Сенсорное развитие ребенка от 1-3 лет
Сенсорное развитие ребенка от 1 года до 3 лет
Давайте проверим за 5 минут ваш личный уровень сенсорного развития с помощью следующих упражнений:
- Назовите 25 оттенков цветов.
- Охарактеризуйте словами падение с небольшой высоты листа клена и морской гальки на вашу руку.
- Сравните между собой шерсть персидского кота и собаки лайки. Опишите свои ощущения.
- Опишите словами, как пахнет спелая дыня.
- Возьмите в руки пакетик, в котором находятся 3 морковки. Сколько весит пакет с морковкой? Сравните с реальным весом, используя весы.
Если вам удалось сходу выполнить все задания, у вас замечательный уровень сенсорного развития. А ребенку всему этому нужно учиться.
Попробуем вспомнить, что такое сенсорное развитие? Это чувственное восприятие мира посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Если совсем по-простому, то ребенок после такого развития может словами, жестами объяснить свои чувства в отношении увиденного, услышанного, потроганного или понюханного им предмета. Кстати, если вы серьезно планируете заняться сенсорным развитием, очень важно разобраться в его направлениях. О них мы поговорим чуть позже.
Меня всегда занимал вопрос, зачем ребенку нужна помощь в сенсорном развитии, какие-то специальные программы. Ведь он итак активно исследует с пеленок окружающий мир, пробует все на вкус, нюхает, трогает ручками и ножками предметы, сравнивает их по форме, цвету и размерам.
Цель программы – дать некую систему сенсорного развития и возможность проконтролировать результаты обучения ребенка. Иными словами после комплекса занятий любой человек может протестировать ребенка на сенсорные знания и умения.
Одним из средств для сенсорного развития детей является игрушка. Для того, чтобы она принесла пользу в развитии малыша, нужны хорошие игры или задания с ней, подходящие для конкретного возраста и характера ребенка. Но увы, подобного на полках магазинов игрушек встретить пока невозможно. Примеры некоторых полезных игрушек и игр с ними мы включили в программу сенсорного развития ребенка. Сразу стоит оговориться, что здесь рассматривается примерный вариант занятий и игр, в том числе и с игрушками. Самое важное в программе – это выполнение задач сенсорного развития ребенка.
Обязательное условие занятий по программе – время игры ребенка не должно превышать 15 минут, количество занятий для развития одного, максимум трех сенсорных навыков – 10.
Сенсорное развитие ребенка от 1 года до 3 лет подразумевает несколько направлений:
- тактильное восприятие
- вибрационные ощущения
- восприятие формы, величины, цвета
- зрительное восприятие
- слуховое восприятие
- кинестетическое развитие - это ощущения положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий в процессе движения и вне его
- кинетическое развитие – это невербальные проявления в процессе общения, к которым относятся мимика (движения мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм), пространственный рисунок (выразительность, сила проявления чувств, переживаний)
- вкусовые качества
- барические ощущения (ощущение веса)
- восприятие пространственных и временных отношений
Развитие зрительного и тактильного восприятия, восприятия формы, величины.
Играем с пирамидками, сортировщиками, рамками-вкладышами, волшебным мешочком на запоминание текстуры.
Ребенок учится:
- Снимать и нанизывать на стержень кольца разного размера.
- Вынимать и вкладывать предметы различной величины.
- Группировать предметы по форме, величине (устанавливать их тождество).
- Определять текстуру различных материалов, ощупывая и рассматривая образцы.
- Узнавать на ощупь шероховатую, гладкую, мягкую и мохнатую текстуры.
- Подбирать к 2-м – 3-м образцам различной текстуры такие же по качеству материала предметы.