Методы построения коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста

 

 

 

«Быть готовым к школе - не значит     уметь читать, писать считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

                                 Л.А. Венгер

Старший дошкольный возраст детей связан с готовностью к школе, которая бывает личностно-социальной, интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой. Приоритетным направлением работы по познавательной сфере с детьми 6-7 лет в 2013-2014 году была выбрана интеллектуальная готовность к школе, и свою систему работы я бы хотела показать на примере индивидуальной работы.

Диагностическое обследование в рамках городского мониторинга проводилось по программе Натальи и Михаила Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения», которая включает следующие задания:

  1. «Продолжи узор» - оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание, как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать в режиме фронтальной инструкции.
  2. «Сосчитай и сравни» - оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше - меньше» в ситуации конфликтного» расположения элементов.
  3. «Слова» - оценка сформированности у ребенка звукового звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух! Сформированность графической деятельность (в частности написания графем, произвольная регуляция собственной деятельности).
  4. «Шифровка» - выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности). Возможностей переключения и распределения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
  5. «Рисунок человека» - общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

          По результатам данного обследования высокий уровень готовности детей к началу школьного обучения составил 7%, хороший уровень – 30%, средний уровень – 30% и низкий – 33%.

        Основные трудности у детей вызвало выполнение заданий, связанных с графическими навыками, вниманием и звуковым анализом слов.

        Коррекционно-развивающая работа с детьми проводилась по программе Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе». В программу были также включены игры упражнения на развитие графических навыков, внимания и звукового анализа слов, основываясь на выявленных проблемных зонах.

    Графические навыки можно развить с помощью таких упражнений, как «Выложи по образцу», «Помоги рыбкам добраться до домиков», «Обведи по точкам» и т.д.

      На занятиях использовались игры: «Дорисуй рисунок», «Чего не хватает?», «Найди отличия», «Путаница».

      Игры на развитие звукового анализа слов: «Звуковые дорожки», «Разноцветные мячики», «Красный, синий», «Хлопни столько раз, сколько звуков в слове».

    На занятиях применялся личностный подход, ориентированный на ребенка. Например, девочка, мечтающая о щенке, была рада найти и раскрасить среди линий и фрагментов контур собаки.

       Система работы строилась не только с детьми, но и с педагогами и родителями. С педагогами проводились групповые консультации и просветительские встречи, причем на консультацию по сообщению результатов, и построения индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов сопровождения детей приглашалось сразу два педагога. Это помогало сразу определить цели их работы.

       С родителями проводились круглые столы, где можно было всем вместе обсудить  выявленные проблемы и пути их решения, индивидуальные и групповые консультации. В помощь родителям были разработаны памятки, оформленные в виде буклетов, где в доступной форме приводились примеры игр и упражнений, которые они могли проводить с ребенком в домашних условиях. В них также рассказывалось, как дома играть с ребенком, что такое готовность к школе и ее виды, как помочь ребенку приобрести навыки, необходимые ему в школе.

     Только та работа будет эффективной, которая проводится в системе, и в которую будут включены все субъекты образовательного процесса, дети, педагоги и родители. Благодаря этому ребенок сможет не только легко адаптироваться к школе, но и стать успешным во всех аспектах первоклассником, готовому учиться и становиться всесторонне развитой личностью.