Краткосрочные образовательные практики по физическому развитию
Краткосрочные образовательные практики по физическому развитию
Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.
Краткосрочные образовательные практики (КОП) — это практики, позволяющие ребенку за небольшое количество занятий достичь конкретного результата.
Краткосрочная образовательная практика (КОП) — это организованная совместная деятельность, имеющая конкретный образовательный результат.
Краткосрочные образовательные практики в ДОУ могут быть использованы как вариативные формы непосредственно-образовательной деятельности по пяти образовательным областям.
Темы краткосрочных образовательных практик выбираются с учетом интересов детей, запросов родителей, на основе увлечения педагогов той или иной деятельностью.
Отличие КОП от других форм организации образовательной деятельности детей
- Краткосрочные образовательные практики – это не просто получение знаний, но и освоение и применение полученных знаний в действиях (на практике);
- Знания, получаемые детьми, шире программных;
- За короткий срок дети могут научиться чему-либо (от 1 до 8 занятий);
- После каждого занятия дети получают готовый продукт своей деятельности;
- Нет задачи прямого обучения
Цель реализации системы краткосрочных образовательных практик по выбору — создать условия для тех видов деятельности, какой деятельностью хотели бы дети заниматься по выбору, выстраивая свой индивидуальный маршрут.Дети, начиная с младшего возраста, пробуют выбирать ту деятельность, которая им нравится.
По деятельности:
- продуктивный характер — ориентация дошкольников на создание продукта деятельности;
- практикоориентированный характер — направлены на формирование навыков и умений.
По направлениям:
Охватывают все 5 направлений развития дошкольника: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Пример КОП по физическому развитию:
КОП «Веселая резиночка».
Актуальность.
Двигательная активность является врождённой, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом обуславливает его физическое развитие.
В старшем дошкольном возрасте дети, имея высокую потребность двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне и по причине того, что самостоятельная двигательная активность детей этого возраста все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также у детей этого возраста активизируются познавательные интересы (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т.д.). В связи с этим у детей именно этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.
В самостоятельной деятельности дети тоже двигаются, но чаще, они просто бегают, толкаются, не знают, куда направить свою энергию, а дома, где мама запрещает бегать, лазать по дивану, играть с мячом, малыши и вовсе, движению предпочитают телевизор или компьютер. Поэтому, мы, взрослые, должны поддержать эту неуёмную потребность детей в движении, помочь им реализовать свои физические возможности. Что же предложить нам детям взамен компьютерам и телевизорам, игровым приставкам и электронным играм?
Как оказалось, всё новое – хорошо забытое старое. Это «новая» старая игра в «резиночку». И мы подумали : «А почему бы и наших детей не увлечь этой замечательной игрой?».
Основой игры являются прыжки.
Прыжок в «Резинках» – это не просто прыжок в высоту. Он имеет особую, отработанную технику, поэтому игра в «резиночку»способствует развитию координации движений, выносливости, ловкости, укреплению всех мышцы тела и сердечно - сосудистой системы организма. Прыжки направлены на тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки через резинку способствуют повышению выносливости, тренируют чувство ритма, в прыжках дети проявляют большую активность и настойчивость. И самое главное - эта игра увлекательна и не требует много места.
Правила игры в «резиночку» просты, как все гениальное. Для игры понадобится отрезок резинки, длиной от 2 до 4 метров и участники в количестве от 3 человек. Резиночка связывается, образуя замкнутый контур, и растягивается на ногах 2 играющих, после чего 3 участник начинает игру.
Цель:повышение двигательной активности детей, воспитание интереса к подвижным играм.
Задачи:
- Формировать двигательные умения и навыки, необходимые при прыжках через резинку.
- Закрепить умение самостоятельно организовывать подвижные игры.
- Развивать физические качества: выносливость, силу, ловкость, координацию движений.
- Развивать самостоятельность, творчество, инициативу.
- Вызвать у детей положительные эмоции и интерес к игре.
Количество занятий: 4 занятия.
Участники: дети 5-7 лет.
Материалы и оборудование: текстильная резинка,
Предполагаемый результат: Дети овладеют навыком прыжков через резинку разными способами.
Технологическая карта
Занятие № 1.
Задачи:
- Создать условия для игры.
- Познакомить детей с игрой «Резиночка».
- Учить детей выполнять базовое упражнение «Березка».
- Формировать у детей умение выполнять упражнение в соответствии со схемой.
- Развивать внимание, координацию движений.
- Воспитывать уважение к своим товарищам.
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся с новой игрой.
- Научатся прыгать через «резиночку» боком.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Беседа «Любимые подвижные игры» |
Дети рассказывают о том, в какие подвижные игры любят играть. |
Рассказ об игре «Резиночка», объяснение правил игры. |
Обсуждение правил игры «Резиночка». |
Показ видеоролика «Веселая резиночка». |
Просмотр видеоролика. |
Показ упражнения «Березка» по алгоритму», а также схемы выполнения упражнения. |
Дети самостоятельно отрабатывают прыжки, обсуждают правильность выполнения прыжков в соответствии со схемой. |
Занятие № 2
Задачи:
- Учить детей выполнять базовые упражнения «Пешеходы» и «Ступеньки».
- Повторить упражнение «Березка».
- Продолжать учить детей выполнять упражнения в соответствии со схемами.
- Развивать интерес к игре.
- Воспитывать настойчивость в достижении своей цели.
Предполагаемый результат:
- Дети научатся прыгать через «резиночку» на двух ногах прямо.
- Выполняют упражнения в соответствии со схемой.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Повторение упражнения «Березка» без алгоритма |
Самостоятельное выполнение упражнения детьми. |
Показ выполнения базовых упражнений «Пешеходы» и «Ступеньки». |
Дети отрабатывают прыжки через «резиночку». |
Демонстрация схем для выполнения прыжков. |
Дети рассматривают схемы выполнения упражнений, обсуждают правильность выполнения прыжков в соответствии со схемой. |
Занятие № 3
Задачи:
- Учить детей выполнять базовое упражнение «Бантик.
- Повторить выполнение упражнений «Березка» «Пешеходы» и «Ступеньки».
- Закрепить умение детей выполнять упражнение в соответствии со схемой.
- Развивать навыки сотрудничества.
- Воспитывать интерес к занятиям физкультурой.
Предполагаемый результат:
- Дети прыгают через «резиночку» с зацепом ногой.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Повторение упражнений «Березка», «Пешеходы», «Ступеньки» без алгоритма. |
Дети самостоятельно выполняют прыжки. |
Показ базового упражнения «Бантик». |
Дети отрабатывают прыжки через «резиночку». |
Демонстрация схем выполнения прыжков. |
Рассматривание схемы и выполнение упражнений в соответствии с ней. |
Занятие № 4
Задачи:
Предполагаемый результат:
- Дети прыгают через «резиночку» разными способами.
- Самостоятельно начинают игру.
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Повторение знакомых упражнений. |
Дети самостоятельно отрабатывают прыжки через «резиночку». |
Практика использования дидактического пособия «Цветной парашют» в физическом развитии детей дошкольного возраста
Drumfit как современное направление физического развития детей дошкольного возраста
Театрализованная ритмопластика как средство двигательной активности и оздоровления детей дошкольного возраста
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». С каждым годом растет количество детей, страдающих нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, ожирением, деятельности органов дыхания, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья.
Одним из таких средств является методика И.И. Крыловой и И.В. Алексеевой «Театрализованная ритмопластика».
Театрализованная ритмопластика – вид деятельности, который помогает решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, нравственного и психического развития детей посредством ритмической гимнастики.
В отличие от обычной гимнастики в театрализованной гимнастике вид движений, их последовательность и музыкальное сопровождение определяется содержанием литературного произведения, положенного в основу занятия. Театрализованная ритмопластика – это игра в театр, созданная по сюжетам сказок с изображением героев и их действий движениями танцевального характера. Посредством движений дети учатся изображать живые объекты (животных, птиц, рыб, насекомых и др.), сказочные образы. Ценность таких движений в том, что ребенок, как активный участник действия, имеет возможности творческой самореализации в движении, создании образа, т.к. он ищет двигательный образ каждого «героя», «персонажа», а это, в свою очередь, способствует интенсификации процессов мышления, поиску наиболее выразительных движений.
При выполнении образных движений решаются задачи физической культуры. Образные и танцевальные движения могут быть рассмотрены как общеразвивающие упражнения, поскольку их выполнение сопряжено с физической нагрузкой, что способствует укреплению и равномерному развитию мышечной системы детей, формированию правильной осанки, совершенствованию двигательных навыков и умений, чувства ритма, координации. Поэтому упражнения театрализованной ритмопластики можно использовать и на физкультурных занятиях. Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста (быструю физическую и психическую утомляемость) в занятиях осуществляется частая последовательная смена активной деятельности (движения) и отдыха (художественное восприятие). Одной из основных направленностей театрализованной ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка, преодоление присущей детям дошкольникам угловатости, скованности движения и достижения наибольшей плавности, грациозности и эстетичности в выполнении гимнастических упражнений.
Разнообразие используемой на занятиях музыки дарит детям мгновения чудесного самовыражения, развивает творческие и физические способности, совершенствует коммуникативные навыки и обогащает эмоциональную сферу. Веселая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Каждое занятие - это путешествие в сказку, это игры и перевоплощения в различные образы. В основу занятий театрализованной ритмопластики входят известные и любимые детям русские народные сказки, а также сказки известных писателей, таких как Б. Заходер, С. Маршак, В. Сутеев, Н. Носов, Г. Андерсен, Ш. Перро, К. Чуковский. Опыт проведения театрализованной ритмопластики показал её привлекательность и доступность.
Цель: создание благоприятных условий для наиболее полного раскрытия и реализации творческих и физических способностей детей.
Задачи: 1. Развивать у детей устойчивый интерес к двигательной активности, способствовать полноценному физическому развитию посредством гимнастических (ритмических) упражнений.
2. Развивать двигательные качества и умения: ловкость, гибкость, пластичность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве; формировать правильную осанку, обогащать двигательный опыт.
3. Воспитывать активность восприятия музыки, учить выражать себя в соответствии с музыкальным образом; согласовывать движения с музыкой, развивать чувства ритма, музыкальный слух и память.
4. Воспитывать в детях чувство внутренней свободы, уверенности в себе, снятие закомплексованности; развитие психических процессов, нравственно-волевых и коммуникативных качеств.
5. Активизировать и развивать творческие способности детей.
6. Расширить представления детей об окружающем через литературные произведения; развивать интерес к познавательной активности.
Когда можно плакать? (По С. Прокофьевой)
Марш. И.п. – о.с. руки свободно опущены, спина прямая, взгляд перед собой. Шаги гимнастическим шагом, тянуть носок вниз, поднимая ногу.
Поклон. И.п. - о.с. ноги вместе, руки на поясе (у мальчиков), или за спиной, взгляд прямо перед собой. Шаг влево, правую ногу приставить, наклон головы вниз, голову поднять шаг вправо, наклон головы вниз, в и.п.
Девочки - И.п. - о.с. ноги вместе, руки держатся за юбочку. Шаг влево, правую ногу поставить на носок за пяткой левой ноги, сделать полуприседание с наклоном головы вниз, то же вправо.
В и.п. Жила-была девочка Маша. Она очень любила плакать. Плакала Маша и утром, и днем, и вечером. Однажды утром проснулась Маша и давай реветь. Подошел к Маше Петушок.
Петух: И.п. - стоя ноги вместе, руки отведены в стороны - назад, ладонями к себе, спина прямая, взгляд перед собой. Поднять правую ногу, согнутую в колене, носок тянуть вниз, одновременно поднять «крылья»-руки до уровня плеч в и.п. То же другой ногой.
- Не плачь, Маша, утром! Я по утрам пою «Ку-ка-ре-ку», а ты плачешь, мне петь мешаешь. Пошла Маша днем во двор. Села на крыльцо и опять заплакала.
Подошел к ней Козлик, посмотрел сердито.
Козлик: И.п. – встать, ноги на ш.п., указательные пальцы прижаты к голове (рожки), остальные пальцы собраны в кулачок, локти отведены в стороны. Наклон головы вниз вместе с «рожками», в и.п. - Не плачь, Маша, днем, – говорит Козлик, – будешь плакать, дождик пойдет, дети гулять не смогут. Послушалась Маша Козлика, плакать перестала и пошла гулять на лужайку.
Стопы.И.п. - сидя на полу, руки отвести в стороны-назад, опереться на ладони, соединенные ноги вытянуть в коленях, носки и пятки вместе, плечи тянуть вниз, шею вверх. Оттягивать носки ног поочередно от себя и натягивать на себя, в и.п. А на лужайке гуси траву щипали. Увидели они Машу, загоготали, шеи вытянули.
Гусь. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки приподняты в стороны, ладонями к себе (крылья). Сделать вдох, наклониться вперед, приподнимая голову и вытягивая шею, взгляд перед собой. Выдохнув сказать ш-ш-ш, в и.п.
Испугалась Маша и заплакала. Выпрыгнули из травы кузнечики.
Кузнечик. И.п. - о.с. руки на поясе. Прыжки на двух ногах вправо-влево.
- Не плачь, Маша, - говорят, - у нас голос тонкий, а ты плачешь громко, никто нашу песню не слышит! Заплакала Маша вечером. Прискакали из пруда лягушки.
Лягушка. И.п. – стоя, ноги слегка расставить, руки развести в стороны, предплечья поднять вверх, ладонями вперед, пальцы растопырить. Опустить предплечья с кистями вниз, локоть зафиксирован, в и.п.
- Перестань плакать, Маша! – говорят лягушки. – Мы вечером любим квакать, а ты нам мешаешь. Наступила ночь. Уложила мама Машу спать, а она опять давай реветь. Подошла к Маше кошка.
Кошка. И.п. - встать, ноги вместе, руки присогнуты в локте на уровне груди, локти вниз, кисти свободно висят у груди. Выполняя плавное поглаживающее движение правой рукой (вверх – вперед - вниз), принять и.п., то же левой рукой. Потянуться, разводя руки в стороны.
- Не плачь, Маша, ночью. Я своих котят спать укладываю, а ты им заснуть не даешь. - А когда же мне плакать? - спросила Маша. - А ты никогда не плачь, - сказала мама, – ведь ты уже большая девочка!
Поклон. Как в начале занятия. Марш.
И.п. – о.с., руки свободно опущены, спина прямая, взгляд перед собой. Шаги гимнастическим шагом, тянуть носок вниз, поднимая ногу.
Упражнения «Театрализованной ритмопластики»
Марш. И.п. – о.с., руки свободно опущены, спина прямая, взгляд перед собой.
Шаги гимнастическим шагом, тянуть носок вниз, поднимая ногу.
Поклон. И.п. - о.с. ноги вместе, руки на поясе (у мальчиков), или за спиной, взгляд прямо перед собой. Шаг влево, правую ногу приставить, наклон головы вниз, голову поднять, шаг вправо, наклон головы вниз, в и.п.
Девочки - И.п. - о.с. ноги вместе, руки держатся за юбочку. Шаг влево, правую ногу поставить на носок за пяткой левой ноги, сделать полуприседание с наклоном головы вниз, то же вправо. В и.п.
Стопы.
И.п. - сидя на полу, руки отвести в стороны-назад, опереться на ладони, соединенные ноги вытянуть в коленях, носки и пятки вместе, плечи тянуть вниз, шею вверх. Оттягивать носки ног поочередно от себя и натягивать на себя, в и.п.
Медведь. И.п. - стоя, носки ног повернуты внутрь, ноги присогнуты, руки округлы перед собой, пальцы растопырены. Выполнять переваливающиеся шаги на присогнутых ногах: перенести вес на правую ногу, левую приподнять, то же на левую ногу.
Полупальцы.
И.п. - стоять в VI позиции (ноги вместе), руки на поясе, подняться на полупальцы (на цыпочки), спина прямая, взгляд перед собой. Шаги на полупальцах на месте (опорная нога прямая, поднятая нога слегка сгибается в колене).
Мышь-1. И.п. - стоять в VI позиции (ноги вместе), руки на поясе, подняться на полупальцы (на цыпочки), спина прямая, взгляд перед собой, руки согнуты в локтях, кисти прижаты к груди(лапки). Мелкий бег на полупальцах.
Петух-1.
И.п. - стоять в VI позиции, руки на поясе, спина прямая, взгляд перед собой. Поднять правую ногу, согнутую в колене, носок сильно тянуть вниз, поставить ногу в и.п.
Петух-2.
И.п. - стоя ноги вместе, руки отведены в стороны-назад, ладонями к себе, спина прямая, взгляд перед собой. Поднять правую ногу, согнутую в колене, носок тянуть вниз, одновременно поднять «крылья»-руки до уровня плеч в и.п. То же другой ногой.
Утка.
И.п. - встать, слегка расставив ноги, прямые руки приподняты в стороны ладонями к себе. Выполнять переваливающиеся шаги на прямых ногах.
Птичка.
И.п. - стоять в VI позиции (или сесть, скрестив ноги и пододвинув их ближе к корпусу), руки в стороны, присогнуты в локтях (локти смотрят вниз), кисти направлены в стороны (ладони смотрят вниз). Плавные движения кистями, предплечьем и плечом вверх-вниз (птичка летит).
Муха-пчела.
И.п. - стоять в VI позиции (или сесть, скрестив ноги и пододвинув их ближе к корпусу), руки в стороны, присогнуты в локтях (локти смотрят вниз), кисти направлены в стороны (ладони смотрят вниз). Быстрые движения кистями вверхвниз.
Собака-топ.
И.п. – стоя на четвереньках, ноги соединены, руки присогнуты в локтях, кисти рук повернуты внутрь (пальцы смотрят друг на друга), взгляд перед собой. Выполнять шаги руками на месте, высоко поднимая согнутую в локте руку в сторону-вверх.
Собака-хвост.
И.п. – стоя на четвереньках, ноги соединены, руки на полу. Выполнять виляющие движения тазом. Неваляшка.
И.п. - лечь на спину, руки за голову, локти прижаты к полу; соединенные ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Наклонить колени к полу вправо, касаясь коленями пола, в и.п. То же влево.
Плавание.
И.п. - лежа на животе с упором на предплечья, прямые ноги соединить, голова приподнята. Поднять руки перед собой и имитировать плавание в стиле «брасс».