Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Воспитание звуковой культуры речи»

Печать
Категория: Советы воспитателей
Дата публикации Автор: Рыбникова Ольга Николаевна, воспитатель

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Старайтесь следить за тем, чтобы речь вашего малыша была внятной, неторопливой, достаточно громкой. Нужно обращать внимание ребенка на четкость произнесения звуков, слогов, фраз, причем делать замечания нецелесообразно — лучше похвалите малыша, а потом попросите повторить сказанное (погромче, не торопясь). Сопроводите эту просьбу словами: «Извини, я не расслышала, что ты сказал». Помните, что ваша четкая, неторопливая речь будет лучшим образцом для ребенка.

   Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко - слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

   Уделяйте внимание развитию звуковой культуре речи у своих детей самостоятельно, дома. Предлагаю взять на вооружение несколько простых, но увлекательных игр. Игры благоприятно скажутся на развитии звуковой культуре речи у детей.

Первая игра — «Кто в домике живет

Цель игры: развитие фонематического восприятия, звукового анализа, автоматизация звука в словах.

Оборудование: изображение домика, предметные картинки.

Ход игры: перед игрой нужно отобрать картинки с заданным звуком и без него. Далее помещаем картинки с обозначением заданного звука на крышу домика в окошечко. Из предложенных предметных картинок ребенок должен выбрать картинки с заданным звуком.

Еще одним ваши инструментом может стать игра «Веселый вагончик»

Цель: развитие звукового анализа, автоматизация звука в словах.

Оборудование: изображение вагончика, предметные картинки.

Ход игры: ребенок должен отобрать предметные картинки с заданным звуком, определить место звука в слове и расположить карточки на окошечки вагончика.

Также стоит взять на вооружение игру «Мешок с подарками»

Цель: развитие фонематического восприятия, звукового анализа, автоматизация звука в словах.

Оборудование: изображение мешочков, предметные картинки, «светофорчики» синий и зеленый.

Ход игры: перед началом игры отбираем картинки с твердым и мягким звуками. Затем логопед произносит изолировано звуки. Ребенок должен определить звук и «просигналить» нужным «светофорчиком», определяя его твердость/мягкость. Далее предлагаются предметные картинки, ребенок должен разложить картинки в нужные мешочки.

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Воспитание звуковой культуры речи». МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика