Консультация для родителей "Экологическое воспитание в дошкольном возрасте"

Печать
Категория: Методические материалы
Дата публикации Автор: Голикова Е.Н.

 

Знакомство с растениями  Красной книги Тульской области

Автор - Голикова Екатерина Николаевна, воспитатель.

Проблема экологического воспитания дошкольников относится к числу коренных проблем теории воспитания. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Пожалуй, самой главной задачей нашего времени станет даже не изучение природы, как таковой, а ее сохранение. К мысли об охране природы человек пришел очень давно. Но в наши дни эта проблема носит глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые природные угодья. Много лет человек был по отношению к природе только потребителем. Пришла мера совершенно новых отношений- гармоничного сосуществования с природой. Начинать такие перемены необходимо с воспитания детей. Нужно воспитывать детей в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирования ответственного отношения к окружающей природной среде.

Формирование бережного отношения к природе невозможно представить без воспитания любви и интереса к родному краю, своей малой Родине. Изучая природу родного края, мы воспитываем у дошкольников чувство личной причастности к жизни каждого дерева, кустика, животного и большой ответственности за этот бесценный дар. Хочется процитировать слова специалиста по охране природы В.Н.Скалона: «Почему вырастают дети, избивающие птенцов, разоряющие гнезда, уничтожающие полезных зверьков, ломающие деревья и кусты? Думается, отчасти дело в том, что ребенку никогда не говорят,что любое живое существо есть определенная ценность…. Поэтому мы взрослые должны как можно раньше научить их любить природу и охранять её».

Главной целью  экологического воспитания дошкольников является формирование осознанно правильного отношения к животным и растениям, бережное отношение к природе, к малой родине.

Система образовательной деятельности ДОУ по овладению детьми знаниями по экологии, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу воспитателя, детей и родителей старших  групп образовательного учреждения.

Образовательная деятельность включает в себя интегрированные занятия, игровой блок, работу с родителями воспитанников, экскурсии в Краеведческий музей, Тульский областной эколого-биологический центр учащихся. Особое место в образовательном процессе занимает образовательная деятельность, направленная на ознакомление дошкольников с редкими и находящимися под угрозой исчезновения растениями, занесенными в Красную книгу.

В соответствии с федеральными государственными требованиями образовательная  деятельность, осуществляется  в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. В процессе непосредственно образовательной деятельности воспитанники узнают о строении, месте обитания и особенностях растений занесенных в Красную книгу Тульской области. Воспитанники зарисовывают растения, конструируют из бумаги, собирают пазлы. Лучшие работы занимают почетное место в Красной книге Тульской области, созданной в каждой группе.

В ходе реализации программы, дошкольники близко знакомятся с живой природой, с растениями, которые находятся на грани исчезновения. Дошкольники учатся видеть красоту природы и привлекательность, что, в свою очередь, побуждает их охранять и оберегать природу. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.