Эссе
«Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом, или толерантность – ключ к профессионализму»
«Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей»
А. Г. Асмолов
Группа детского сада – большая и светлая, много детей вокруг, на стуле отдельно от всех сидит маленькая девочка и плачет: ее подружка не поделилась с ней ярко красным новеньким игрушечным телефоном, на завтрак опять была «невкусная» манная каша, а во время прогулки потеряла варежку… Девочку в сад больше не водили… Почему?
Это воспоминание волновало меня многие годы, почему ребенок не мог найти общий язык со сверстниками, почему воспитательница не нашла нужный подход к девочке и не объяснила ничего родителям. Этот случай, возможно, повлиял на выбор моей будущей профессии – психолог. Место работы, конечно, детский сад. Помогая детям обрести новый интересный дом, родителям быть спокойными за их развитие и благополучие, а педагогам найти правильный и нужный поход к ребенку, я испытываю искреннюю радость, когда вижу, что дети приходят утром с хорошим настроением и не хотят уходить вечером домой.
В университете моим любимым предметом был «экспериментальный психологический театр», где мы проигрывали роли знакомых всем сказочных персонажей из различных сказок. Мы пытались понять, что чувствует баба яга или золотая рыбка, какая она на самом деле, и просто мы о ней мало знаем. Эти примеры заставили меня задуматься о том, что очень часто мы боимся чего-то от незнания и непонимания окружающими и от влияния на нас стандартных привычных стереотипов. После этого я по-другому стала относиться к людям, более терпимо, пытаясь найти объяснение их поведению, даже если оно на первый взгляд непривычно. Это послужило началом нового направления в моей работе: формирование межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с культурой, обычаями, традициями разных национальностей.
Понятие толерантности складывалось на протяжении долгого времени, и процесс этот продолжается до сих пор, поскольку, накапливая разносторонние значения, это понятие наполнятся новыми смыслами в соответствии с действительностью, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых (адекватных) средств ее преодоления.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего,
как уважение других людей, признание их равенства, отказ от доминирования и насилия как признание многомерности (многообразия) человеческой культуры, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной точки зрения.
Многие проблемы современного общества проецируются на процесс функционирования образовательных систем, начиная с дошкольного образования и воспитания и заканчивая послевузовским профессиональным образованием.
Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самоуважения, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача детского сада состоит в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом, когда можно и важно закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других людей, не похожих на самого ребенка.
С детства я сталкивалась с непониманием детей особенностей друг друга, что и говорить о культурных и национальных особенностях. Как сделать мир и людей лучше, как изменить себя? Ответом стал выбор профессии – психолог.
М. Орлова писала: «Современный мир жесток, жестокими стали и дети». (М. Орлова) Я же считаю, что толерантность – это искусство, которым должны владеть и взрослые и дети, и могу помочь и детям и их родителям прикоснуться к прекрасному умению находить и принимать то, что было неизвестно и вызывало страх незнания.
Я – работаю в детском образовательном учреждении уже 8 лет, и, сопровождая дошкольников в течение всего их пребывания в нем, я пытаюсь создать толерантное пространство, в котором каждый ребёнок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, защищённо, и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром.
По мнению английского писателя Герберта Уэллса: «Терпимость хороша, если она распространяется на всех – или если не распространяется ни на кого». Не согласится с этим утверждением трудно, поэтому и моя работа распространяется на всех участников образовательного процесса, педагогов, как «души» этого процесса и родителей, как «зеркало», благодаря которому будут отражаться в ребенке либо их достоинства, либо недостатки.
Помогая детям найти ключ к своей душе, я помогаю им открыть дверь в будущее – название которому толерантность.