Опыт работы "Развитие певческих способностей у старших дошкольников"

МУЗЫКА И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

 

Музыка лечит,  музыка успокаивает, музыка  поднимает настроение... Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье. 

          Наши далекие предки, создавали музыкальные инструменты и с их помощью, находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Другие музыкальные сочетания способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям.     

          В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека.

        Пение.  Систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их.  Зарождающийся во время пения , звук,  только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Это своеобразный вибрационный массаж внутренних органов может стимулировать и улучшать их работу.

         Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. 

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ 

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.  

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ 

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии. 

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных  СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать) 

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания. 

       Но следует помнить, что для вокалотерапии,  лучше использовать мелодии русских народных и детских песен.

        Очень благотворное влияние музыки на здоровье детей уже не раз доказано учёными и врачами-практиками. А вы знаете, что музыка способна улучшать язык и память детей?  При серьёзном изучении музыки стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память.    Если вы своего ребёнка будете обучать игре на каком-либо музыкальном инструменте, то это будет улучшать их лингвистические навыки. А если взрослый человек задумает обучаться игре на музыкальных инструментах, то его занятие музыкой может помочь ему справиться с потерей памяти после перенесенных травм мозга.  Лечебные свойства музыки никак не связаны с ее эстетической ценностью. Есть плохая, с точки зрения высокого искусства, но безвредная музыка. А есть музыка великих композиторов, отрицательно влияющая на развитие ребенка. Например, рок воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые воспринимают наши органы, что может разрушающе действовать на мозг. Среди вредных классических произведений специалисты отмечают "Венисбергскую сцену" Вагнера и некоторые произведения Рихарда Штрауса. Анальгетиком в мире звуков являются религиозные произведения Баха и Генделя. Самая необыкновенная музыка у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная - этот музыкальный феномен назвали "эффектом Моцарта". Его "Волшебная флейта" на самом деле может творить чудеса.  Голландские ученые провели эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали "озвучивать" рок-музыкой, второе - классической, третье - фольклорной. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть поникла. На втором и третьем полях растения развивались нормально. Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет. Установлено, что человеческое ухо может справиться с шумом до 85 дБ (уровень шума на дискотеке - до 120 дБ). Ученые вычислили, что без ущерба для слуха люди могут находиться только 5 минут на дискотеке и 30 секунд в наушниках. Кстати, из наушников, включенных на среднюю громкость, вырывается шум, соответствующий грохоту тяжелого грузовика, - 90 дБ. Так что делайте выводы! 

        В качестве примеров положительного влияния музыки при определённых состояниях  человека можно привести следующие произведения: 

«Аве Мария»  Ф.Шуберта,  «Колыбельная» И.Брамса,  «Свет луны»  К.Дебюсси  –  при  сильном нервном   раздражении. 

 Мелодия»  В. Глюка,  «Грёзы» Р.Шумана – действуют успокоительно, улучшают сон.

 «Весенняя песня» Ф.Мендельсона,  «Юмореска» А.Дворжака,  «Венгерская рапсодия» Ф.Листа – при головной боли. 

«Свадебный марш» Ф.Мендельсона – нормализует сердечную деятельность и кровяное давление. 

- Для общего успокоения – Бетховен «Симфония № 6», Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве-Мария» 

- Для уменьшения злобности – Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония» 

- Для повышения внимания, сосредоточенности – Дебюсси «Лунный свет», Мендельсон «Симфония № 5», Чайковский «Времена года» 

- Для ритмичного дыхания, повышения аппетита – маршевые мелодии, вальсы Чайковского, Моцарт, Шуберт, Вивальди. 

- Для улучшения самочувствия, настроения – Бетховен «Увертюра Эгмонд»,  Чайковский «Шестая симфония» 3-я часть, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармен» 3-я часть 

- Для крепкого сна – Шуман «Грезы», Сибелиус «Грустный вальс», Глюк «Мелодия» 

- Для стимуляции творческой деятельности – Дунаевский «Цирк» Лея «История любви», Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями» 

- Расслабление организма, восстановление сил - Бетховен «Лунная соната», Равель «Караван», Лей «Мужчина и женщина» 

- Нормализует работу мозга – Григ «Пер Гюнт» 

    Музыку сейчас достать не проблема – диски продаются на каждом шагу, можно  скачать с интернета любую мелодию. Попробуйте в действии эту музыку, возможно, это действительно помогает или усиливает лечение.    

 Необходимо знать  некоторые подробности при прослушивании музыки с детьми:

- Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники, т.к. это может испортить слух, уши у ребенка воспринимают только рассеянный звук. - Музыку следует слушать не громко, а примерно как разговариваете, это самое оптимальное прослушивание.

- При прослушивании музыки работа сердца и дыхания подстраивается под ритм музыки, поэтому Вы должны понимать, какую музыку и какого ритма стоит включать ребенку, а какую нет.

 Помните:  Тяжелая музыка отрицательно влияет на детскую психику, некоторые исследователи утверждают, что она как бы "зомбирует" ребенка. Низкочастотная музыка вызывает ухудшение самочувствия и апатию. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Прекрасной колыбельной для вашего ребенка станет знаменитая "Лунная соната" Бетховена. Старайтесь подбирать для малыша произведения, в которых задействованы один-два музыкальных инструмента. Такую музыку ребенок воспримет лучше. 

Музыкальная терапия противопоказана:

 -детям с предрасположенностью к судорогам;

 -детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма; 

-детям, страдающим от отита; 

-детям, у кого резко повышает внутричерепное давление.

Ну вот и все, что я хотела рассказать про пользу музыки для воспитания и здоровья детей и взрослых.

Слушайте хорошую и полезную музыку, будьте здоровы, и чтобы Ваши детишки росли умными и здоровыми.  

                                            

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр

 

Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

В процессе н.о.д. по музыке осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Оздоровительная работа с использованием музыкальных игр предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические игры-распевки, которые поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика, которая развивает не только певческие способности, но и правильную осанку.

Артикуляционная гимнастика. Способствует тренировке мышц речевого аппарата, помогает ориентированию в пространстве, имитирует движения животных. Улучшает музыкальную память, внимание, уровень певческих навыков и развития речи детей.

Оздоровительные и фонопедические игры и упражнения.(игры со звуком) Используются для укрепления хрупких голосовых связок детей, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Игровой массаж. Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез, поднимает настроение.

Пальчиковые игры и сказки. Развивают речь ребенка, двигательную активность, готовят к рисованию, письму, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры. Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия. Способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Н.О.Д. с использованием технологий здоровьесбережения эффективна при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

Дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Особое внимание в процессе работы было обращено на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Особенностью работы над дыханием на музыкальных занятиях было то, что они выполнялись под музыку, в игровой форме. В основу легли несложные упражнения по методике А. Стрельниковой: короткий и резкий вдох носом и абсолютно свободный выдох. (приложение)Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказало на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.

Артикуляционная гимнастика. При разучивании песен часто приходилось наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки, что говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Совместно с логопедом проводилась игровая гимнастика, которая помогла сформировать правильное произношение звуков, слогов, целых слов. Проводились упражнения эмоционально, в игровой форме, под музыку, с хлопками, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. (приложение) . В результате у детей лучше проявились музыкальная память, певческие способности, развилось чувство ритма, внимание.

Оздоровительные вокальные упражнения. Петь любят все дети. Но часто они стараются петь громко, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Моя задача – грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровьесберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла (приложение).

Игровой массаж. Выполнение массажа не только поднимает настроение, но и улучшает самочувствие, тонизирует центральную нервную систему, активно влияет на обменные процессы организма, улучшает циркуляцию крови и лимфы. Обучение простейшим массажным приемам происходило в игре. На музыкальных занятиях массаж проводился под музыку – слова пропевались, или музыка звучала просто фоном. Малыши закрепляли в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивали мелкую мускулатуру пальцев рук. Дети постарше становились героями известных сказок, песен, представляли себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» свое тело и лицо. Ребята научились благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Проводя массаж определенных частей тела использовалось поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания. Особенно эффективными были упражнения, когда ребенок «разговаривал» со своим телом, делал ему комплименты: «Мои любимые ручки», «Какой чудесный носик» и т.д.

Пальчиковые игры. Развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводились под музыку как попевки, песенки, сопровождались показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра, звучанием детских музыкальных инструментов. Тексты для этих игр – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки (приложение).

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр. Динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Активное использование этого вида деятельности позволило решить ряд задач музыкального развития, а именно:

- развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе – эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховое внимание, музыкальную память, ладовое чувство, тембровый, звуковысотный и динамический слух, чувство ритма;

- формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения;

- развивать звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй;

- улучшать дикцию детей;

- способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр;

- побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности;

- укреплять голосовой аппарат;

- выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.

Тексты, подбираемые для речевых игр, подбираются простые, соответствующие возрасту дошкольников, легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки,  потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание уделяется обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Недаром известный музыковед М.Г. Харлап писал, что «между музыкой и речью есть стадия лепета – ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращались в театральную сценку, позволяли детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал. Речевые игры активно используются детьми не только на занятиях и в кружке, но и в свободной, самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

Музыкотерапия. Лечебные свойства музыки замечены давно. Но только в прошлом веке было научно доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Поэтому музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание музыки способствует повышению иммунитета детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Работа с родителями. Человек овладевает музыкальной культурой в течение всей своей жизни. Важнейшим этапом этого процесса является дошкольное детство. Однако, успех в формировании музыкально-эстетического сознания ребенка зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива ДОУ по музыкальному воспитанию, но и от отношения к музыке в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей.

Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. Родители, посетившие занятия, с удовольствием повторяют игры и упражнения дома. В этом также помогают дидактические материалы, консультации, папки-передвижки с материалами по оздоровлению детей.


Список используемых источников:

1. Галанов А.С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» : Речь, 2007

2. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» : Сфера, 2008

3. Картушина М.Ю. «Зелёный огонёк здоровья» : Сфера, 2007

4. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников» : Просвещение, 1994

5. Тютюнникова Т.Е. «Речевые игры» : Дошкольное воспитание 1998

6. Щетинин М.Н. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» : Айрис-пресс, 2007

Играя, развиваем речь

Играя, развиваем речь.

(Практические рекомендации развития речи детей 2-3 лет)

Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период, запаситесь книжками и начинайте занятия.
         Рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будите называть. Учите ритмические стишки и короткие песенки.
           Уделите внимание развитию мелкой моторики. Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Попробуйте складывать пазлы и описывать картинку, которая будет получаться. Не забывайте и о развивающих играх. Чтобы малыш научился воспринимать на слух большое количество информации.
           В 2 года кроха знает достаточно много звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные (кроме гласных) он заменяет известными или вообще пропускает. И помощь логопеда в таких случаях не нужна. Начните самостоятельные занятия, и как можно больше говорите с ним.


                                       
Развиваем речь ребенка при помощи игр


                                             «Повторяй за мной»

Цель: формирование речевой активности, 

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.
На лугу паслась корова — «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел — «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул — «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел — «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик — « тц-с-с».

Еж колючий пробегал — «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал — «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».
Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.


«Поиграем с язычком»

Цель: развитие артикуляционной моторики.
Сядьте напротив малыша и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Он сначала смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался: (открыть рот)
Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся, провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз — и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)

 

 

«Терем-теремок»

Цель: Игра развивает речь, познавательные и творческие способности, умение общаться. Прочитайте малышу сказку «Теремок» и рассмотрите вместе с ним картинки. Сделайте из картона домик и несколько игрушек: мышку, петушка, зайчика, лису. Скажите: «Давай посмотрим, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет!» — «Пи-пи! Я мышка-норушка! А ты кто?»Спросите у малыша: «Кто это?», чтобы он ответил: «Пи-пи».Когда малыш запомнит названия всех зверюшек, их можно заменить другими. В «теремке» могут жить все игрушки, которые есть дома.

«Кошка и бумажка»

Цель. Научить ребенка произносить слова «брось», «лови».

Для игры используются кошка бибабо (надевающаяся на руку) и бумажка на веревке.

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку кошку бибабо и говорил, что она очень любит играть с бумажкой. Размахивал перед ней бумажкой, кошка «ловит» ее лапками. Взрослый говорил ей: «Брось» - кошка бросала бумажку; говорил ей: «Лови» - кошка «ловит» и т.д. Потом взрослый предлагал малышу самому сказать кошке «Брось». Ребенок говорит, кошка «выпускала» бумажку из лапок. Взрослый предлагает сказать «Лови», и когда малыш говорит, кошка «поймала» бумажку.

 

«Села птичка на окошко»

Цель. Закрепить знакомство ребенка с окружающими предметами и названием отдельных частей тела.

Для игры используется вырезанная из картона птичка с вставленными в прорези крыльями. К спинке прикрепляется проволока, резинка или нитка.

Ход игры:

Взрослый держал птичку у окна и произносил всем знакомое четверостишие:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай,

Улетела птичка - Ах!

(Птичка в руках взрослого «летала» по комнате.)

«Проси птичку: «Лети к нам», ну скажи: «Лети к нам». Сережа (ребенок) говорил. Вот молодец, она тебя послушалась и осталась у нас, а мы ее покормим. Делал движение, будто кормит, насыпал зернышки птичке. «А теперь посыпь птичке зернышки». Ребенок подражал. «Теперь дай ей воды попить». Доставал блюдце, и малыш давал птичке пить.

-Скажи: «Пей, птичка, пей». Птичка поела, попила водички и полетела.. Зови ее: «Лети к нам, птичка». Птичка «летала», садилась ребенку на голову. «Смотри, птичка тебе на головку села. А мне куда села? На плечо; ай улетела. Птичка улетает».

Усложнение. Птичка садилась в комнате на разные предметы, которые ребенок называет.

«Кормление собачки»

Цель. Произношение слов: «собачка», «мисочка», «коврик», подражание действиям.

Для игры использовались игрушечная собачка, мисочка, коврик.

Ход игры:

Взрослый показывал Сереже собачку, рассматривал ее с ним, спрашивал: «Кто это? Как собачка лает?» Вместе они рассматривали и показывали части тела собачки: хвостик, лапки, спинку, ушки, глазки, носик. «Не хотите ли послушать, как собачка проси кушать? Гав-гав-гав - так собачка просит кушать». Взрослый подносил к носу собачки мисочку и делал вид, что кормит ее. Затем малышу предлагал покормить собачку. Сережа покормил собачку.

 

«Девочка и петушок»

Цель познакомить ребенка с предметами для умывания, кормления и сна. Научить ребенка играть с куклой: мыть, кормить и укладывать спать. Для занятия использовалась кукла в нарядной одежде, игрушечный петушок, кукольная мебель, посуда, таз, мыло, полотенце.

Ход игры:

Стол накрыт скатертью, причем у передней части стола она опущена до пола. Игрушки лежат под столом. Чтобы малыш их не видел. Взрослый брал куклу и, не показывая ее, говорит (за куклу): «Сережа, я к вам иду». Затем, менял голос: «Сережа, кто это к нам идет? Кто тебя зовет? Сережа отвечал. Взрослый говорил, что куклу зовут Катя. «К нам идет Катя. Позови ее, скажи: «Катя, иди к нам, мы тебя ждем». По приглашению появлялась кукла Катя, здоровалась. Взрослый предлагал мальчику также поздороваться с Катей. Взрослый спрашивал Катю: «Катя, кушать хочешь? Давай помоем руки и сядем кушать». Перед тем как помыть Кате руки спрашивал: «Чем руки мыть? А теперь что делать?» Сережа подсказывал: «Нужно включить воду, намылить руки, сполоснуть и вытереть» и т.д. «А что Катя будет кушать? А куда мы положим еду?» Взрослый кормил куклу, называя все предметы и побуждая ребенка говорить. Руками куклы взрослый клал салфетку на место. Затем кукла раздевалась и ложилась спать. При этом она ставила стул для одежды, складывала все на стул. Кормить и укладывать надо так, как кормят и укладывают ребенка.Затем взрослый прикладывал палец к губам: «Тише, тише, наша Катя спит».Пауза. Как будто издали слышится: «Ку-ка-ре-ку». Взрослый говорит: «Тише, Петя не буди Катю. Тише».

«Зайчик и морковка»

Цель. Научить произносить слова: «зайчик, «кушай», «морковка» и действия с игрушечным зайчиком.

Для игры использовался игрушечный заяц и морковка.

Ход игры:

Взрослый говорил: «Садись на стульчик и посмотри, что я тебе покажу. Смотри, кто это такой?» Медленно вынимал из кармана зайчика, так чтобы вначале видны были только ушки, потом головка и, наконец, весь заяц. «Это зайка, Кто это? Зайка». Сережа повторил.

«Вот, смотри, мы посадим зайку, пусть он здесь посидит и посмотрит на нас. Вот какой у нас зайка хороший. Мы сейчас будем зайку угощать. Он любит морковку. Зайка, ты хочешь морковку? Вот у меня морковка, вкусная, сладкая. Дай зайке морковку, скажи ему: «Кушай, зайка, морковку». Сережа брал морковку и кормил зайчика. «Ну вот, зайчика покормили, а теперь зайка поскачет. Зайка, поскачи, покажи, как ты скачешь. Вот как зайка скачет: прыг-скок. А кто умеет так скакать, как зайка? Вот как прыгает Сережа: прыг-скок, совсем как зайка».

Желаем успеха!

Составитель: учитель-логопед Федосова М.А.

Музыкальное воспитание в семье.

МУЗЫКАЛЬНОЕ  ВОСПИТАНИЕ  В СЕМЬЕ

Консультация для родителей

              Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?

              К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.

              Но, каждому родителю нужно помнить, чтодетей невосприимчивых кмузыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому жеглавным является не само по себе обучение музыке, авоздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.

              Павел Шивещ, педагог из Югославии сказал: «Моцартом может быть только, но Моцарт может в каждом жить!» Это верно. От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.

              Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.

              Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.

               Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт егоразвитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.

              Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.

              В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству являетсяслушаниемузыки, котороеразвивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни.В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.

            Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребёнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского, «Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе.

            Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.

              Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пустьвслушивается, сосредотачивается, вдумывается.

              Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек. Большой выбор предлагает и интернет: здесь можно не только послушать музыку, но и увидеть презентацию её.

              Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре.

Можно порекомендовать передачи ТСТ «Товарищ», «Будильник», выступления детского коллектива «Задумка», передачи на канале «Культура» и другие. Канал «Культура» предлагает мультфильмы из серии «Сказки старого пианино», где классическая музыка сопровождается показом сказки, образ, который навевает музыка.

              Телепередачитребуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать.Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много  и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.

              Затоглубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли коллектива «Задумка», сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Драматического театра».

Музыка, как средство здоровьясбережения

Музыка, как средство здоровьесбережения.

Консультация для родителей

     Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

     Музыка воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.

     П.И. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Музыкальный ритм движения улучшает осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду и направление.

      Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечнососудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Так же развивается музыкальность у детей, эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.

     Таким образом, музыка– одно из средств физического развития детей. А здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей становится приоритетным направлением в детском саду.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считал, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Врач Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

     Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

     Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий.

Валеологические распевки.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Игровой массаж.

Пальчиковые игры.

Речевые игры.

Музыкотерапия.

      Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, дающий позитивный настрой на весь день.      

               Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыко-терапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий, Позволяет рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.

    Современные методы здоровьясбережения на музыкальных занятиях помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

 

Что вы знаете о влиянии музыки на ребенка?

   Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на детей. Музыкальная деятельность в детском саду – источник особой радости для малышей. Их жизнь без музыки невозможна, как невозможна она без игры и сказки. Без музыки недостижимо и полноценное умственное развитие: доказано, что чем больше развита сфера чувств, тем ребёнок одарённее.

Восприятие различных звуков, ритмов, мелодий оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человеческий организм. Именно поэтому будет не лишним послушать вместе с крохой правильно подобранную музыку – это окажет благоприятное влияние на его развитие.

Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше – на вегетативную нервную систему и внутренние органы. Различными исследованиями было установлено воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Так, например, сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Музыка также влияет на нейроэндокринную систему, в частности на гормональный уровень в крови. Под ее воздействием может изменяться тонус мышц, моторная активность. Посредством воздействия вибрации звуков создаются энергетические поля, которые заставляют резонировать каждую клетку организма. Таким образом, своеобразная «музыкальная энергия» нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение.

Музыкальная терапия

В современной психологии существует отдельное направление – музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

Итак, как видите, влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников и помогает быстрее запомнить новый материал. Если женщина кормит малыша грудью, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.

Как слушать?

  • Продолжительность – 15-30 минут.
  • Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном.
  • Во время прослушивания старайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном, можно выполнять обычные бытовые дела (уборка игрушек, сбор учебников, подготовка постели). А еще лучше занимайтесь чем-нибудь приятным, например просмотром фотографий, поливкой цветов. Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.

Как охранять детский голос, детские голосовые связки?

Нельзя петь на улице в сырую и холодную погоду. В детском саду мы учим говорить детей спокойным тоном, без крика – что тоже важно для предохранения голосовых связок от перенапряжения. Кроме того, это требование культурного поведения. Поэтому дома надо требовать от детей того же. Не следует поощрять пение детьми взрослых песен, особенно эстрадных, так как они не подходят для детского голоса и обычно не могут быть правильно поняты детьми.

Многие дети поют не достаточно чисто, иногда «гудят» на одном звуке. Это не всегда зависит от недостаточно развитого музыкального слуха. Иногда это является следствием недостаточно развитого голосового аппарата.

Для развития слуха и голоса ребенка ему полезно больше читать стихи вслух, при этом стараться говорить звонко, ясным голосом, а не низким, глухим. Хорошо, если дома ребенок поет попевки-потешки – народные мелодии, очень простые,  состоящие из 2-3-х звуков.

Также необходима охрана детского слуха. Обязательно надо следить, чтобы в жизни ребенка было достаточно тишины. Не следует включать радио надолго или слишком громко – это отрицательно влияет на нервную систему, притупляет слух. Использовать радио и телевидение нужно очень разумно, не перегружая ребенка. Пусть лучше ребенок послушает или посмотрит меньше передач, но зато поймет и запомнит их.

Каждый ребенок должен иметь детскую библиотечку. И было бы неплохо, если бы вы собрали небольшую фонотеку – кассеты, диски – записи доступных детям музыкальных произведений, детских песен. Этот репертуар и будет основой формирования хорошего музыкального вкуса.

Дмитрий Борисович Кабалевский, замечательный композитор и музыкальный воспитатель детей и юношества, много раз в своих выступлениях подчеркивал необходимость приобщить детей к серьезной, классической музыку. Не может быть развитого человека, который любил бы только «легкую» музыку. К большим, серьезным чувствам и мыслям нас приобщают Глинка, Чайковский, Бетховен, Григ, все выдающиеся музыканты прошлого и современности.

Может быть, в свое время не всем из вас удалось приобщиться к музыкальному искусству. Хорошо, если бы вы сейчас не упустили эту возможность – слушая вместе с детьми наиболее легкие для восприятия произведения классической музыки, восполнить свои знания, умножить свои впечатления от музыки. К тому же новое время принесло новые произведения. Хочется подчеркнуть, что совместное слушание музыки способствует сближению детей и родителей, появлению общих интересов. А у детей потребность такого досуга способствующего их духовному развитию, надо всячески поощрять. Хорошо послушать музыку и тогда, когда в вашем доме собираются друзья ребенка.

рекомендации родителям по устранению заикания

Рекомендации родителям по устранению заикания.

Автор-составитель: учитель-логопед Федосова М.А.

Обычно заикание (логоневроз) у детей появляется в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому происходит ее «поломка». По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью.
Такие речевые запинки могут продолжаться в течение какого-то периода, потом на время проходить и опять возвращаться. Это может продолжаться до четырех-пяти лет и редко затягивается до школьного возраста.


Общие понятия

Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова). Также нередко встречается тоно-клоническое заикание. Логоневроз у детей может длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.


Причины заикания


Физиологические

Прежде чем искать решение, как вылечить заикание у ребенка, необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.

Психологические
Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.
Социальные
Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

Провоцирующие факторы


Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания. Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие. Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.


Общие рекомендации


Как и любой другой невроз, заикание сильно нагружает нервную систему. Поэтому прежде, чем пойти с ребенком к врачу, следует снизить его эмоциональную нагрузку к минимуму.
Причем действовать надо как можно быстрее, чтобы у вашего маленького человечка навык заикания не закрепился надолго. Если вы четко будете следовать правилам общения с ребенком, начавшим заикаться, то врач вам может вообще не понадобится.
Соблюдать распорядок дня
Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше – 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.
Создавать благоприятную психологическую обстановку
Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.
Помогать ребенку в ежедневном общении
Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.
Укреплять общее здоровье
Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.
Соблюдать правила
• Попробуйте первыми не обращаться к ребенку с какими-либо просьбами, не начинайте с ним разговор. Заикание — это нарушение коммуникативной функции речи. Разговаривая и играя сами с собой, дети редко заикаются. Говорите с ребенком медленно, плавно, почти нараспев. Старайтесь не обсуждать ничего при ребенке слишком эмоционально, на повышенных тонах.
• Ограничьте время просмотра телевизора. Если не получится полностью отказаться от мультиков (для многих детей это может быть дополнительным стрессом), то постарайтесь хотя бы не давать смотреть новые. Книги рекомендуется читать только хорошо знакомые. И не спешите разучивать стихи — для этого еще будет более подходящее время.
• Играть лучше в спокойные игры, очень хорошо, если они будут проводиться на воде, так как она воздействует на детскую психику очень благотворно. Если есть возможность посещения дельфинария — это будет большим плюсом. Хороши игры с песком и лепка из пластилина. Если ребенок очень подвижен, то не стоит ему запрещать бегать и прыгать, но сами не спешите играть в «догонялки».

Основные методы лечения заикания у детей

Дыхательные упражнения

Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благоприятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре. Методы лечения заикания у детей с помощью дыхательных упражнений могут быть до полнены релаксацией. Наиболее распространенной является дыхательная программа разработанная специалистом Стрельниковой. Эти упражнения очень похожи на утреннюю гимнастику и считаются наиболее эффективными в борьбе с заиканием, независимо от возраста им страдающего. Они благотворно влияют на всю дыхательную систему, учат дышать глубоко, на всю грудь. Дыхательная гимнастика тренирует диафрагму человека, заставляя ее принимать активное участие в голосообразовании, благодаря чему голосовые связки становятся максимально подвижными. Связки тесно смыкаются во время разговора, делая речь плавной и ритмичной.
Упражнение №1: «Насос»
• 1. Для начала встаньте прямо, во весь рост.
• 2. Слегка наклонитесь вперед, округлив спину и опустив вниз голову и руки. Очень важно, чтобы шея во время этого упражнения была максимально расслаблена.
• 3. Теперь сделайте сильный наклон к полу, как будто Вы накачиваете шину, одновременно быстро и шумно вдохнув на полную грудь через нос.
• 4. Выпрямляясь, свободно выдохните, как Вам удобно. Однако не распрямляйте спину полностью, вернитесь в положение №2.
• 5. Теперь снова наклонитесь, быстро и шумно вдохнув. И так далее. Это дыхательное упражнение, а потому напрягать какие-либо мышцы не нужно, делайте его легко, не нагружая поясницу. Повторите упражнение 8 раз.
• 6. Отдохните несколько секунд, восстановив привычное дыхание, и снова повторите 8 раз.
В идеале это упражнение нужно делать по 8 вдохов в 12 подходов. Однако не торопитесь выполнять норму в первый же день, такая нагрузка резко плохо повлиять на самочувствие. Поэтому в первые несколько дней делайте по 6-8 подходов, постепенно увеличивая их количество до 12 раз.
Упражнение №2: «Повороты»
• 1. Встаньте прямо, поставив ноги на ширину плеч, а руки положив на пояс. Примите удобное положение.
• 2. Теперь сделайте поворот головы влево, и быстро и шумно вдохните.
• 3. Выдыхать нужно на повороте головы в другую сторону. Выдохните, не останавливаясь посередине.
• 4. Развернув голову вправо, сделайте еще один вдох.
• 5. Повторите упражнение в обратном порядке и так 8 вдохов. Для начала этого будет достаточно. Постепенно нужно будет увеличивать, доведя повторение упражнения до 32 вдохов, то есть трех подходов по 8 раз с перерывами на несколько секунд.
Дыхательные упражнения необходимо делать дважды на день, ежедневно перед завтраком и после ужина. Уже через 2-3 месяца Вы заметите первые результаты, а со временем дыхание полностью освободится и голос станет естественным. Следует отметить, что любые упражнения тренирующие диафрагму заикающимся людям весьма полезны.
Точечный массаж
Задаваясь вопросом, как вылечить заикание у ребенка, следует обратиться и к практике нетрадиционной медицины, например, к массажу. Курс лечения с помощью точечного массажа выбирается в зависимости от сложности случая. Во время процедур специалист воздействует на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после одного курса, все зависит от формы заикания и возраста ребенка. Благодаря точечному массажу восстанавливается нервная регуляция речи, поэтому занятия необходимо проводить постоянно.Связь между точками на человеческом теле и внутренними органами известна всем. Альтернативная медицина успешно использует точечный массаж в борьбе с заиканием. Это довольно длительное лечение, но несмотря на сложность и продолжительность процесса весьма эффективное. Для полного избавления от заикания Вам понадобиться несколько курсов, каждый из которых содержит 15 ежедневных процедур. Между первым и вторым курсами необходимо делать двухнедельный перерыв, между вторым курсом и третьим интервал должен составлять порядка шести месяцев. Далее можно продолжать сначала, в случае если запинания возобновились ранее наступления следующего курса лечения, к нему разрешено приступить ранее. Занятия нельзя бросать, их необходимо проводить регулярно, потому что точечный лечебный массаж восстанавливает нарушенную нервную регуляцию речи – верный способ того, как избавиться от заикания навсегда.
Лечебные точки расположены по всему телу, но в большей степени на лице и спине, поэтому выполнять массаж самостоятельно самому себе не представляется возможным. Вам понадобится помощник или специалист точечного массажа. Полный курс содержит 17 точек, но приступать нужно постепенно, вовлекая все больше ответственных областей. Для их нахождения воспользуйтесь схемой. В первые двое суток Вам пригодятся только первая и вторая точки. Потом нужно будет добавлять ежедневно по две новых, пока не вовлечете все 17. Напоминаем, что общая продолжительность одного курса составляет 15 дней.
Лечебный массаж:

• 1. Найдите нужную точку и надавите на нее подушечкой пальца. Верным признаком того, что это получилось у Вас правильно, будет болезненное ощущение у массажируемого. Однако непосредственно во время массажа таких ощущений быть не должно.
• 2. Массируйте точку круговыми движениями, подушечкой указательного или большого пальца 3-5 минут. Постепенно усиливайте давление на точку, а потом наоборот ослабляйте его. Важно, чтобы в процессе массажа человек был максимально расслаблен.
Положительные результаты Вы можете получить уже после первого же курса. Это зависит от возраста и формы заикания. Однако останавливаться и прекращать лечение не следует. Иначе через некоторый период времени заикание может вернуться.
Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение детей является вспомогательным в комплексе общего курса. Ребенок может принимать противосудорожные препараты, транквилизаторы, препараты, которые способствуют нейтрализации блокирующего действия веществ, мешающих нормальному функционированию нервных центров, а также анксиолитические ноотропные препараты. При необходимости курс лечения дополняется приемом успокаивающих отваров и настоек трав, например, отвара пустырника.
Логопедические занятия
Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка.
Компьютерные программы
Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей, предполагающие использование специальных компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.

Самое важное! Никогда не зацикливайте внимание ребенка на его недуге. Он заикается не специально. Не надо его поправлять и требовать сказать фразу правильно. И возможно, вопрос как избавиться от заикания решится сам собой.

 

Последние комментарии

  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
     
  • С Днем рождения!

    Смелова Ольга 08.12.2017 13:33
    В честь Дня рождения сада 04/12/2017г в нашей группе "Созвездие" Кузнецова Н.А. проводила мастер ...
2011 Советы специалистов. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика