Педагогическая технология "Создание портфолио"

Печать
Категория: Аттестация педагогов
Дата публикации Автор: Денисова Дарья Алексеевна

 

Слайд 1

В настоящее время в условиях реализации ФГОС, высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. В этом ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста.

Портфолио педагога детского сада – это персональная папка педагога с комплектом документов, которые подтверждают успешность педагогической деятельности, участие в разнообразных мероприятиях и конкурсах, повышение квалификации педагога.

       

С помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося и педагога как современного человека XXI века

Наиболее значимые и востребованные компетенции:

            В переводе с иностранного языка, портфолио означает портфель, папка.

Слайд 2

Главное назначение портфолио – продемонстрировать наиболее значимые результаты  практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции. Портфолио позволяет педагогу проанализировать,  обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Слайд 3

Составить портфолио – это немалый труд. Для этого необходимо принимать активное участие во всех мероприятиях, добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности в детском саду. И, разумеется, не забывать отражать свой опыт, результаты и достижения в портфолио.

Портфолио воспитателя детского сада должно соответствовать определённым требованиям.

Положение о портфолио педагога детского сада, наполнение видами материалов его содержания разрабатывается педагогическим коллективом в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на основе «Концепции модернизации общего образования», Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации и принимается на педагогическом совете

По содержанию можно выделить несколько видов портфолио:

В зависимости от оформления портфолио воспитателя детского сада могут быть:

Основным следует считать электронный вид, т. к. сформировав его, можно получить остальные три:

распечатав на бумаге,

используя собранный материал для создания презентации;

и разместив портфолио в Интернете.

За основу создания электронного портфолио, целесообразно взять Приложение к экспертному заключению аттестации педагога по новой форме. Каждый раздел портфолио следует формировать на компьютере в отдельную паку, в которой будут содержаться текстовые файлы и электронные копии подтверждающих документов.

По времени создания портфолио воспитателя детского сада делятся на:

Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов и необходимости.

От вида и задач портфолио зависит его структура.

  Слайд 4

Основными подходами  к  разработке и  ведению  Портфолио являются:

1.  Компетентностный  подход (оценка  по  результатам реализации  педагогом  основных профессиональных  функций  и  компетенций);

2.  Деятельностный  подход (оценка  по  выполнению основных  видов  деятельности: воспитательнообразовательной,  здоровьесберегающей , методиской  инновационной,  педагогической);

3.Системный подход  (оценка  уровня совокупности  профессиональных  достижений: структурный  анализ,  способствующий  выявлению системообразующих  связей  и  отношений,  определению внутренней  организации  Портфолио педагога;  функциональный  анализ, позволяющий  раскрыть  функции Портфолио  в  целом  и  отдельных его  компонентов).

 

 

Слайд 5

Основными принципами  формирования  и  ведения  Портфолио являются

1.  Принцип непрерывности  (постоянное  систематичное и  последовательное  пополнение Портфолио);

2. Принцип диагностикопрогностической  направленности  (отражение состояния  профессионального  роста, наличие  параметров  профессиональной  деятельности);

3.  Принцип интеракции  (обеспечение  эффективной обратной  связи  с  субъектами  образовательного  пространства);

4.  Принцип научности  (обоснование  целесообразности  построения Портфолио  на  основе компетентностного,  деятельностного,  системного подходов);

5. Принцип индивидуально - дифференцированной  направленности  (оценку  профессионализма  в  соответствии с  требованиями  результативности  педагогам ДОУ).

  Слайд 6

Требования к оформлению портфолио

- систематичность и регулярность самомониторинга (сбор и наполнение материалов в соответствии с разделами Портфолио осуществляет работник в течение всей своей деятельности.);

- аккуратность и эстетичность оформления;

- целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

- собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.

 Слайд 7

Существуют различные подходы к построению портфолио педагогов. Предлагаем наиболее оптимальную структуру

Как правило, в структуре портфолио воспитателя детского сада, выделяют несколько разделов:

1. Визитная карточка воспитателя.

В разделе обязательно содержится такая информация о воспитателе, как:

Все копии должны быть заверены заведующим ДОУ.

2. Портрет.

В этом разделе:

3. Профессиональные достижения.

В зависимости от вида портфолио в данный раздел обязательно включаются такие материалы, как:

* Для аттестационного портфолио воспитателя детского сада подбирают материал за период 1-5 лет.
* Для накопительного портфолио воспитателя детского сада – независимо от временного промежутка.
* Для тематического портфолио берётся материал только по конкретной теме.
* Для проблемного портфолио – материал по узкой проблеме.

4. Достижения воспитанников.

К материалам настоящего раздела можно отнести:

5. Подтверждающие документы.

Здесь воспитатель размещает:

6. Экспертные оценки, отзывы, рекомендации.

В данном разделе помещают результаты аттестаций, отзывы родителей о работе воспитателя, отзывы и рекомендации коллег.

При составлении портфолио воспитателя детского сада в конце каждого раздела указывается список используемой литературы.

Положение о портфолио воспитателя детского сада, наполнение видами материалов его содержания разрабатывается педагогическим коллективом в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на основе «Концепции модернизации общего образования», Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации и принимается на педагогическом совете.

Таким образом, портфолио педагога  - это не только способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих, уровень профессионализма педагога, уровень подготовленности педагога, уровень его активности, как на работе, так и в общественной жизни образовательного учреждения, города и т.д.

Слайд 8

Презентация портфолио.

Презентация - это итог работы, она должна быть продумана в соответствии с видом и целью. Это может быть защита материалов, выступление на методическом объединении презентация портфолио может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера Power Point, слайд-шоу.

Цель презентации это не сокращенное изложение разделов портфолио, а представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени. Показатели качества презентации: соответствие содержания презентации содержанию портфолио; выделение основных результатов деятельности педагога; качество изложения материала.

Следует отметить, что единого образца портфолио не существует, при его создании следует руководствоваться принципами объективности, наглядности, системности и последовательности.

Для распространения педагогического опыта, важно свое электронное портфолио разместить в сети Интернет.

Слайд 9 (Дошкольник)

Продемонстрировать успехи воспитанников детского сада сегодня воз-можно благодаря технологии «Портфолио», получившей широкое распространение в практике дошкольного образования. Портфолио дошкольника – это не только папка, в которой отражены достижения ребенка за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. Это не тесты, не проверка знаний, умений и навыков ребенка, а инструмент познания малыша как личности, с его удивительным миром и особенностями в развитии.

Значимость данной технологии состоит в том, что она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог – успехи своего воспитанника в детском саду. Также это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. фиксация успехов ребенка позволяет проследить динамику, оценить сильные и слабые стороны его развития, а еще – наметить  умения и навыки, требующие совершенствования.

Александр Прутченков – психолог, автор тренингов личностного роста так определил значимость ведения портфолио: «Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия к ведению портфолио, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей».

Портфолио дошкольника – это технология, позволяющая увидеть динамику развития ребёнка с 3 до 7 лет.

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Слайд

Основная цель создания портфолио – развитие творческого потенциала дошкольника

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду.

 Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Слайд

Для ее реализации были поставлены следующие задачи:

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Слайд

Функции портфолио:

Слайд

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

1.  Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно.

И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:

  1. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Слайд

Виды портфолио:

  1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
  2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

  1. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Слайд

Структура портфолиоопределяется в соответствии с его видом и целью. Основу каждого портфолио составляет несколько разделов.

В портфолио можно предложить следующие рубрики:

  1. «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
  2. «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:

- Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах

- Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук –р, считать до десяти и т. д.

  1. «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
  2. «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»
  3. «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
  4. «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.
  5. «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.
  6. «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
  7. «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Два раза в год ребёнок самостоятельно определяет лучшую свою работу в каждом направлении, оставляя её в рабочих материалах, другие работы можно убрать. Таким образом, данный раздел позволяет ребёнку учиться себя оценивать, учиться ставить перед собой цели, достигать их, позволяет увидеть динамику развития ребёнка на этапе дошкольного детства.

Этапы работы:

1. Постановочный

Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания, разработать «Положение о портфолио дошкольника», определить функциональные обязанности участников образовательного процесса. Важно заинтересовать родителей, объяснить о необходимости совместного сотрудничества, способствующего развитию ребёнка.

В одних дошкольных учреждениях портфолио составляют под руководством воспитателя и хранится он в группе, в других-под руководством специалистов дошкольных учреждений, в третьих-портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома.

Структуру портфолио дети и взрослые определяют совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.

При обсуждении с детьми, как должен выглядеть портфолио, необходимо обратить их внимание на следующие моменты: на какое время он рассчитан, как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, в какое время и когда будут рассматриваться и анализироваться. Продумать титульный лист, обложку; возможно, что все портфолио будет сопровождать эмблема или логотип группы, детского сада. Обсудить с детьми, какие будут разделы, предложить им на выбор различные варианты.

2. Основной

2.2. Индивидуальная работа с детьми

При работе с портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой.

2.3. Взаимодействие с родителями.

Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть ненавязчивыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала ребенка. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры.

2.4. Консультации с педагогами.

В работе над портфолио важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.

Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку.

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности.

Взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании портфолио.

3. Заключительный.

В конце учебного года в группе можно организовывать фестиваль портфолио.

Вывод:

Работа над созданием портфолио, позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т. к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Портфолио дошкольника-это своеобразный маршрут его развития, Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку.

На сегодняшний день умение работать с портфолио как с технологией актуально. Портфолио дошкольника представляет развернутую качественную характеристику детских достижений.

Портфолио позволяет осуществлять комплексную оценку индивидуального прогресса и вне учебных достижений воспитанников, формировать у ребёнка навыки самооценки и самоконтроля. Работая над портфолио в ДОУ, родители и воспитанники осваивают данную технологию и уже на этапе начальной школы владеют навыками дальнейшего создания.

Приложение

Формы работы с детьми по формированию портфолио.  

Виды детской деятельности

Взросло-детские взаимодействия

самостоятельная деятельность детей

Коммуникативная

Беседы

Литературная викторина

Составление и отгадывание загадок

Игры с правилами

Сюжетные игры

Составление сказок и загадок

Обыгрывание ситуации Праздники

Развлечения          Творческие встречи

Беседа

Словотворчество

Ситуативный разговор

Режиссерская игра

Трудовая

Реализация проекта

Изготовление поделок

Выполнение заданий

Изготовление подарков

Продуктивная

Мастер класс

Реализация детских проектов

Изготовление по образцу

Выжигание

Вышивка

Познавательно-исследовательская

Экскурсии

Коллекционирование Моделирование     Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Экспериментирование

Музыкально-художественная

Театрализованные  представления

Открытые мероприятия Посещение театров

Игра на музыкальных инструментах

Выступления

Двигательная

Пешие прогулки

Однодневные походы  

Участие в соревнованиях

Пантомима  

Организация подвижных игр

Игровая

Сказкотерапия

Сюжетные игры

Режиссёрская игра  Сюжетные игры