Памятка «Этапы занятия «открытия» нового знания»

Печать
Категория: Консультации, методические материалы
Дата публикации Автор: Денисова Дарья Алексеевна

Памятка «Этапы занятия «открытия» нового знания»

 I. Введение в игровую ситуацию:

-  ситуативно-подготовленное  включение  ребенка в познавательную деятельность;

- ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Рекомендации к проведению:

- доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и т.д.:

-  беседа, сообщение и т.п. (Вы любите путешествовать? Хотите отправиться  в .. и т.п.).

2. Затруднение в игровой ситуации:

- актуализация знаний, необходимых    для    изучения    нового    материала,

и предметная  деятельность детей:

- фиксация затруднения;

- установление причины затруднения.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей; создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания или способа действий; развивать мышление и речь.

Требования к этапу

1.  Воспроизводятся    знания,    умения,    навыки,    являющиеся    основой    для «открытия»   нового   знания    или   необходимые   для   построения    нового   способа действий.

2.  Предлагается задание, требующее от детей нового способа действия.

3.  Активизируются    соответствующие    мыслительные   операции,    внимание, память и т.д.

4.  Возникшее   затруднение   фиксируется   в   речи   детей   и   формулируется педагогом.

Рекомендации к проведению

Возможны коллективные и индивидуальные формы работы:

- совместная деятельность детей в парах и группах;

- коммуникативное взаимодействие педагога и детей:

- задания для самостоятельного выполнения.

Используемые методы:

- побуждающий и подводящий диалоги и т.д.;

- фиксирование в речи различных вариантов решения на этапе актуализации, воспроизведения знаний, затруднения;

- включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и т.п.

3. «Открытие» нового знания или способа действий:

предлагаются и принимаются новый способ действий, новое понятие, новая форма записей и т.д.

Дидактические задачи: формировать понятие или представление об изучаемом; развивать мыслительные операции.

Требования к этапу

1.  Воспитатель предлагает  детям метод решения проблемы и на его основе помогает выдвигать предположения, гипотезы, идеи и обосновывать их.

2.  Воспитатель   выслушивает   ответы   детей,   обсуждает    их   с   остальными, помогает делать вывод.

3.   Используются предметные действия с моделями, схемами и пр.

4. Новый способ действий фиксируется в словесной форме и, по возможности, в виде рисунка или в знаковой форме, предметной модели, схематически и т.д.

5.  С    помощью    воспитателя    дети    преодолевают    возникшее    затруднение с помощью нового способа действия и делают выводы.

Рекомендации к проведению:

коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог «мозговой штурм» и т.д.;

использование двигательной активности;

использование предметных, игровых, конструкторских материалов и материализованных моделей.

4. Включение нового знания в систему знаний ребенка или воспроизведение нового способа действий в типовой  ситуации:

усвоение нового способа действий;

закрепление нового понятия, ноною знания, нового оформления записей и т.д.;

обеспечение выражения знаний в разной форме;

углубление понимания нового материала.

Дидактические задачи: тренировать мыслительные способности (анализ, абстрагирование и т.д.), коммуникативные способности; организовывать активный отдых детей.

Требования к этапу

1.      Выполнение продуктивных, т.е. наиболее эффективных заданий на усвоение знания или нового способа действий в разнообразных условиях его проявления.

2.      Ориентировка на существенные признаки и способы действий, которые дети «открыли».

3.      Использование   приемов   выбора,  сравнения,   обобщения:  анализ  ошибок, обсуждение различных способов решения.                         

Рекомендации к проведению:

- совместная деятельность воспитателя и детей;

- коммуникативное взаимодействие детей между собой (в группах, парах);

- дидактические   игры,   игровые   ситуации,   соревнования,   развлекательные приёмы и пр.

5. Повторение и развивающие задания: игры и занимательные упражнения развивающего характера, направленные на совершенствование ранее сформированных способностей.

Требования к этапу

1. Взаимосвязь с ранее изученным материалом.

2. Повторение как обучающий, а не контролирующий этап.

Рекомендации к проведению:

-  коммуникативное взаимодействие - преимущественно в группах или в парах;

- возможность выбора заданий детьми.

6.  Итог занятия:

- фиксация   в речи детей нового знания;

-  анализ детьми собственной и коллективной деятельности;

- помощь ребенку в осмыслении им своих достижений и проблем.

Дидактические задачи: осмысление детьми деятельности на занятии.

Требования к этапу.

1.      Организация    рефлексии    детей    и    их    самооценки    своей    деятельности на занятии.

2.      Фиксация достигнутого результата на занятии - приобретения нового знания или способа деятельности.

Рекомендации к проведению: беседа и ответы на вопросы:

-  Во что вы играли?

- Что понравилось больше всего?

- Что нового вы узнали?

-   Каким способом?

- Что вызвало у вас  затруднение? И т.д.

Возможно использование специальных сигналов: знаков, шкалы т.д. - для обозначения степени достижений, уровня «роста» знаний на занятии