, проползти) под парашютом до того, как тот опустится на землю.
«Черепаха»
Все вместе залезаем под парашют. Становимся на четвереньки, парашют – наш большой цветной панцирь. А теперь попробуйте двигаться синхронно, чтобы «черепаха» тоже двигалась.
«Левая-правая!»
Левой рукой поднимаем парашют, правой опускаем.
 
Общеразвивающие упражнения «Весёлая зарядка»
Цель: развитие внимания, умения выполнять движения в соответствии с текстом. Дети становятся по кругу парашюта. Выполняют движения в соответствии с текстом: ходьба по кругу друг за другом, держась правой (левой) рукой за ручки парашюта, поднимание и опускание рук, наклоны вперед.
На веселую зарядку
Приглашаю всех ребят!
Яркий парашют здоровья,
Раскрывайся для ребят!
Руки вверх поднимем мы
И опустим руки вниз,
Укрепляем спинку, руки.
Эй, ребята, улыбнись!
 
Игра «Три медведя»
Цель: создание благоприятного психоэмоционального состояния, выполнение движений в соответствии с текстом. Три медведя шли домой! (дети идут с парашютом по кругу) Папа был большой, большой, (парашют поднят вверх) Мама с ним – поменьше ростом, (руки с парашютом на уровне груди) А сынок – малютка просто (приседают, опуская парашют) Очень маленький он был, С погремушками ходил! (парашют ритмично поднимают и опускают) Дзинь-дзинь! (парашют кладут на пол и хлопают в ладоши)
Игра «Затейники»
Цель: развитие слухового и зрительного внимания, активизация двигательных навыков, формирование умения удерживать красивую статичную позу. Детям предлагается выбрать Затейника. Все идут по кругу, держат парашют и произносят слова. По окончании слов дети останавливаются, копируют движение, показанное «затейником» (приседания, наклоны, бег, прыжки и т.д.) Ровным кругом друг за другом Мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе Сделаем вот так!
Игра «Весёлый мяч»
Цель: развивать ловкость, воспитывать эмоциональную отзывчивость. Ребята стоят в кругу и держат в руках парашют, на котором лежит резиновый мяч, и, перекатывая мяч от одного к другому в произвольном направлении, произносят: Ты катись, весёлый мячик, Парашют не даст упасть, У кого весёлый мячик, Упражнение покажет нам! Тот, на ком заканчивается стихотворение, показывает упражнение, все повторяют.
 
Подвижные игры
Взрослый сопровождает чтение стихотворения подходящими по смыслу движениями, дети повторяют слова и движения.
«Весна»
Цель: развитие речи, умения ритмично двигаться в соответствии с текстом. Солнышко, солнышко Золотое донышко! Гори, гори ясно, Чтобы не погасло (идут по кругу, держа парашют)! Побежал в саду ручей (бегут по кругу, держа парашют), Прилетело сто грачей (поднимание, опускание парашюта) А сугробы тают, тают (медленное приседание), Веточки подрастают (подняться, вверх парашют)
«Воробьи»
Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, скорости, внимания. Игра, в которой игроки стараются занять свободное место. Дети идут друг за другом, держась за парашют, водящий движется противоходом. Все произносят слова, по их окончании – возле кого он останавливается, тот – «бездомный воробей». Они бегут в разные стороны, стараясь занять пустое гнездо первым. Шустрые воробушки по веткам скакали. Шустрые воробушки высоко летали. Один воробей в поле потерялся, Без гнезда остался!
«Художник»
Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, скорости, внимания. Выбирается водящий – «художник». Остальные игроки становятся по кругу, выбирая цветной сектор парашюта. Играющие, держась за парашют, ходят по кругу и произносят слова. По окончании слов «художник» называет цвет. В этот момент дети поднимают парашют вверх, а игроки, которые держатся за этот цвет на парашюте, пробегают под куполом парашюта навстречу друг другу и меняются местами.
Краски и карандаши,
До чего же хороши!
Жёлтый, красный, голубой,
Выбирай себе любой!
Игра «Пустое место»
Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, скорости, внимания. Дети, держась правой рукой за парашют, двигаются по часовой стрелке, а ведущий идёт в противоположную сторону со словами:
Вокруг домика хожу
И в окошечко гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу
Тук-тук-тук…
Все дети останавливаются. Воспитанник, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришёл?» Ведущий называет имя ребёнка и продолжает:
Ты стоишь ко мне спиной,
Побежим-ка мы с тобой.
Кто из нас удалой,
Прибежит быстрей домой?
Ведущий и ребёнок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займёт пустое место у парашюта.
 
«Кошки-мышки»
Цель: развитие умения сотрудничать, умения воспринимать и следовать правилам игры. Игра проводится по принципу игры «Мышеловка». Подгруппа детей поднимает парашют и говорит слова, а другая подгруппа пробегает под парашютом. Кто остался под парашютом, тот пойман. Затем подгруппы меняются местами. Можно не только бегать, но и ползать на высоких четвереньках.
«Карусель»
Цель: развитие ритмичности движений, умения согласовывать их со словами, бегать и ходить по кругу.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом-бегом-бегом!
Погодите, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два! Раз-два!
Вот и кончилась игра!
 
Игры малой подвижности
«Грибок»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения. Все держатся за ручки парашюта и плавно поднимают его три раза. На третий раз все, не отпуская ручки, заходят внутрь парашюта, и он плавно опускается сверху на всех:
Дует-дует ветерок,
Заходите под грибок!
«Доброе животное»
Цель: сплочение детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте в круг и возьмитесь за ручки парашюта. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – назад (3 раза). Так не только дышит животное, так бьется его сердце. Давайте послушаем, как оно бьется! Выполняют сильные удары ногами (3 раза) Мы все берем дыхание и стук сердца этого большого доброго животного себе».
«Букашки»
Цель: снятие нервно-психического напряжения. Подгруппа детей (мальчики) держат парашют, девочки в это время лежат «ромашкой». Парашют поднимается, дети – «букашечки» хаотично двигают ногами и руками, парашют опускается – «букашки» замирают. Затем подгруппы меняются местами.
«Волшебный сон»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения. Дети располагаются «ромашкой» на секторах парашюта. Под спокойную мелодию взрослый произносит слова: Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно...глубоко... Наши руки отдыхают... Отдыхают... засыпают... Шея не напряжена и расслаблена... Дышится легко... ровно... глубоко (Длинная пауза. Дети выходят из «Волшебного сна»)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали...
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
«Ветерок»
Цель: снятие нервно-психического напряжения. Это просто отдых, завершение игр с парашютом. Предложить детям лечь под парашют лицом вверх. Находящиеся в кругу поднимают и опускают парашют и «обдувают» лежащих детей ветерком.

Drumfit как современное направление физического развития детей дошкольного возраста

Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно и качественно овладевать разнообразной двигательной деятельностью. Усвоение детьми навыков разнообразных движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт. В условиях современного мира необходимо применять новые технологии для развития физических качеств дошкольников. Одним из современных направлений физического развития детей является драмфит.
Драмфит – это направление фитнеса с использованием фитболов и барабанных палочек.
Занятие драмфит очень похоже на игру на барабане. А барабан – это самый простой музыкальный инструмент, доступный детям дошкольного возраста. Цель: внедрить и активно применять технологию современного направления драмфит в практику работы дошкольной образовательной организации для достижения детьми качественно нового уровня физического развития. Задачи, решаемые с помощью занятий драмфит:
1) укрепление здоровья;
2) формирование двигательных навыков;
3) развитие физических качеств;
4) обучение правильному дыханию.
Занятия можно проводить в часы утренней гимнастики и в непосредственной образовательной деятельности. На занятиях используется следующее оборудование: - мячи фитболы; - специальные подставки для мячей; - деревянные палочки. Занятия в направлении драмфит выполняются с разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе, а соответственно с разным мышечным напряжением. Упражнения, используемые в данном направлении, развивают слух, моторику, внимание, координацию, чувство ритма и зрительно-слуховой памяти у детей любой возрастной группы. Также занятия драмфит являются прекрасным средством для развития органов дыхания. Ритмичность, аналитический характер движений позволяют формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм движений и частоту дыхания. Чёткий ритм, периодическое увеличение и снижение нагрузки способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объём сердца, улучшают ритмичность сокращений. Как правило, занятия драмфит проходят под музыкальное сопровождение. Музыка воздействует на эмоции детей, создаёт у них определённое настроение, влияет на выразительность детских движений. В соответствии с характером музыкального произведения меняется и характер движения детей. Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, чёткость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений влияет на их совершенствование. Движения становятся непринуждёнными, координированными, ритмичными. 
Для детей с ОВЗ важно использование упражнений, с помощью которых можно развивать гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение не только для физического, но и для умственного развития детей. Драмфит является хорошим средством для укрепления организма, оздоровления, а также сознательного управления движениями детей разных возрастных групп. Мною разработаны и апробированы комплексы (музыкально-ритмические композиции) для детей средней, старшей, подготовительной, а также для групп компенсирующей направленности. Для занятий драмфит можно организовывать малые подгруппы. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движений. Небольшое число детей в подгруппе позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением. Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения.
Каждый ребёнок имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития. Эти особенности влияют на усвоение двигательных умений и навыков. Технология драмфит успешно применяется при индивидуальной организации занятия с дошкольниками. Такая работа направлена на улучшение физического развития ослабленных детей, активизацию малоподвижных. Использование современного направления драмфит в праздничных мероприятиях ДОУ является ярким сюрпризным моментом, который поддерживает радостное настроение детей, вносит оживление и приносит удовольствие от праздника.

Театрализованная ритмопластика как средство двигательной активности и оздоровления детей дошкольного возраста

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». С каждым годом растет количество детей, страдающих нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, ожирением, деятельности органов дыхания, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья.

Одним из таких средств является методика И.И. Крыловой и И.В. Алексеевой «Театрализованная ритмопластика».

Театрализованная ритмопластика – вид деятельности, который помогает решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, нравственного и психического развития детей посредством ритмической гимнастики.

В отличие от обычной гимнастики в театрализованной гимнастике вид движений, их последовательность и музыкальное сопровождение определяется содержанием литературного произведения, положенного в основу занятия. Театрализованная ритмопластика – это игра в театр, созданная по сюжетам сказок с изображением героев и их действий движениями танцевального характера. Посредством движений дети учатся изображать живые объекты (животных, птиц, рыб, насекомых и др.), сказочные образы. Ценность таких движений в том, что ребенок, как активный участник действия, имеет возможности творческой самореализации в движении, создании образа, т.к. он ищет двигательный образ каждого «героя», «персонажа», а это, в свою очередь, способствует интенсификации процессов мышления, поиску наиболее выразительных движений.

При выполнении образных движений решаются задачи физической культуры. Образные и танцевальные движения могут быть рассмотрены как общеразвивающие упражнения, поскольку их выполнение сопряжено с физической нагрузкой, что способствует укреплению и равномерному развитию мышечной системы детей, формированию правильной осанки, совершенствованию двигательных навыков и умений, чувства ритма, координации. Поэтому упражнения театрализованной ритмопластики можно использовать и на физкультурных занятиях. Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста (быструю физическую и психическую утомляемость) в занятиях осуществляется частая последовательная смена активной деятельности (движения) и отдыха (художественное восприятие). Одной из основных направленностей театрализованной ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка, преодоление присущей детям дошкольникам угловатости, скованности движения и достижения наибольшей плавности, грациозности и эстетичности в выполнении гимнастических упражнений.

Разнообразие используемой на занятиях музыки дарит детям мгновения чудесного самовыражения, развивает творческие и физические способности, совершенствует коммуникативные навыки и обогащает эмоциональную сферу. Веселая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Каждое занятие - это путешествие в сказку, это игры и перевоплощения в различные образы. В основу занятий театрализованной ритмопластики входят известные и любимые детям русские народные сказки, а также сказки известных писателей, таких как Б. Заходер, С. Маршак, В. Сутеев, Н. Носов, Г. Андерсен, Ш. Перро, К. Чуковский. Опыт проведения театрализованной ритмопластики показал её привлекательность и доступность.

Цель: создание благоприятных условий для наиболее полного раскрытия и реализации творческих и физических способностей детей.

Задачи: 1. Развивать у детей устойчивый интерес к двигательной активности, способствовать полноценному физическому развитию посредством гимнастических (ритмических) упражнений.

2. Развивать двигательные качества и умения: ловкость, гибкость, пластичность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве; формировать правильную осанку, обогащать двигательный опыт.

3. Воспитывать активность восприятия музыки, учить выражать себя в соответствии с музыкальным образом; согласовывать движения с музыкой, развивать чувства ритма, музыкальный слух и память.

4. Воспитывать в детях чувство внутренней свободы, уверенности в себе, снятие закомплексованности; развитие психических процессов, нравственно-волевых и коммуникативных качеств.

5. Активизировать и развивать творческие способности детей.

6. Расширить представления детей об окружающем через литературные произведения; развивать интерес к познавательной активности.

Когда можно плакать? (По С. Прокофьевой)

Марш. И.п. – о.с. руки свободно опущены, спина прямая, взгляд перед собой. Шаги гимнастическим шагом, тянуть носок вниз, поднимая ногу.

Поклон. И.п. - о.с. ноги вместе, руки на поясе (у мальчиков), или за спиной, взгляд прямо перед собой. Шаг влево, правую ногу приставить, наклон головы вниз, голову поднять шаг вправо, наклон головы вниз, в и.п.

Девочки - И.п. - о.с. ноги вместе, руки держатся за юбочку. Шаг влево, правую ногу поставить на носок за пяткой левой ноги, сделать полуприседание с наклоном головы вниз, то же вправо.

В и.п. Жила-была девочка Маша. Она очень любила плакать. Плакала Маша и утром, и днем, и вечером. Однажды утром проснулась Маша и давай реветь. Подошел к Маше Петушок.

Петух: И.п. - стоя ноги вместе, руки отведены в стороны - назад, ладонями к себе, спина прямая, взгляд перед собой. Поднять правую ногу, согнутую в колене, носок тянуть вниз, одновременно поднять «крылья»-руки до уровня плеч в и.п. То же другой ногой.

- Не плачь, Маша, утром! Я по утрам пою «Ку-ка-ре-ку», а ты плачешь, мне петь мешаешь. Пошла Маша днем во двор. Села на крыльцо и опять заплакала.

Подошел к ней Козлик, посмотрел сердито.

Козлик: И.п. – встать, ноги на ш.п., указательные пальцы прижаты к голове (рожки), остальные пальцы собраны в кулачок, локти отведены в стороны. Наклон головы вниз вместе с «рожками», в и.п. - Не плачь, Маша, днем, – говорит Козлик, – будешь плакать, дождик пойдет, дети гулять не смогут. Послушалась Маша Козлика, плакать перестала и пошла гулять на лужайку.

Стопы.И.п. - сидя на полу, руки отвести в стороны-назад, опереться на ладони, соединенные ноги вытянуть в коленях, носки и пятки вместе, плечи тянуть вниз, шею вверх. Оттягивать носки ног поочередно от себя и натягивать на себя, в и.п. А на лужайке гуси траву щипали. Увидели они Машу, загоготали, шеи вытянули.

Гусь. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки приподняты в стороны, ладонями к себе (крылья). Сделать вдох, наклониться вперед, приподнимая голову и вытягивая шею, взгляд перед собой. Выдохнув сказать ш-ш-ш, в и.п.

Испугалась Маша и заплакала. Выпрыгнули из травы кузнечики.

Кузнечик. И.п. - о.с. руки на поясе. Прыжки на двух ногах вправо-влево.

- Не плачь, Маша, - говорят, - у нас голос тонкий, а ты плачешь громко, никто нашу песню не слышит! Заплакала Маша вечером. Прискакали из пруда лягушки.

Лягушка. И.п. – стоя, ноги слегка расставить, руки развести в стороны, предплечья поднять вверх, ладонями вперед, пальцы растопырить. Опустить предплечья с кистями вниз, локоть зафиксирован, в и.п.

- Перестань плакать, Маша! – говорят лягушки. – Мы вечером любим квакать, а ты нам мешаешь. Наступила ночь. Уложила мама Машу спать, а она опять давай реветь. Подошла к Маше кошка.

Кошка. И.п. - встать, ноги вместе, руки присогнуты в локте на уровне груди, локти вниз, кисти свободно висят у груди. Выполняя плавное поглаживающее движение правой рукой (вверх – вперед - вниз), принять и.п., то же левой рукой. Потянуться, разводя руки в стороны.

- Не плачь, Маша, ночью. Я своих котят спать укладываю, а ты им заснуть не даешь. - А когда же мне плакать? - спросила Маша. - А ты никогда не плачь, - сказала мама, – ведь ты уже большая девочка!

Поклон. Как в начале занятия. Марш.

И.п. – о.с., руки свободно опущены, спина прямая, взгляд перед собой. Шаги гимнастическим шагом, тянуть носок вниз, поднимая ногу.

Упражнения «Театрализованной ритмопластики»

Марш. И.п. – о.с., руки свободно опущены, спина прямая, взгляд перед собой.

Шаги гимнастическим шагом, тянуть носок вниз, поднимая ногу.

Поклон. И.п. - о.с. ноги вместе, руки на поясе (у мальчиков), или за спиной, взгляд прямо перед собой. Шаг влево, правую ногу приставить, наклон головы вниз, голову поднять, шаг вправо, наклон головы вниз, в и.п.

Девочки - И.п. - о.с. ноги вместе, руки держатся за юбочку. Шаг влево, правую ногу поставить на носок за пяткой левой ноги, сделать полуприседание с наклоном головы вниз, то же вправо. В и.п.

Стопы.

И.п. - сидя на полу, руки отвести в стороны-назад, опереться на ладони, соединенные ноги вытянуть в коленях, носки и пятки вместе, плечи тянуть вниз, шею вверх. Оттягивать носки ног поочередно от себя и натягивать на себя, в и.п.

Медведь. И.п. - стоя, носки ног повернуты внутрь, ноги присогнуты, руки округлы перед собой, пальцы растопырены. Выполнять переваливающиеся шаги на присогнутых ногах: перенести вес на правую ногу, левую приподнять, то же на левую ногу.

Полупальцы.

И.п. - стоять в VI позиции (ноги вместе), руки на поясе, подняться на полупальцы (на цыпочки), спина прямая, взгляд перед собой. Шаги на полупальцах на месте (опорная нога прямая, поднятая нога слегка сгибается в колене).

Мышь-1. И.п. - стоять в VI позиции (ноги вместе), руки на поясе, подняться на полупальцы (на цыпочки), спина прямая, взгляд перед собой, руки согнуты в локтях, кисти прижаты к груди(лапки). Мелкий бег на полупальцах.

Петух-1.

И.п. - стоять в VI позиции, руки на поясе, спина прямая, взгляд перед собой. Поднять правую ногу, согнутую в колене, носок сильно тянуть вниз, поставить ногу в и.п.

Петух-2.

И.п. - стоя ноги вместе, руки отведены в стороны-назад, ладонями к себе, спина прямая, взгляд перед собой. Поднять правую ногу, согнутую в колене, носок тянуть вниз, одновременно поднять «крылья»-руки до уровня плеч в и.п. То же другой ногой.

Утка.

И.п. - встать, слегка расставив ноги, прямые руки приподняты в стороны ладонями к себе. Выполнять переваливающиеся шаги на прямых ногах.

Птичка.

И.п. - стоять в VI позиции (или сесть, скрестив ноги и пододвинув их ближе к корпусу), руки в стороны, присогнуты в локтях (локти смотрят вниз), кисти направлены в стороны (ладони смотрят вниз). Плавные движения кистями, предплечьем и плечом вверх-вниз (птичка летит).

Муха-пчела.

И.п. - стоять в VI позиции (или сесть, скрестив ноги и пододвинув их ближе к корпусу), руки в стороны, присогнуты в локтях (локти смотрят вниз), кисти направлены в стороны (ладони смотрят вниз). Быстрые движения кистями вверхвниз.

Собака-топ.

И.п. – стоя на четвереньках, ноги соединены, руки присогнуты в локтях, кисти рук повернуты внутрь (пальцы смотрят друг на друга), взгляд перед собой. Выполнять шаги руками на месте, высоко поднимая согнутую в локте руку в сторону-вверх.

Собака-хвост.

И.п. – стоя на четвереньках, ноги соединены, руки на полу. Выполнять виляющие движения тазом. Неваляшка.

И.п. - лечь на спину, руки за голову, локти прижаты к полу; соединенные ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Наклонить колени к полу вправо, касаясь коленями пола, в и.п. То же влево.

Плавание.

И.п. - лежа на животе с упором на предплечья, прямые ноги соединить, голова приподнята. Поднять руки перед собой и имитировать плавание в стиле «брасс».

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 МБОУ «Центр образования 22 — Лицей искусств» (дошкольное отделение «Радость»). МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика