Консультация «Особенности организации РППС для физического развития детей дошкольного возраста».
Консультация
«Особенности организации РППС для физического развития детей дошкольного возраста».
Известен научно - обоснованный факт, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.
Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия необходимой материально - технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно - пространственная среда в должна быть насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, и безопасная, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам и включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка.
Предметно-пространственная среда должна быть спроектирована с учетом принципа интеграции образовательных областей и обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
Правильно организованная развивающая среда, соответствующая возрастными особенностями и индивидуальными возможностями детей, необходима для усвоения программного материала. Она позволяет педагогу обеспечить развитие физических способностей, а также расширить круг упражнений, формирующих и совершенствующих двигательные навыки, позволяет раскрывать двигательное творчество ребёнка, его моторную характеристику собственного тела, формирует быстроту и лёгкость ориентировки в пространстве.
С помощью спортивного оборудования дети приобщаются к богатствам физической культуры, у них формируется, реализуется коллективное творчество, потребность к занятиям, интерес к ежедневному выполнению физических упражнений.
Задачи развивающей среды:
• Способствовать развитию основных движений, двигательной активности, гармоничному развитию.
• Решать комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
• Повысить интерес детей к выполнению различных движений за счет использования разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий, что благотворно повлияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
Так как большую часть времени дети проводят в группе. Есть ли сегодня здесь пространство, где бы ребенок мог утолить свою неуемную потребность двигаться? Чаще всего это пространство обозначено небольшим местом, где размещено мелкое физкультурное оборудование.
Каким все-таки должен быть физкультурный уголок в конкретной группе, чтобы он не превратился в склад или выставку физкультурных пособий и игрушек, чтобы он постоянно стимулировал двигательную деятельность детей, был функциональным и привлекательным для малышей, способствовал расширению двигательного арсенала ребенка? Какой должна быть физкультурно-игровая среда группы, каким образом ее можно выстраивать и изменять, чтобы не тормозить развитие ребенка, а развивать и обогащать его двигательный опыт?
К групповому спортивному уголку и его оборудованию ФГОС ДО предъявляет, следующие требования:
- В целях безопасности спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки. Он может быть размещен в приемной.
- Материалы изкоторых изготовлено оборудование иоформление спортивногоуголка должны быть экологически чистыми,прочными, отвечать гигиеническимтребованиям.
- Уголок должен логично вписываться в интерьер помещения и быть эстетически оформлен.
- Оснащение спортивного уголка должно соответствовать возрасту детей и требованиямпрограммы
- К оборудованиюспортивного уголка необходимо обеспечивать свободный
доступ детей и возможность его использования.
Таким образом, начиная с младшего возраста, в группе детского сада необходимо создать пространство - микромир, специально предназначенный для удовлетворения двигательно-игровых потребностей детей дошкольного возраста.
Значение физкультурно-игровой среды для развития детей.
Эффективность физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия необходимой материально-технической базы. Заниматься и играть можно без всякого инвентаря, но гораздо более эффективны и увлекательны игры с предметами, которые помогают ребенку освоить нужные движения уже благодаря тому, что ребенок взаимодействует с предметами, знакомиться с материалом, из которого они изготовлены, запоминает их форму, испытывает вес и т.д. Спортивно-игровое оборудование позволяет конкретизировать возникающие перед детьми двигательные задачи, делает их более наглядными, эмоционально окрашенными и поэтому более доступными и понятными. Присвоение культурно-исторического накопления в области материально-технического обеспечения процесса физического воспитания детей служит обогащению их двигательного и социального опыта, воспитания положительного отношения, интереса, а позже и потребности в регулярных занятиях двигательного характера (Т.И Осокина, Е.А.Тимофеева).
В младшей группе уголок оформляется как часть большой игровой зоны. Для малышей должны быть игрушки-каталки, мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений, должно быть много - на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики. Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.
В средней группе детского сада спортивный уголок дополняется альбомами по ознакомлению с различными видами спорта: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта». Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия инструктора по физкультуре. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц.
В старших группах целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.) Помимо альбомов по спорту, выкладываются схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести любимую игру.
Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей).
Комплектация физкультурных уголков
1. Теоретический материал - картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей:
- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;
- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;
- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;
- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;
- картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ;
- иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года);
- иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года);
- символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);
- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).
2. Игры (средние и старшие группы):
- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.
- спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например - ленточки, для всех возрастных групп).
4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;
- бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
- мячики - ежики; - мешочки с разной крупой для рук;
- эспандер (средний и старший возраст).
5. Для игр и упражнений с прыжками:
- скакалки;
- обручи;
- шнуры;
- бруски.
6. Для перешагивания, подъема и спуска:
- бруски деревянные.
7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:
- кольцебросс;
- мячи резиновые разных размеров;
- попрыгунчики (средние и старшие группы);
- мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);
- корзины для игр с бросанием;
- мишень для метания или дартц с мячиками на липучках (средний и старший возраст);
- кегли;
- нестандартное оборудование.
8. Выносной материал (по возрасту детей):
- мячи резиновые;
- мяч футбольный (средний и старший возраст);
- бадминтон (старший возраст);
- скакалки;
- обручи;
- лыжи;
- хоккейные клюшки;
- санки и т. д.
9. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики
В соответствии с ФГОС выпускник ДО должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, физической подготовкой. Для того чтобы дети активно двигались взрослые должны создать благоприятные условия. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. С помощью физкультурного уголка отлично развивается самостоятельная двигательная деятельность детей.
Так же для совершенствования движений, формирования быстроты, выносливости, координации движений дети любят подвижные игры. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Например, такие как «ловишки», где используют разноцветные ленты. Дети играют в коллективе, ориентируются в создавшейся ситуации, развиваются такие качества как воля, стремление к победе, сила, ловкость и быстроту реакции.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Например: катание мяча друг другу в ходе словесно-логической игры "Я знаю 5 имен...". Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Артикуляционная гимнастика проводится с использованием нетрадиционного спортивного оборудования.
Пятнашки - игра, которая развивает у детей мышление, сосредоточенность, интеллектуальные способности, умение работать в команде, совместное принятие решения, развивается счет.
Для профилактики плоскостопия, разнообразного воздействия на детские стопы используются дорожки здоровья. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и без труда улучшить здоровье ребенка. Дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Например, с использованием мешочков для равновесия и координации движения.
Таким образом, создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.