Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Сроки адаптации

По данным предоставленным в методике «определения уровня адаптации детей к ДОУ А. Остороуховой»

Адаптация

Сроки

Легкая

От нескольких дней до недели

Средняя

От  15 дней  до 3 недель

Усложненная

От 25 дн. до 5 нед.

Дезадаптация

Более 5 нед.

  1. Настроение ребенка. Преобладает бодрое, уравновешенное.
  2. Аппетит. Хороший.
  3. Засыпание. Быстрое (до 10 мин)
  4. Продолжительность сна. Соответствует возрасту (От года до

1,5 лет малыш спит в дневное время 2 раза: 1-й сон продолжается 2-2,5 часа, длительность второго сна - 1,5 часа, длительность ночного сна 10-11 часов; • В 1,5 - 2 года ребенок должен спать днем 1 раз - 2,5-3 часа, ночью - 10-11 часов в сутки; • В возрасте 2 - 3 лет дневной сон малыша одноразовый - 2-2,5 часа продолжительностью, ночной сон - 10-11 часов).

  1. Игра. Совершает игровые действия, соответствующие возрасту.
  2. Контакт со взрослыми. Легко идет на контакт с незнакомыми взрослыми.
  3. Контакт со сверстниками. Положительно воспринимает.
  4. Разлука с матерью. Легко переносит разлуку с матерью.

Адаптирующегося ребенка отличает:

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрата навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижение аппетита;                                                                                   

• регрессия речи;

• изменения в двигательной активнос­ти, которая либо падает до заторможенно­го состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

• снижение иммунитета и многочислен­ные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Рекомендации для родителей.

  1. Соблюдение режима ДОУ в домашних условиях.
  2. Положительные отзывы о дошкольном учреждении и его сотрудниках.
  3. Не использовать детский сад, как наказание за непослушание.
  4. Готовить вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
  5. Расширять социальные контакты ребенка.
  6. Не показывать ребенку своих волнений и переживаний.
  7. Выработать ритуалы прощания и приветствия, не затягивая их.
  8. Забирать ребенка в четко обозначенное время, например, после обеда, или ужина, перечисляя последовательность, т.к. временные рамки ребенка  взрослого отличаются.
  9. Объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим.
  10.  Можно дать ребенку в детский сад любимую для него игрушку, или значимый для него предмет.
  11.  Учить ребенка навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок умеет, тем комфортнее ему будет в режимные моменты.
  12.  Не переутомляйте ребенка, особенно в выходные.
  13.  Если вы решили отучить ребенка от вредной привычки, лучше всего это сделать после полной адаптации ребенка.

Признаки окончания адаптации.

Окончанием адаптационного периода принято считать момент, когда на смену отрица­тельным эмоциям приходят положитель­ные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

1)  при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

2) ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

3)малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые иг­рушки;

4) ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него по­являются новые достижения, которым он научился в саду;

5) нормализуется сон, как в детском саду, так и дома;

6) восстанавливается аппетит;

7) ребенок с удовольствием рассказывает о детском саде.

        Наступает новая жизнь, когда ребенок впервые выходит в мир. И начинается большая      жизнь, обычно с детского сада.