Конспект занятия по формированию межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по формированию межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

          

Время проведения занятия – 25-30 минут.

Знакомство с осетинской национальностью.

1.     Приветствие «Солнышко»

Психолог: Придумано кем-то и просто, и мудро

                     При встрече здороваться: «Доброе утро!»

                     - «Здравствуйте!» - скажем, солнцу и птицам,

                     - «Здравствуйте» - милым улыбчивым лицам.

                    И каждый становится добрым, доверчивым.

                     Пусть доброе «Здравствуйте» слышно и вечером.  

       Психолог протягивает вперед руки ладонями вверх и предлагает всем опустить ладошки на его руки по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!» Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг.

2. Сюрпризный момент.

         Входит ребенок в национальном костюме, здоровается, говорит комплимент. В ответ психолог предлагает провести игру комплименты.

3. Игра «Комплименты».

         Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг другу, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают цветок из рук в руки. Принимающий, говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Далее следует краткий рассказ психолога об этой стране, о ее традициях.

         Природа Осетии неописуемо великолепна. Величественные горы, покрытые вечными снегами, горные реки, завораживающие водопады, глубокие ущелья, зеленые долины, ледники, спускающиеся прямо к заповедным лесам, неповторимые по своей красоте альпийские луга, звенящие хрустальной чистотой стремительные родники – все это создает удивительную по красоте картину.

         Народ этой страны с древних времен отличался смелостью, честностью, отвагой и уважением к старшему поколению. Осетины очень чтят традиции своего народа. Мужчина всегда был добытчиком, защитником семьи. А женщины занимались ведением домашнего хозяйства.

4. Рассказ ребенка

         Ребенок рассказывает о национальной игре, ее правилах особенностях. Далее следует рассказ о традиционных играх, в которые представители данной национальности играли с древних времен.

         Для жизни в горах необходимы были сила, ловкость, бесстрашие. Всему этому осетинские дети учились сызмала. Они проводили много времени на свежем воздухе, учились бегать, прыгать, лазать по деревьям, каменным оградам, канатам.

         В условиях бездорожья, обилия горных речек и ручейков важно было пройти по тонкому бревну, перепрыгнуть с шестом через ручей и ледяную трещину.

        Забавой для мальчиков было поднятие тяжестей, для чего нередко служили тыквы разной величины. Юноши чаще всего тренировались в поднятии камней. Некоторые камни сейчас в народе называют именами тех богатырей, которые в давние времена перенесли их на новое место. Отдельные силачи поднимали на состязаниях быков и лошадей. В Осетии говорили: «Конь – крылья мужчины». С 5-6 лет мальчики пытались удержаться на настоящем коне, а с 12-15 участвовали в скачках, которые устраивали во время свадеб, общинных праздников, приема почетных гостей.

         Девочки меньше времени могли уделять играм. Уже с 6-8 лет они становились помощницами матери и учились готовить, наводить чистоту в доме, обрабатывать шерсть, вязать, шить, вышивать, тикать сукно и т.д. Кроме того, девушка должна была уметь нарядно одеться, красиво танцевать, принять гостей в соответствии с традициями, знать и соблюдать обычаи.

         Осетинские народные игры: «Борьба за флажки», «Лук и стрелы», «Чепена», «Жмурки», «Жмурки-носильщики», «Метание с плеча», «Журавли-журавли», «Чепена».

5. Национальная игра (Осетия) «Журавли-журавли»

В игре вожак журавлиной стаи поет или говорит речитативом следующие слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой». Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает шаги по темпу песни. «Журавли-журавли, извивайтесь как змея». Вереница ребят начинает делать плавные зигзаги. Вожак дальше поет: «Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т.д.

Правила игры. Упражнения выполняются во все возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

Осетинская национальная игра «Чепена». Чепена в переводе на русский язык означает традиционный обрядный танец, сопровождающийся песнопениями.

Дети стоят по кругу. Считалкой выбирается чепена. Он становится в круг и начинает игру словами:

- Левой ногой, чепена.

Подпрыгивает на левой ноге.

- Гой, гой, чепена.

Отзываются дети и повторяют движения водящего.

- Правой ногой, чепена.

- Гой, гой, чепена.

Дети повторяют то же.

- Пойдем вперед, чепена.

- Гой, гой, чепена.

Идет вперед, подняв вверх руки.

- Пойдем назад, чепена.

- Гой, гой, чепена.

Мелкими шагами идет назад с опущенными руками.

- Все мы спляшем, чепена.

Начинается танец.

- Кругом, кругом, чепена.

Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.

Игра проводится в сопровождении любой народной мелодии, от которой зависит темп игры. В качестве атрибутов используются элементы осетинского национального костюма.

Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом.

После подвижных игр психолог предлагает отдохнуть и выполнить упражнение «Прекрасный сад».

6. Упражнение «Прекрасный сад»

Описание упражнения

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение

Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении таких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

7. Рефлексия

Далее проводиться обсуждение с детьми обсуждение занятия.

8. Затем проводится ритуал прощания «Солнышко», дети кладут руки ладошками на руку ведущему и произносят « До новых встреч!».