Всероссийский открытый урок «Основы безопасности жизнедеятельности»

 
4.10.2021 в рамках месячника гражданской обороны с воспитанниками старших и
подготовительных к школе групп дошкольного отделения был проведен Всероссийский открытый
урок «Основы безопасности жизнедеятельности», приуроченный ко Дню гражданской обороны
Российской Федерации.
 
Занятия были ориентированы на привлечение внимания детей к вопросам защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защите своего здоровья.
Мероприятия в группе строились по нескольким направлениям, а именно:
• по направлению дорожной безопасности;
• по направлению пожарной безопасности;
• по направлению антитеррористической безопасности, безопасности психического и физического
здоровья детей, их благополучия в детском саду и за его пределами.
С детьми проводились беседы на тему:
Беседа: «Правила безопасности на улице»
Цель: учить правильному поведению на улице.
Беседа о правилах ДД.
Цель: закрепить знания о том к чему могу привести нарушения ПДД.
 
 
 
С детьми проводились игры на тему:
С/ р игра по ПДД: «Светофор».
Цель: Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах.
Разыгрывание ситуаций:
Разыгрывание ситуации «Пожар в доме»
Цель: обучать детей мерам пожарной безопасности.
 
 
Ситуация:  «Если вы остались дома одни»
Цель: формировать представление о возможных опасных ситуациях.

БЖ

Лето-2021

 

    

   

«Коллекционирование как средство повышения познавательной активности и развития речи у детей дошкольного возраста».

 
 
 
Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного
обучения связной речи дошкольников и развития познавательной активности.
 

В процессе коллекционирования используются методы и приемы, 
ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. 
 
Коллекционирование повышает продуктивность речевой деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

 А что такое коллекционирование?

 Коллекции, т. е. собирание чего – либо (как правило, однородных  объектов).Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание.

Коллекционирование – форма работы с

основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель»,детьми,в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия  создан удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».имеющего определенную ценность. (Википедия).
В основе коллекционирования лежит познание,удовлетворение определенных интересов.

  В чем же заключается ценность коллекционирования как педагогической

технологии. Что она дает детям, родителям? В чем оказывает помощь
педагогам?
 
Для детей:
формирование коммуникативных навыков;
приобретение опыта публичных выступлений;
формирование ответственности;
развитие инициативности;
возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
овладение новыми способами действий;
приобретение опыта коллективной деятельности;
развитие вопросительности;
стимул самостоятельного поиска нового.
 
 
Для педагога:
способ поддержки детских инициатив;
создание в окружении ребенка культурной речевой среды;
способствование активизации детской речи;
способ сплочения группы;
возможность организовать образовательную деятельность увлекательной
для детей;возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;

 
 возможность выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за
увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
способ участия в реализации образовательной программы.
 
Процесс коллекционирования происходит поэтапно:
I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете
коллекционирования (беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и
иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях).
II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются
имеющиеся представления о предмете, формируются знания;
- собирается материал для коллекции;
- принимаются правила, по формированию у детей бережного отношения к
коллекции;
- предметы коллекции включаются в проведение образовательной 
деятельности,
в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные,
игровые и обучающие ситуации.
III этап – организуются выставки, презентации, творческие работы;
разрабатываются коллекционные альбомы и книги.

 Коллекции в группе нескольких видов: 

- Коллективные - это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей,детей и родителей.
Инициатором групповых коллекций выступает на первичном этапе педагог,
взрослый.
Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно -тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.
 
- Индивидуальные - это детские «сокровищницы», в них собраны самые
разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.
 
Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать
экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам.
- Домашние - это коллекции собранные дома с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.
Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение
поколений.
Требования к сбору коллекций:
- собирать коллекции целесообразнее совместно с взрослыми, которые могут оказать помощь при оформлении, дать совет по содержанию, и развивающей направленности экспонатов;
- образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать;
- разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках,
стаканчиках и т.д.;
- каждый образец пронумеровать, приложить список экспонатов.
Наиболее популярные виды коллекционирования, как среди детей, так и
взрослых это:
▪ киндерфелия - коллекционирование «киндер-сюрпризов» из шоколадных яиц;
▪ нумизматика - коллекционирование монет;
▪ филокартистика - коллекция открыток;
▪ ксерофилия - коллекции конфетных оберток;
▪ фалеристика – коллекция значков;
▪ бонистика – коллекция денежных знаков вышедших из употребления.
Для правильного хранения экспонатов, в групповой комнате был создан мини – музей, в котором я организую, различные формы работы с детьми (групповую (фронтальную); подгрупповую (небольшими группами по интересам);индивидуальную), направленные на развитие их активности и
самостоятельности.
В процессе игры с материалами коллекций дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах объектов, делать логические выводы и умозаключения.
Считаю, что прежде чем начать работу по созданию той или иной коллекции, взрослый должен сам увлечься этой идеей, а потом заинтересовать детей.
Например, конфетные обертки – удивительно интересная, доступная и в то же время не в полной мере изученная сфера для исследований, представляющая огромный интерес.
Рассказала о своем увлечении. (собираю книги со сказками) 
Изучая с детьми тему «Одежда», принесла образцы разных тканей (шерстяную,шелковую, фланелевую), рассказала о назначении ткани. Рассматривая ткани, группировали: платяная, рубашечная, пальтовая. Рассматривая одежду, обратила внимание на то, что одежда не может быть без застежки, что может быть застежкой? (пуговица, булавка, шнурок и т. д.).
Появилась необходимость познакомить детей с историей происхождения пуговиц. На следующий день, дети принесли пуговицы. Так мы начали собирать коллекцию пуговиц.
Этот материал я использую в игровой деятельности: Дидактические игры -
они направлены на развитие связной речи: «Какая?» Цель: обогащение речи именами прилагательными. Пуговица какая? – большая, маленькая,
металлическая, пластмассовая, деревянная, красная. Игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Сосчитай-ка», «Подбери по цвету» и др.
«Что могут делать?» (лего человечки) Цель: обогащение речи глаголами.
«Слова наоборот» Цель: обогащение речи антонимами. «Слова-товарищи»
Цель: обогащение речи синонимами. (Объяснение ребёнку: эти слова звучат по- разному, но обозначают одно и то же.
Игра «Волшебный мешочек». Ребёнок рассказывает о предмете (какой и как с ним можно играть). Еще дети придумывают истории, которые могли произойти с животными или человечками. Вся эта работа способствует развитию познавательного интереса, связному речевому высказыванию.
Еще одна коллекция в нашей группе появилась так. Однажды на территории детского сада дети нашли камешек похожий на сердце. Во время прогулки все мы с удовольствием рассматривали его необычную окраску, форму.
Обыкновенный камень вызвал большой интерес у ребят. Собиранием камней дети очень увлеклись, а так же их родители. Тогда мы с детьми договорились собрать в группе общую коллекцию из камней.
Собирая эту коллекцию, мы с детьми обсуждали, где был найден предмет, чем он их заинтересовал, на что похож. Предложила детям рассказать о своих находках другим детям, в итоге получился описательный рассказ.
В нашей группе есть дети, которые уже самостоятельно занимаются
коллекционированием и провели презентацию своих домашних коллекций, для детей .
Можно наблюдать, что совпадение интересов детей влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и в то же время серьезное и кропотливое, им были предложены консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.
Вскоре и родители стали проявлять все больший интерес к собиранию
коллекций. В группе появились новые коллективные коллекции: бумаги,
открыток, ткани, машинки и др. А так же индивидуальные коллекции.
У нас в детском саду прошла «Встреча коллекционеров», где ребята с
большим интересом представляли свои коллекции. Был организован просмотр коллекций в каждой группе. Показывая свою коллекцию друзьям, дети, обменивались с ними интересным экспонатами, общались. Они пришли с выставки, воодушевленные новыми идеями и бурно обсуждали увиденное.
В процессе коллекционирования у детей развились такие ключевые
компетентности:
- Коммуникативная: дети научились задавать познавательные вопросы,
аргументировать свою точку зрения, готовить доклады, придумывать загадки, сказки.
- Социальная: взаимодействовать друг с другом.
- Информационная: получать информацию из разных источников и делиться ею.
- Деятельностная: подбирать материалы, инструменты для создания продукта (макета, рисовали, лепили, раскрашивали и т.д.
Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность. Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельной деятельности. Поэтому именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми увлечением.

 

 

 

 

Дидактическая сказка, как средство развития художественных способностей детей в группе "Гномики"

В ФГОС дошкольного образования говорится о том, что ребёнок должен быть субъектом образовательной деятельности. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника. Построение непрерывной образовательной деятельности с применением дидактической сказки, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия, безусловно ведет к развитию его познавательной активности.

По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам деятельности. А сказка, как ни что другое, в дошкольном возрасте завораживает, увлекает, ведет за собой и запоминается на всю жизнь.

Дидактическая сказка может дать педагогу ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.

Игровые образовательные ситуациив развитии познавательной мобильности дошкольников

 

На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В ФГОС игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания и взаимодействия, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).

Ее характеризуют следующие моменты:

 - она имеет короткий и несложный сюжет;

 - оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача;

 - воспитатель проводит и руководит всей игрой.

Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи.

  • Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами.
  • Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
  • Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки.

Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов.

Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет.

Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Для реализации целей воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др.

С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи, выработки у них необходимых навыков.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.

Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают.

Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

Игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, , музеи, фермы, экскурсии , поездки , походы. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания, чему способствует обязательная в игре «роль руководителя (экскурсовода, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия).

Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает.Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Спортивный праздник группа Цветные ладошки, 2021

Спортивный праздник группа Непоседы

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 Новости сада. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика