Вечер развлечений "Азбука птиц"

 

Вечер развлечений "Азбука птиц"

 

Проект "Зимующие птицы"

Проект "Зимующие птицы" (старшая группа №10)

Акция "Покорми птиц"

Международный день птиц

Этот праздник довольно молодой.

Этот день отмечается в России и как память о писателе Евгении Носове, в день его рождения. Прочитав стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!», Евгений Носов, в память о друге-поэте, каждую осень стал вывешивать кормушки для птиц и, чтобы привлечь к кормлению птиц жителей родного города, расклеивал листовки с его стихотворением. В январе 2003 года к акции присоединился город Курск – родина писателя. Тогда же иркутяне предложили внести в Российский экологический календарь 12 ноября как Осенний день птиц (Зиновий-Синичник) и считать его началом общероссийской культурно-экологической акции «Покормите птиц!», а 15 января – день рождения Евгения Носова (в 2015 году ему исполнилось бы 90 лет) – объявить Днём зимующих птиц России. Союз охраны птиц России полностью поддержал эту инициативу.

В нашей группе «Лапочки» прошли беседы о зимующих птицах, рассматривали иллюстрации, предложили родителям изготовить кормушки.

В ноябре ими было изготовлено 5 разнообразных кормушек и собран корм. Кормушки были развешаны  около домов воспитанников, на участке детсада.

Известно, что даже самой морозной зимой птицам страшен не холод, а голод. Именно в это время года, когда природных источников корма не хватает, пернатые нуждаются в нашей заботе.

Акция «Покормите птиц» продолжается!!!  Мы призываем всех принять активное участие в акции

 

Покормите   птиц
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.                    
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

 

 

" Роль семьи в экологическом воспитании детей"

            Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину  ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту  чудесную музыку жизни.

            Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением.
            Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветви хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Нам  надо воспитать такого человека, который удовлетворялся бы возможностью любоваться несорванным цветком, имея потребность не только брать от природы, сколько ей отдавать, который бы чувствовал свою ответственность за судьбу всего живого на земле.

            Экологическая культура людей, культура их взаимоотношений с природой, зависит от общей культуры человека, от уровня биологических знаний и составляет неотъемлемую черту личности человека.
            Экология изучает взаимоотношения живых существ с окружающей их  средой. В переводе с греческого этот термин означает «изучение дома». Ведь у каждого живого существа есть свой «адрес» - это физические условия (свет, влажность, температура) и различные взаимоотношения между видами (пища, партнёры и враги), с которыми оно связано множеством невидимых нитей – экологических связей.

            Экологическое воспитание необходимо всем. Без этого невозможно реальное осуществление обязанностей граждан, указанных в основном законе страны – Конституции РФ, в которой записано, что все граждане обязаны беречь природу и охранять её богатства. Отсюда вытекают и гражданские обязанности родителей по экологическому воспитанию своих детей. Корни этического поведения в природе закладываются не только в д/с и школе, но в первую очередь – в семье.
Кажется, вечна природа и вечна её красота. Но так ли это? Сломал кто-то просто так тонкоствольную берёзку, выдернул с корнем подснежник, спугнул с гнезда птицу – и вот уже потеряла лесная поляна всю прелесть. Но только ли в красоте дело? Меньше стало на земле одним цветком, одним деревом, одним выводком птиц. Чтобы оберегать и любить по- настоящему природу, её надо знать. Только незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать ногой жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

            Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и на даче.

            У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чем чаще это делается, тем лучше. Используйте каждый свободный час. Идите с ребёнком в поле, лес, на берег пруда, самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребёнку.

            Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно), на характер выпавших осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Детям интересно наблюдать грозу, радугу и другие природные явления.

            Одновременно внимание детей необходимо направлять на  зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь). Научить различать детей хвойные и лиственные деревья.

            Во время прогулок детей в лес, их знания о деревьях расширяются: деревья узнают по цвету и поверхности коры (белая у берёзы, тёмно-коричневая с глубокими трещинами у дуба, коричневая – у липы, жёлто-серая с трещинами у тополя),  по форме листьев или особенностям хвои.


            Строение листьев хорошо рассматривать во время листопада. Найдите по одному листу липы, берёзы, дуба и покажите ребёнку в сравнении их между собой по форме: у липы листья округлые; у берёзы гладкие, треугольные; у дуба вырезные. Интересно сравнить хвою ели, сосны, лиственницы по цвету, величине и жёсткости, сравнить шишки этих деревьев. У ели хвоя тёмно-зелёная, короткая, у сосны – сине-зелёная, у лиственницы – в отличии от них, хвоя светло-зелёная и, главное, мягкая, как бы пушистая. Такое сравнение очень помогает детям запомнить названия деревьев.

            Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.
На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями (цветами), обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя.

            Каждый должен знать, что массовый сбор цветков в букеты, подобные веникам, - браконьерство! Однако пройти мимо красивого, тем более первоцветущего растения с ребёнком все-таки трудно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Для удовлетворения познавательного интереса и эстетических потребностей бывает вполне достаточно составить небольшой букетик из одного – трёх, в крайнем случае, из 7-ми цветов, с добавлением какой-нибудь зелени. При сборе цветов необходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с корнем. Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой.

            Семьи часто делают выходы за ягодами и грибами. Собирают землянику, малину, клюкву, калину, ежевику, костянику. Но, наряду с этими ягодами, в лесу растут и неизвестные, именуемые «волчьими» ягоды. Детям необходимо при случае показывать несъедобные ягоды и предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нет более простого, чем сбор ягод, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы и прививать детям правильные навыки сбора ягод. Нередко при сборе черники, брусники срывают ягоды вместе со стеблями и таким образом, бессмысленно уничтожают кустарник, который плодоносил бы ещё не один год.

            При сборе грибов детям необходимо не только показать различные съедобные грибы, но и заострить их внимание на внешних признаках: окраска шляпки, ножки, строение шляпки гриба, указать на условия, в которых встречается каждый из видов грибов, например, около каких деревьев растёт белый гриб или подосиновик. Однако серьёзное внимание надо уделять и ядовитым грибам. Но пренебрежительно относиться к ним всё равно нельзя. Нельзя их сбивать ногами, топтать, т.к. они играют свою незаменимую роль в жизни леса. При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом грибы, чтобы не повредить грибницу, объясняют, что раскапывание грибниц запрещено.

            Если детей привлекают к сбору лекарственного сырья, то при этом желательно проводить в каждом отдельном случае небольшую беседу: назвать лекарственное растение, показать его, рассмотреть его цветки, листья, стебли, познакомиться с условиями его обитания. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно и для чего его применяют. Все должны знать способы охраны лекарственных растений: на 4-х квадратных метрах оставляется 9 самых крупных плодоносящих растений. В любом случае очень важно не повреждать их подземную часть.

            Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтобы они не рвали ветвей и листьев.

            Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений  листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивным наблюдателем происходящих сельскохозяйственных работ, ребёнок оставаться не должен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить, например, несколько кустиков клубники, прополоть грядку. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать.

            В конце зимы с ребёнком можно разбить на окне небольшой огород: посадить лук, чеснок, укроп. Интересно наблюдать с ре6бёнком, как распускаются листья на ветках, поставленных в воду зимой. Ветки можно найти на улице после обрезки деревьев или кустарников. Эти ветки иногда дают корни и их можно ранней весной высадить в открытый грунт. Если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях.
            Конечно, не все родители имеют биологическое образование и достаточно знают природу, поэтому им нужно самостоятельно пополнять и расширять свои биологические природоохранительные знания.

            После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.
            Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз не сорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство.

Программа С.Н. Николаевой "Юный эколог"

Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).

Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.

Принципы реализации программы:

  • постепенное наращивание объема материала;
  • первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
  • продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
  • широкое использование разных видов практической деятельности;
  • подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.

В программу  включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно: 

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.

​ В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.

        «Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.

 Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.

Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.

Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

 В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

 

Чудеса, фокусы, эксперименты.

  

 Краткосрочный исследовательско-творческий проект

                                       «Чудеса, фокусы, эксперименты»

 Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций.

Паспорт проекта

1. Вид проекта: исследовательско – творческий.

2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели (15-30 сентября) .

3. Автор проекта: воспитатель Александрова Л.И.

4. Участники проекта: дети первой младшей группы детского сада .

5. Актуальность темы: Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

6. Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.

 7. Задачи проекта:

-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.

-развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.

-формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

-развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

-учить объяснять наблюдаемое.

8. Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;

- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;

9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.

План реализации проекта в первой младшей группе ДОУ

 Подготовительный этап проекта (1-я неделя) :

 1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;

 2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.

 3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.

 4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.

 5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.

 6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

Исследовательский этап проекта (2-я неделя)

 Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.

 1-й день «Чудеса в природе – солнышко»

22 сентября

 Виды деятельности Название Цель

 -Чтение художественной литературы Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания

 -Выполнение упражнений Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» Способствовать развитию моторики рук

 -Художественное творчество Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию прямых линий в разных направлениях, закрашиванию по контуру (рисование пальчиками)

 -Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы

 -Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности

 -Тематическая прогулка «У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком

 2-й день «Воздушные чудеса»

23 сентября

 -Беседа «О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом

 -Опыт «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух

 -Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится

- Экспериментирование «Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух

 -Игра «Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность

 -Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь? » Стимулировать познавательную и речевую активность

 -Экспериментирование «Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве

 3-й день «Фокусы с песком»

 24 сентября

- Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей

- Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке

-Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы

 -Беседа «О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать познавательную и речевую деятельность детей

 -Игра с песком «Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений

 4-й день «Вода – чудо природы»

25 сентября

 -Игры-опыты «Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет

 -Экспериментирование «Переливание воды» Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному

 -Беседа «Свойства воды» Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д..

 -Аппликация «Красивые чашки для волшебницы-воды» Учить наклеивать готовые формы .

 -Чтение художественной литературы Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания

 -Эксперимент «Мыло-фокусник» Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом

 5-й день «Ветерок-волшебник»

26 октября

 -Подвижные игры «С султанчиками и вертушками» Формирование самостоятельной двигательной активности

 -Наблюдение «Наблюдение за ветром» Развивать смекалку, наблюдательность

 -Эксперимент «Послушный ветерок» Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу

 -Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее

 Литература:

 1. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Март-Май. Первая младшая группа/авт. -сост. О. П. Власенко и др. - Волгоград: Учитель, 2013. - 278 с.

 2. Новиковская, О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников/О. А. Новиковская. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М. : АРКТИ, 2008. – 64 с.

 Приложение

 Эксперименты, исследования и опыты

 1. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика (один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть) ; что находится внутри шарика (воздух) ; откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.

 2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.

 3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий) .

 4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе. » Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость) .

 5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)

 Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.

 6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.

 7. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.

 8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем? (Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.

 Игры

 1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»

 Солнышко, солнышко

 Золотое донышко,

 Гори, гори ясно,

 Чтобы не погасло.

 Побежал в саду ручей,

 Прилетели сто грачей,

 Хлопают ладонями

 Сгибают и разгибают ладони

 Показывают волну.

 Машут руками.

 А сугробы тают, тают,

 А цветочки подрастают.

 Опускают руки вниз.

 Поднимают руки вверх.

 2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.

 3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.

 4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства (сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.

 5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков) .

 6. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.

 7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на песке.

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 Методические материалы по экологическому воспитанию. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика