Методика развития речи у дошкольников

Печать
Категория: Консультации, методические материалы
Дата публикации Автор: Денисова Дарья Алексеевна
Методы: 

1. Наглядные              
Приёмы (показ картин,картинки;показ игрушки;показ движения,действия;использование ТСО)

2. Словесные
Приёмы (вопрос (репродуктивные, поисковые, обобщающие, прямые, наводящие, подсказывающие); речевой образец; повторение; объяснение; указания; словесные упражнения; оценка детской речи)
3. Практические (носят игровой характер)
Приёмы(дидактические игры; игровые упражнения; игры занятия)

Ознакомление с предложением.



1. Дать представление о предложении

2. Составлять предложение из 2-4 слов
3. Членить предложения на слова с указанием из последовательности.

Приёмы:
- Использование схемы предложения (разные формы работы со схемой)
- Речевая игра "Живые слова"
- Использование пауз после каждого слова в предложении
- Использование картин, игрушек

 
Ознакомление со слоговым строением слова.


Ознакомление со слогом:

1. Слова состоят из слогов
2. Членить 2-3-х сложные слова с открытыми слогами
3. Составлять слова из слогов
4. Слышать и называть 1-й, 2-й, 3-й слог
 
Приёмы:
- Схематическое изображение слогового состава слова
- Произнесение слова с паузой (лу....на)
- Подбор слов с определённым количеством слогов (задание словесное или с помощью схемы)
- Подбор слов с определённым слогом; место слога может быть заданным (и количество слогов)
- Перестановка слогов в слове
- Подбор слов начинающихся с определённого слога. Речевая игра "Живые слова"
Ознакомление со словом.
Объяснить детям, что слово имеет значение, смысл, научить понимать этот термин.
 
 
 
 
 
Ознакомление со звуковой стороной слова.
Содержание работы:
1. Подбирать слова с определённым звуком (усложнение: на мягкий согласный, звонкий и т.п.)
2. Учить вслушиваться в слова:
Слышать:
- слова звучат по разному
- слова звучат по разному, а обозначают то же самое или близкое по значение (синонимы)
- одни слова звучат коротко, другие долго
- звучат одинаково, а обозначают разное (антонимы)

3. Определять количество звуков в слове
4. Определять место звука в слове
5. Определять последовательность звуков в слове
6. Формировать умение произносить протяжные звуки в слове, последовательно выделяя один за другим: шшшшар, шаааар, шарррр
Приёмы:
- Использование художественного слова
- Схема звукового состава слова
- Дидактические игры
- Речевая игра "Живые слова"
- Произнесение слов с утрированием того или иного звука
 
 
Обучение рассказыванию
Задачи:
1. Пересказывать
Виды:
- с изменением лица
- подробный пересказ
- инсценированный
- по аналогии
- пересказ фрагментов
2. Составлять рассказы
По форме:
- описательные (сравнительный, объяснительный)
- сюжетные
По содержанию:
- по восприятию (по игрушке, по картинке, о предмете)
- из опыта (по памяти)
- по воображению (творческие)Описание - это изложение характерных признаков предмета или явлений.Сюжетный (повествовательный) рассказ - это передача событий, происходящих в определённой временной последовательности с каким-нибудь героем.

Приёмы:
1. Основные
1.1. Образец
- частичный образец
- дублёр образец
- разбор образца рассказа
1.2. План
воспроизведение плана
- разбор плана
1.3. Оценка
2. Вспомогательные
2.1. Коллективное составление рассказа
2.2. Составление рассказа по частям
2.3. Подсказ вариантов развития сюжетов
2.4. Указание
2.5. Подсказ слова, фразы
2.6. Вопросы
2.7. Схемы, модели
2.8. Исправление
 
Развитие связной речи
Связная речь - это единое смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.Связная речь бывает диалогическая и монологическая.Диалогическая речь - разговор одного или нескольких человек.Формы:
1. Беседа
2. Дидактическая игра
3. Разговор:

виды:
- не плановый
- плановый 
- коллективный
- индивидуальный

Приёмы:
1. Беседа
Структура обучающей беседы:
а) начало беседы
б) основная часть (микротемы)
в) конец беседы
2. Вопросы
- репродуктивные
- поисковые
- обобщающие
3. Объяснение
4. Рассказ воспитателя
5. Чтение художественной литературы
6. Показ наглядного материала
7. Игровые приёмы
8. Технические средства обучения