КОНСУЛЬТАЦИЯ «РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ»
«РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ»
Необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Так как восприятие и понимание ребенком речи окружающих зависит, прежде всего, от натренированности мускулатуры его органов речи, в плане необходимо предусмотреть максимум речевой активности детей не только на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи, но и на всех видах занятий по родному языку. Только на основе артикуляционно - правильной, дикционно - четкой и ясной речи можно выработать и интонационно выразительную речь.
При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относятся занятия. Чаще всего это еженедельная (1-2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин.
На занятиях по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов занятий (физическое воспитание, изобразительная деятельность и др.), живая разговорная речь и художественная литература на занятиях по родному языку являются не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при проведении каждого занятия важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данном занятии.
Усвоение грамматического строя речи в дошкольном возрасте идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи.
Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребёнок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически.
Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки.
Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 мин, и таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи.
Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно вводить в занятие игровые персонажи, особенно при повторении материала (участие в игре Петрушки, Буратино и т. д.). Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.
Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола хотеть, употребление существительных среднего рода, распространение простого предложения и т. д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале.
Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми. Так, например, воспитатель дает задание на составление предложения с глаголом хотеть как во множественном числе, так и в единственном, или же предлагает сочетать с прилагательным существительные не только среднего рода, но также женского и мужского.
Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Это такие приёмы, как:
1. Образец речи педагога.
2. Указания.
3. Мотивировка учебного задания: «Придумайте предложения со словом пианино. Напоминаю вам, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый из вас хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибок».
4. Сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и т. д.). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы.
5. Сопряженная речь, отраженная речь.
6. Исправление, подсказка.
Планируя работу, воспитатель может по необходимости заменять одни тексты другими, в большей мере отвечающими языковым задачам данного занятия. При этом тематика, идейно-нравственная направленность, содержание и художественные достоинства нового произведения должны быть аналогичны заменяемому.
Планируя занятия по родному языку, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей.
Так, в работе с детьми младших групп (когда запас впечатлений, представлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию) метод имитации, или отраженной речи, будет ведущим. Другие методы (метод разговора-беседы, метод пересказа, метод рассказывания-сочинения) хотя и имеют место в работе с малышами, но используются в качестве сопутствующих.
Методом имитации воспитатель пользуется и в старших возрастных группах- на первоначальном этапе выработки у детей новых, более сложных речевых умений и навыков. Так, знакомя с понятием предложения, воспитатель произносит вслух несколько предложений, говорит, что предложением можно сказать о каждом предмете, находящемся рядом или далеко от нас, и предлагает детям придумать предложения. Подражая примерам, они придумывают предложения об игрушках, предметах мебели, растениях и картинах, украшающих групповую комнату, или о предметах и явлениях, находящихся за пределами детского сада.
Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план («Где это было? Когда? С чего все началось? Что было потом? Чем закончился рассказ?»), он предлагает при¬думать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, порой с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.
Метод разговора-беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. При этом в младших группах воспитатель использует прием опоры на натуральные объекты и их модели (игрушки), на картинки, а в старших группах - на словесные дидактические игры.
Метод пересказа широко используется в работе с детьми, начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, то «старшие» дети уже владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речь на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений - отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.
Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1) Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
2) Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. (Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.)
3) Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4) Подготовительная беседа (разбор произведения).
Цели беседы:
- уточнение содержания (главным образом идей и характеристик образов);
- привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы);
- активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонации, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).
Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3-6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.
5) Повторное чтение , суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
6) Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд)
7) Пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа: первый - новый для детей, сравнительно легкий; второй - уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.
Приемы пересказа:
1. Образец чтения произведения.
2. Вопросы к детям.
3. Объяснения, указания.
4. Упражнения - индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.
5. Обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала - все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.
6. Подсказ слова или фразы воспитателем.
7. Совместный пересказ педагога и ребенка.
8. Отраженный пересказ.
9. Пересказ по частям.
10. Оценка пересказа педагогом. Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1-2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей. Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется ... », «Я советую Сереже ... », «А может быть, лучше ... » и т. д.
11. Пересказ по ролям (в лицах).
12. Игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.
Метод сочинения также предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению), по памяти, по воображению.
Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими. Например, если формирование представления о предложении - основная задача, то морфологический разбор однокоренных слов и упражнение в отчетливом произнесении трудного звука, встречающегося в этих словах, будут на этом занятии сопутствующими задачами.
Решение нескольких языковых задач требует различных приемов работы и более сложной структуры занятия (две-три части). Однако желательно, чтобы весь осваиваемый на одном занятии материал был объединен по содержанию тематически. Это позволит концентрировать внимание детей на решении языковых задач и экономно расходовать их нервную энергию, не тратя ее на вхождение в различные виды работы.
При определении количества частей в занятии нельзя допускать формализма. Количество языковых задач и количество частей в одном занятии зависит от уровня навыка детей, от сложности задания, от объема и стилистической сложности художественного произведения, используемого на занятии, и др.
При проведении занятий важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умения и навыков, а значит, необходимы повторные упражнения на однородном материале, облегчённом или усложненном в зависимости от успехов. Эти упражнения должны быть смежными по времени, чтобы не допускать угасания навыка в процессе его формирования. Например, для выработки интонационной выразительности в диалоге (вопрос, ответ) воспитатель читает на занятии народную песенку «Ты куда ходила, мышка?». Дети заучивают ее наизусть полностью. На следующем занятии несколько пар детей читают эту песенку по ролям и пробуют драматизировать ее. Окончательная отработка драматизации этой песенки осуществляется вне занятий, в утренние или вечерние часы; игра - драматизация исполняется детьми на одном из вечеров досуга, на в детском саду.
При планировании каждого занятия определяются приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности (степени абстрагирования):
- восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки);
- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы);
- словесные приемы - образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация.
Выбор приемов работы обусловлен как содержанием языковой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика), так и уровнем развития речевых навыков, к моменту проведения данного занятия.
Особое место в плане (конспекте) занятия занимает текстовый дидактический материал - сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его воспитательно-образовательной цели, дидактической задаче, должен обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности и т. д. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность и др.).
Основой учета должно быть не общее впечатление от занятия, а объем и уровень выполнения детьми языковых задач.
Система работы по развитию речи детей в ДОУ
Система работы по развитию речи детей в ДОУ
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове).
4. Формирование грамматического строя речи:
4.1. Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
4.2. Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
4.3. Словообразование.
5. Развитие связной речи:
5.1. Диалогическая (разговорная) речь
5.2. Монологическая речь (рассказывание).
6. Воспитание интереса и любви к художественному слову.
Принципы развития речи:
1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
3. Принцип развития языкового чутья.
4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
5. Принципы взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
7. Принцип обеспечения активной языковой практики.
Средства развития речи:
1. Общение взрослых и детей
2. Культурная языковая среда.
3. Обучение родной речи в непосредственно-образовательной деятельности.
4. Художественная литература.
5. Изобразительное искусство, музыка, театр.
6. Непосредственно-образовательная деятельность по другим областям.
Методы развития речи:
1. Наглядные:
- метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии)
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
2. Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений
- заучивание наизусть
- пересказ
- обобщающая беседа
- рассказывание без опоры на наглядный материал
3. Практические:
- дидактические игры
- игры-драматизации
- инсценировки
- дидактические упражнения
- пластические этюды
- хороводные игры
Методика развития речи у дошкольников
1. Наглядные
Приёмы (показ картин,картинки;показ игрушки;показ движения,действия;использование ТСО)
2. Словесные
Приёмы (вопрос (репродуктивные, поисковые, обобщающие, прямые, наводящие, подсказывающие); речевой образец; повторение; объяснение; указания; словесные упражнения; оценка детской речи)
3. Практические (носят игровой характер)
Приёмы(дидактические игры; игровые упражнения; игры занятия)
Ознакомление с предложением.
1. Дать представление о предложении
2. Составлять предложение из 2-4 слов
3. Членить предложения на слова с указанием из последовательности.
Приёмы:
- Использование схемы предложения (разные формы работы со схемой)
- Речевая игра "Живые слова"
- Использование пауз после каждого слова в предложении
- Использование картин, игрушек
Ознакомление со слогом:
1. Слова состоят из слогов
2. Членить 2-3-х сложные слова с открытыми слогами
3. Составлять слова из слогов
4. Слышать и называть 1-й, 2-й, 3-й слог
- Схематическое изображение слогового состава слова
- Произнесение слова с паузой (лу....на)
- Подбор слов с определённым количеством слогов (задание словесное или с помощью схемы)
- Подбор слов с определённым слогом; место слога может быть заданным (и количество слогов)
- Перестановка слогов в слове
- Подбор слов начинающихся с определённого слога. Речевая игра "Живые слова"
1. Подбирать слова с определённым звуком (усложнение: на мягкий согласный, звонкий и т.п.)
2. Учить вслушиваться в слова:
Слышать:
- слова звучат по разному
- слова звучат по разному, а обозначают то же самое или близкое по значение (синонимы)
- одни слова звучат коротко, другие долго
- звучат одинаково, а обозначают разное (антонимы)
3. Определять количество звуков в слове
4. Определять место звука в слове
5. Определять последовательность звуков в слове
6. Формировать умение произносить протяжные звуки в слове, последовательно выделяя один за другим: шшшшар, шаааар, шарррр
- Использование художественного слова
- Схема звукового состава слова
- Дидактические игры
- Речевая игра "Живые слова"
- Произнесение слов с утрированием того или иного звука
1. Пересказывать
Виды:
- с изменением лица
- подробный пересказ
- инсценированный
- по аналогии
- пересказ фрагментов
2. Составлять рассказы
По форме:
- описательные (сравнительный, объяснительный)
- сюжетные
По содержанию:
- по восприятию (по игрушке, по картинке, о предмете)
- из опыта (по памяти)
- по воображению (творческие)Описание - это изложение характерных признаков предмета или явлений.Сюжетный (повествовательный) рассказ - это передача событий, происходящих в определённой временной последовательности с каким-нибудь героем.
Приёмы:
1. Основные
1.1. Образец
- частичный образец
- дублёр образец
- разбор образца рассказа
1.2. План
- воспроизведение плана
- разбор плана
1.3. Оценка
2. Вспомогательные
2.1. Коллективное составление рассказа
2.2. Составление рассказа по частям
2.3. Подсказ вариантов развития сюжетов
2.4. Указание
2.5. Подсказ слова, фразы
2.6. Вопросы
2.7. Схемы, модели
2.8. Исправление
Развитие связной речи
|
Связная речь - это единое смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.Связная речь бывает диалогическая и монологическая.Диалогическая речь - разговор одного или нескольких человек.Формы: 1. Беседа 2. Дидактическая игра 3. Разговор: виды: - не плановый - плановый - коллективный - индивидуальный Приёмы: 1. Беседа Структура обучающей беседы: а) начало беседы б) основная часть (микротемы) в) конец беседы 2. Вопросы - репродуктивные - поисковые - обобщающие 3. Объяснение 4. Рассказ воспитателя 5. Чтение художественной литературы 6. Показ наглядного материала 7. Игровые приёмы 8. Технические средства обучения |
"Игралочка", Л.Г. Петерсон
Л.Г. Петерсон., Е.Е. Кочемасова, используемый в ДОУ



Многолетний опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т.д. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников в программе «Игралочка» являются:
1) формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
2) увеличение объема внимания и памяти;
3) формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
4) развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей;
5) развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
6) выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
7) формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Решение этих задач в полной мере соответствует достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО, а именно:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия - «Игралочка».
Уровень специально организованных ситуаций, которые проживают дети, постепенно изменяется: от действий с конкретными предметами они переходят к действиям с графическими моделями исследуемых объектов, приобретают опыт знакового фиксирования и выражения в речи наблюдаемых свойств и закономерностей, увеличивается степень самостоятельности детей. Поэтому по-разному называются и части курса: для младших дошкольников (части 1 и 2) они носят название «Игралочка», а для старших дошкольников (части 3 и 4) — «Игралочка — ступенька к школе».
Перспективное планирование "Игралочка" 3-4 года
Перспективное планирование "Игралочка" 4-5 лет
Перспективное планирование "Игралочка" 5-6 лет
Перспективное планирование "Игралочка" 6-7 лет