Развитие фонематического слуха

Печать
Категория: Советы родителям
Дата публикации Автор: Рыбникова Ольга Николаевна

Развитие фонематического слуха у детей.

Развитие фонематического слуха у детей в дошкольном возрасте является неотъемлемой частью воспитания и развития ребёнка.  Несомненно, в детских садах и школах дошкольного развития этим занимаются профессионалы – логопеды и воспитатели. Однако, этого недостаточно. Родители способны вложить свой вклад в развитие фонематического слуха у своего ребёнка.

Целью данной консультации является оказание помощи родителям, желающим развивать фонематический слух у детей самостоятельно. Для этого родителям необходимо знать, что же такое «фонематических слух» и как правильно развивать его у детей.

Фонематических слух – это способность различать звуки (фонемы), части речи, которая является необходимой основой для понимания смысла сказанного. Сформированиность  фонематического слуха гарантирует эффективное развитие связной речи у ребёнка. Также развития звукового слуха необходимо для успешного обучения письму и чтению, а в дальнейшем – для успешного освоения иностранных языков. Недостаточный уровень развития у ребёнка фонематического слуха в дошкольный период может стать причиной плохой успеваемости в школе.  Особенно, на уроках русского языка: написание диктантов будет вызывать у ребёнка серьезные затруднения.

Избежать этих проблем легко: нужно вовремя начать заниматься со своим ребёнком дома. С вами малышу будет заниматься легче и комфортнее, а значит – занятия пройдут для него благотворно.

Итак, вашему вниманию я предоставляю ниже несколько игр для развития фонематического слуха у детей.

1. Игра «Что звучало?» На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

2. Игра «Угадай, что я делаю?» Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д. ей.

3. Игра «Что звучало?» На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

4. Игра «Угадай, что я делаю?» Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

5. Игра «Узнай по голосу». В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

6. Игра «Эхо». Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

7. Игра «Скажи, как я». Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

8. Игра «Повторюшки». Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды: со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та; с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.; с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.; с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.; с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.; с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.

9. Игра «Сигнальщик». Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.

10. Упражнение «Простукай слово». Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д. Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

11. Игра «Поймай звук». Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).

Мною представлены лишь некоторые игры и упражнения, но они являются доступными для проведения дома и не требуют больших затрат времени и сил.

Время, потраченное на развитие вашего ребёнка – это большой вклад в его и ваше будущее. Не стойте в стороне, пока ваш малыш растёт! Развивайте его и развивайтесь вместе с ним!

Удачи, дорогие родители!

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 Развитие фонематического слуха. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика