Методические приемы для учета половых особенностей дошкольников на занятиях по физической культуре:
1.Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают на рукоходе, а девочки – с лентами).
2.Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).
3.Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
4.Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
5.Различия в обучении сложным двигательным движениям (существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам). Это требует от специалиста по физическому воспитанию разных методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.)
6.Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т.к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
7.Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
8.Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
9.Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
10.Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).
11.Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
12.В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
13.Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.
14.Использование условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»).
15.Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Виды деятельности |
||
Учебно-тренировочные занятия |
ü с элементами футбола, ü на тренажерах, ü с гантелями |
ü с элементами ритмической гимнастики, ü со скакалками |
Сюжетные занятия |
ü «Юнги Северного флота» ü «Богатырская сила» ü «Пожарные на учении» ü «На необитаемом острове» |
ü «Моя принцесса» ü «Юные гимнастки» ü «Подводное царство |
Игры-эстафеты |
ü с силовыми элементами, ü на скорость, ü на выносливость. |
ü на гибкость, ü равновесие, ü пластичность |
Беседы |
ü «Почему мальчик должен быть сильным, ловким, смелым?» ü «Виды спорта для мальчиков» |
ü «Почему девочка должна быть гибкой, пластичной?» ü «Виды спорта для девочек» |
Физкультурные досуги |
ü День здоровья «Мы — мальчишки, мы – девчонки» ü Игровая программа для девочек «Мисс Коротышка – обворожительная малышка» ü Игровая программа для мальчиков «Мистер малыш – замечательный коротыш» ü Развлечение «Проводы русской зимы» |
|
Физкультурные досуги с родителями |
ü Развлечение «Неразлучные друзья взрослые и дети» ü Развлечение с участием девочек и мам «Самая обаятельная и привлекательная» ü Развлечение с участием мальчиков и пап «Папа может…» ü Спортивный досуг «Зарница» |