Статья "Экологическое воспитание в МБДОУ, Знакомство с растениями Красной книги ТО"

Экологичекое воспитание в МБДОУ.

Знакомство с растениями Красной книги Тульской области.

 

Проблема экологического воспитания дошкольников относится к числу коренных проблем теории воспитания. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Пожалуй, самой главной задачей нашего времени станет даже не изучение природы, как таковой, а ее сохранение. К мысли об охране природы человек пришел очень давно. Но в наши дни эта проблема носит глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые природные угодья. Много лет человек был по отношению к природе только потребителем. Пришла мера совершенно новых отношений- гармоничного сосуществования с природой. Начинать такие перемены необходимо с воспитания детей. Нужно воспитывать детей в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирования ответственного отношения к окружающей природной среде.

Формирование бережного отношения к природе невозможно представить без воспитания любви и интереса к родному краю, своей малой Родине. Изучая природу родного края, мы воспитываем у дошкольников чувство личной причастности к жизни каждого дерева, кустика, животного и большой ответственности за этот бесценный дар. Хочется процитировать слова специалиста по охране природы В.Н.Скалона: «Почему вырастают дети, избивающие птенцов, разоряющие гнезда, уничтожающие полезных зверьков, ломающие деревья и кусты? Думается, отчасти дело в том, что ребенку никогда не говорят,что любое живое существо есть определенная ценность…. Поэтому мы взрослые должны как можно раньше научить их любить природу и охранять её».

Главной целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознанно правильного отношения к животным и растениям, бережное отношение к природе, к малой родине.

Система образовательной деятельности ДОУ по овладению детьми знаниями по экологии, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу воспитателя, детей и родителей старших групп образовательного учреждения.

Образовательная деятельность включает в себя интегрированные занятия, игровой блок, работу с родителями воспитанников, экскурсии в Краеведческий музей, Тульский областной эколого-биологический центр учащихся. Особое место в образовательном процессе занимает образовательная деятельность, направленная на ознакомление дошкольников с редкими и находящимися под угрозой исчезновения растениями, занесенными в Красную книгу.

В соответствии с федеральными государственными требованиями образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. В процессе непосредственно образовательной деятельности воспитанники узнают о строении, месте обитания и особенностях растений занесенных в Красную книгу Тульской области. Воспитанники зарисовывают растения, конструируют из бумаги, собирают пазлы. Лучшие работы занимают почетное место в Красной книге Тульской области, созданной в каждой группе.

В ходе реализации программы, дошкольники близко знакомятся с живой природой, с растениями, которые находятся на грани исчезновения. Дошкольники учатся видеть красоту природы и привлекательность, что, в свою очередь, побуждает их охранять и оберегать природу. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Викторина по "Растения и животные КК ТО"

Смотреть здесь

День Земли

Отмечаем День земли,День лесов, полей и пашен,

Сердце бьется от любви:«Это все родное, наше!»

Процветай, моя земля,хорошей, цвети, родная,

Во вселенной ты одна,Всем землянам дорогая!

 

Череду апрельских экологических мероприятий завершило познавательное мероприятие, посвящённое празднованию22 апреля Дня Земли.Всемирный День земли – это праздник, который помогает нам и нашим детям  задуматься о состоянии нашей планеты, о возможностях человека и его отношениях с природой. В этот день все население планеты должно помнить, что Земля - это наш общий дом, который надо содержать в порядке.

Проведение таких мероприятий является очень важным и значимым в успешном формировании у детей дошкольного возраста экологической культуры, воспитании желания и стремления беречь нашу Землю.

 

Историческая справка:

Всемирный день Земли отмечается 22 апреля.  Символизм Дня Земли — равновесие и баланс равноденствия. В этот день каждый человек может выступить в качестве попечителя Земли, и искать, что можно сделать в области экологии, экономики и этики на благо людей и планеты.

Традиция празднования Дня Земли в день весеннего равноденствия была заложена Джоном Макконеллом, американским бизнесменом и издателем, создателем флага Земли. В октябре 1969 года он предложил провести празднование Дня Земли в городе Сан-Франциско (США) в день весеннего равноденствия, а в ноябре 1969 года представил проект празднования этого дня на конференции ЮНЕСКО по вопросам окружающей среды.

Руководству города Сан-Франциско предложение Макконелла понравилось, и 21 марта 1970 года в первый раз было организовано празднование Дня Земли.

Идея проведения Дня Земли была поддержана генеральным секретарем Организация Объединенных Наций У Таном и другими мировыми лидерами и распространилась по всему миру.

В этот день ежегодно в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке (США) звучит Колокол Мира (Peace Bell). Он начинает звонить точно в момент начала весеннего равноденствия в Северном полушарии и осеннего в Южном полушарии. Первый раз звон Колокола Мира прозвучал в день весеннего равноденствия 21 марта 1971 года. Инициатором этого события также был Джон Макконелл, поддержанный генеральным секретарем ООН У Таном. Смысл этой церемонии состоит в том, чтобы в течение минуты, пока звонит Колокол Мира, люди подумали о том, что они должны сделать, чтобы сохранить нашу планету, осознать себя ее гражданами и улучшить жизнь всего живого на Земле.

В 1997 году флаг Земли был вручен летчику‑космонавту СССР, Герою Советского Союза Анатолию Березовому во время празднования Дня Земли в ООН. Позднее несколько экземпляров флага были доставлены на борт космической станции "Мир". Флаги Земли, побывавшие на орбитальной станции "Мир", вручены Музею им. Н.К. Рериха в Москве, музею Н.К. Рериха в Нью‑Йорке и Международному гуманитарному фонду "Знание".

                Начиная с 1998 года, акция "Колокол Мира в День Земли" проводится и в России.

День защиты животных!

4 октября, во всем мире отмечается День защиты животных. 

Решение о праздновании Всемирного Дня защиты животных было принято в 1931 году во Флоренции на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы. В тот день общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно отмечать эту дату и организовывать разнообразные массовые мероприятия, направленные на воспитание в людях чувства ответственности за все живое на планете. Позже в Европе идеи о защите прав животных получили юридическое оформление. Так, в 1986 году Совет Европы принял Конвенцию по защите экспериментальных животных, а в 1987 - по защите домашних животных. Не секрет, что во многих странах домашние животные давно считаются полноправными членами семьи – у них есть свои собственные праздники, свое медицинское обслуживание, свое «меню» на каждый день и т. д.

В нашей стране широко этот день отмечается с 2000 года. Однако известно, что Россия стала одной из первых европейских стран, в которой обратили внимание на проблему защиты животных. Уже в 1865 году в нашей стране появилось «Российское общество покровительства животным», которое курировали супруги российских императоров.

Всемирный День защиты животных призван объединять усилия людей в сохранении животного мира нашей планеты и в защите прав домашних животных.

 

Уже стало традицией, что в этот день в детском саду  ребята рассказывают о своих любимых животных. Кто-то приносит фотографии питомцев и с восторгом рассказывает об их особенностях.

 

 

    20131004 152550

 

20131004 153046

 

Ребята подготовительной к школе группы подготовили выставку рисунков любимых животных!

 

20131004 155257

Итогом этого праздника стала экскурсия в Тульский областной эколого-биологический центр учащихся в живой уголок.

20131009 095404

Ребятам удалось понаблюдать, как мышки дружно играют, дегу бегает в колесе, а шустрые крысы просятся на руки.

20131009 100927

Всем ребятам удалось погладить хорька по имени Дед, а так же покормить кроликов и шиншил. Каждый смог насладится общением с полюбившимся животным! Ребята пообещали никогда не обижать братьев наших меньших и заботиться о них!

 

 

 

 

 

 

 

Играем с природой

Лето – это масса времени для непринужденных бесед и занятий с ребенком на свежем воздухе. Большинство семей имеют дачные участки, многие выезжают в отпуска, кто-то остается в городе, но у всех есть возможность гулять с детьми, играть с ними на природе. Важно организовать с детьми игры – полезные для развития, расширяющие кругозор и знания ребенка об окружающей красоте природы.

Предлагаю Вам подборку игр, которые не требуют особой подготовки и материалов, просто немного внимания и смекалки, чтобы заметить в окружающем мире очевидное и иногда невероятное.

«Назови деревья». Ребенок называет деревья, растущие во дворе (городе, лесу, парке, деревне). Совместно со взрослым рассматривают ствол,  листья, определяют их цвет, форму, размер.

«Какая трава?». Обратить внимание ребенка на траву, на ее свойства и признаки. Дать ребенку возможность пощупать ее, сравнить между собой.

«Аромат». Предложить ребенку понюхать различные растения: цветы, траву, листья деревьев, кору. Это развивает чувство обоняния, а если ребенок будет подбирать к каждому аромату прилагательные, то расширится и  активный словарь.

«Построй фигуру». Загорая  на пляже или играя в песочнице, предложите ребенку построить замки: высокий, ниже и низкий. Прорисовать окошки определенного количества(формы). Пусть ваш малыш назовет все фигуры, пересчитает окна, двери. Сделает крышу заданной формы и т.д. Это способствует математическому развитию и  навыку счета.

«Опыты с песком». Интересно для детей провести элементарные опыты с песком. Экспериментируйте, добавляя разное количество воды и главное описывайте весь процесс словами, используйте прилагательные и глаголы в зависимости от консистенции песка (сырой, мокрый, жидкий, сухой, лепится, рассыпается и т.д.)

«Построй дорогу». Предлагаем ребенку построить из песка дорогу для машин (в соответствии с размером машины). После построения обговорите, какая дорога: узкая, широкая, длинная, короткая и т.д. Какая машина сможет проехать по той или иной дороге, а какая нет, и  почему?

«Что видишь?». Вы с ребенком по очереди называете определенные объекты природы (например,  все зеленые, или круглые и т.п.).
«Наоборот». Ребенок в ответ на предложенное вами слово, должен предложить свое, противоположное по смыслу. Например, утро – ночь, солнце – луна, твёрдый — мягкий и т.д.

«Четвертый лишний». Взрослый называет 4 предмета, три из которых связаны каким-либо признаком, а четвертый из другой категории, ребенок должен выделить лишний предмет и аргументировать свой ответ. Например, снег, дождь, сапоги, град; дерево, цветок, кустарник, камень и т.п.

«Назови признак». Предложить ребенку назвать признаки лета, воды, растений и т.д. (подбор прилагательных)

«Съедобное – несъедобное». При броске мяча, ребенок его ловит, если прозвучало только съедобное.

«Жук и бабочка». Рассмотрите насекомых и найдите отличия: бабочка белая, желтая, крылышки тонкие; жук меньше бабочки, крылья жесткие; бабочка летает, жук ползает, летает, жужжит и т.. Аналогичным способом можно сравнить другие объекты природы.

Проводя игры и упражнения с детьми, важно, чтобы дети отвечали полным ответом, верно проговаривали слова, правильно строили предложения и могли аргументировать ответ.

Старайтесь поощрять ребенка добрым словом, улыбкой, одобрением. Играйте больше, будьте с ребенком позитивны и радуйтесь его успехам!

Консультация для родителей "Экологическое воспитание в дошкольном возрасте"

 

Знакомство с растениями  Красной книги Тульской области

Автор - Голикова Екатерина Николаевна, воспитатель.

Проблема экологического воспитания дошкольников относится к числу коренных проблем теории воспитания. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Пожалуй, самой главной задачей нашего времени станет даже не изучение природы, как таковой, а ее сохранение. К мысли об охране природы человек пришел очень давно. Но в наши дни эта проблема носит глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые природные угодья. Много лет человек был по отношению к природе только потребителем. Пришла мера совершенно новых отношений- гармоничного сосуществования с природой. Начинать такие перемены необходимо с воспитания детей. Нужно воспитывать детей в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирования ответственного отношения к окружающей природной среде.

Формирование бережного отношения к природе невозможно представить без воспитания любви и интереса к родному краю, своей малой Родине. Изучая природу родного края, мы воспитываем у дошкольников чувство личной причастности к жизни каждого дерева, кустика, животного и большой ответственности за этот бесценный дар. Хочется процитировать слова специалиста по охране природы В.Н.Скалона: «Почему вырастают дети, избивающие птенцов, разоряющие гнезда, уничтожающие полезных зверьков, ломающие деревья и кусты? Думается, отчасти дело в том, что ребенку никогда не говорят,что любое живое существо есть определенная ценность…. Поэтому мы взрослые должны как можно раньше научить их любить природу и охранять её».

Главной целью  экологического воспитания дошкольников является формирование осознанно правильного отношения к животным и растениям, бережное отношение к природе, к малой родине.

Система образовательной деятельности ДОУ по овладению детьми знаниями по экологии, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу воспитателя, детей и родителей старших  групп образовательного учреждения.

Образовательная деятельность включает в себя интегрированные занятия, игровой блок, работу с родителями воспитанников, экскурсии в Краеведческий музей, Тульский областной эколого-биологический центр учащихся. Особое место в образовательном процессе занимает образовательная деятельность, направленная на ознакомление дошкольников с редкими и находящимися под угрозой исчезновения растениями, занесенными в Красную книгу.

В соответствии с федеральными государственными требованиями образовательная  деятельность, осуществляется  в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. В процессе непосредственно образовательной деятельности воспитанники узнают о строении, месте обитания и особенностях растений занесенных в Красную книгу Тульской области. Воспитанники зарисовывают растения, конструируют из бумаги, собирают пазлы. Лучшие работы занимают почетное место в Красной книге Тульской области, созданной в каждой группе.

В ходе реализации программы, дошкольники близко знакомятся с живой природой, с растениями, которые находятся на грани исчезновения. Дошкольники учатся видеть красоту природы и привлекательность, что, в свою очередь, побуждает их охранять и оберегать природу. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

 


 

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 Методические материалы по экологическому воспитанию. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика