Консультация для педагогов Технология "ГРУППОВОЙ СБОР"

В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в детском саду претерпевает изменения. Изменилась структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ, которая рассматривается, как модель организации образовательного процесса.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Принцип развивающего образования, в условиях ФГОС предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребёнку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учётом его интересов, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так и скрытых возможностей.

В своей работе мне нравится применять педагогическую технологию «утренний сбор» или «групповой сбор»

«УТРЕННИЙ СБОР» – это одна из форм организации образовательного процесса совместной деятельности с детьми, где ребёнок может проявлять свою активность.

Задачи группового сбора:

  • обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, детских интересов
  • формирование мотивации к предстоящей деятельности
  • предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах
  • осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей
  • обмен информацией о прошедших и предстоящих событиях, выявление детских интересов
  • установление сопричастности, общности детей и взрослых группы.

Групповой сбор включает в себя несколько структурных элементов.

- Позывные для группового сбора. Необходимо выбрать сигнал, который будет возвещать о начале группового сбора.

В один день игровой сбор  начинается со звона колокольчика, в другой – с прихода игрушечного героя, героя сказки, мультфильма, большой интересной новости, освещения проблемной ситуации.

- Далее короткое приветствие «глаза в глаза», передача настроения, доброты, внимания. Это может быть прикосновение ладошек, плечиков, локотков, носиков. Всё это даёт позитивный настрой, позволяет детям говорить и слышать друг друга.

- Затем – обмен новостями. Это очень ответственная и очень значимая часть сбора, т. к. здесь развиваются коммуникативные навыки. Детям предоставляется возможность высказать свои мысли, фантазии, ребенок может радоваться за своих друзей или огорчаться вместе с ними. Высказаться всегда хочется всем, поэтому существуют правила, которые вводятся совместно с детьми, «говорит тот, у кого в руках волшебная палочка».

-Игры по теме проекта. Этот компонент группового сбора направлен на расширение информационного поля тематического проекта, так как здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Использую различные презентации какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи).

- Следующая часть группового сбора – это выбор деятельности. Для этого в  группе есть «Доска выбора».

«Доска выбора» -  один из вариантов организации самостоятельной  деятельности детей.  Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Под каждой пиктограммой находятся кармашки. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливает для каждого ребенка особый значок. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки. Такая доска больше всего подходит для детей подготовительной группы.

Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» дети садятся в кружок. В кругу сидят понимающие тебя люди, маленькие и большие, желающие тебе добра и радости. Круг – это гарантия твоей защищенности. Тональность утреннего сбора определяет атмосферу первой половины дня всей группы, а для взрослых – утренний сбор своего рода индикатор понимания детей, их состояния и настроения.  

- После беседы педагог определяет время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью (например, 30 минут), и договаривается с дошкольниками о том, что они заканчивают игру  сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка).

- По окончании работы дети снова собираются в кружок для анализа результатов своей деятельности, и воспитатель спрашивает: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?»

Для ответа у каждого ребенка есть набор значков, с помощью которых он отвечает:
Палец вверх — я старался, я доволен, все получилось!

Палец вниз — я старался, но не получилось.

ИЛИ:

Изображение солнышка — я старался, и все получилось!

Изображение солнышка, частично закрытого тучкой — я старался, но не все получилось.

         В групповом сборе для ребенка раскрывается ряд возможностей: возможность для общения, возможность для проявления самостоятельности, самоорганизации, возможность свободы и ответственности, возможность для сотрудничества. Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов.

Роль ребёнка в Групповом сборе:

Важно помнить, что групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, даёт возможность руководить другими (по согласованию), влиять на текущие события и формировать будущие.

Ребёнок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать, разумеется, если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса. Ребёнку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.

Роль воспитателя в Групповом сборе:

Роль воспитателя заключается в том, чтобы:

  • обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;
  • установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);
  • демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;
  • стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;
  • предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;
  • помогать ребятам выбирать и планировать работу;
  • оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.

Во время группового сбора самым естественным образом формируются ключевые компетентности:

  • коммуникативная – в играх, в общении, в обмене новостями;
  • социальная – в выборе места для действия, в выборе партнёра для совместной деятельности (сверстника, воспитателя, другого взрослого);
  • информационная – в обращении к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержания проектов, способов действий;
  • деятельностная – в выборе и планировании дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу.
  • здоровъесберегающая – в самостоятельном регулировании активности: отдыха, свободного выбора позы, длительности и скорости выполнения конкретного дела.

В основе технологии группового сбора лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

Педагоги могут творчески подойти к оформлению центров: совместно с детьми придумать название и эмблему каждому центру, составили правила поведения в них.

Это, например, «Конструкторское бюро Дровосека», «Владения мыльного пузыря», «Королевство Кисточки», «Островок размышлений», «Умелые руки», «Заниматика», «Познавай-ка», «Экспериментальная грядка» и др. Развивающая среда изменяется от темы к теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых с детьми.

Таким образом, при получении новых знаний дошкольникам отводится роль не пассивных получателей информации, а самостоятельных и инициативных субъектов деятельности. Они проявляют собственную исследовательскую активность, стремление к познанию нового.

Наш опыт показал, что сначала дети оценивают себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной. При работе с «Доской выбора», надо учитывать ряд моментов. Если, например, дошкольник прекратил игру раньше намеченного времени, то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Задача воспитателя, который наблюдает за детьми, — выяснить, чего именно не хватает ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.

 

Резякова Н.С., воспитатель МБОУ "ЦО № 22 - Лицей искусств"

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 Консультация для педагогов Технология "ГРУППОВОЙ СБОР". МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика