Адаптация детей раннего возраста к ДОУ
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Сроки адаптации
По данным предоставленным в методике «определения уровня адаптации детей к ДОУ А. Остороуховой»
Адаптация |
Сроки |
Легкая |
От нескольких дней до недели |
Средняя |
От 15 дней до 3 недель |
Усложненная |
От 25 дн. до 5 нед. |
Дезадаптация |
Более 5 нед. |
- Настроение ребенка. Преобладает бодрое, уравновешенное.
- Аппетит. Хороший.
- Засыпание. Быстрое (до 10 мин)
- Продолжительность сна. Соответствует возрасту (От года до
1,5 лет малыш спит в дневное время 2 раза: 1-й сон продолжается 2-2,5 часа, длительность второго сна - 1,5 часа, длительность ночного сна 10-11 часов; • В 1,5 - 2 года ребенок должен спать днем 1 раз - 2,5-3 часа, ночью - 10-11 часов в сутки; • В возрасте 2 - 3 лет дневной сон малыша одноразовый - 2-2,5 часа продолжительностью, ночной сон - 10-11 часов).
- Игра. Совершает игровые действия, соответствующие возрасту.
- Контакт со взрослыми. Легко идет на контакт с незнакомыми взрослыми.
- Контакт со сверстниками. Положительно воспринимает.
- Разлука с матерью. Легко переносит разлуку с матерью.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Рекомендации для родителей.
- Соблюдение режима ДОУ в домашних условиях.
- Положительные отзывы о дошкольном учреждении и его сотрудниках.
- Не использовать детский сад, как наказание за непослушание.
- Готовить вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
- Расширять социальные контакты ребенка.
- Не показывать ребенку своих волнений и переживаний.
- Выработать ритуалы прощания и приветствия, не затягивая их.
- Забирать ребенка в четко обозначенное время, например, после обеда, или ужина, перечисляя последовательность, т.к. временные рамки ребенка взрослого отличаются.
- Объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим.
- Можно дать ребенку в детский сад любимую для него игрушку, или значимый для него предмет.
- Учить ребенка навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок умеет, тем комфортнее ему будет в режимные моменты.
- Не переутомляйте ребенка, особенно в выходные.
- Если вы решили отучить ребенка от вредной привычки, лучше всего это сделать после полной адаптации ребенка.
Признаки окончания адаптации.
Окончанием адаптационного периода принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
1) при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
2) ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
3)малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
4) ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
5) нормализуется сон, как в детском саду, так и дома;
6) восстанавливается аппетит;
7) ребенок с удовольствием рассказывает о детском саде.
Наступает новая жизнь, когда ребенок впервые выходит в мир. И начинается большая жизнь, обычно с детского сада.