Особенности психического развития детей раннего возраста

Печать
Категория: Методические материалы Бабкиной
Дата публикации Автор: Ольга Бабкина

В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Своеобразие новой  социальной ситуации развития, по словам Д.Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок «….живет не вместе с взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а вместе с ним» Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка. Возникает совместная деятельность ребенка и взрослого. Ведущей становится предметная деятельность, в которой ребенок осваивает общественно выработанные способы действия с предметами.

В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное развитие ребенка по нескольким линиям, среди которых главными являются речь, наглядно-действенное мышление, начало символической игры, самосознание.

Важнейшей и центральной психической функцией является  восприятие. Именно восприятие определяет функционирование и развитие всех познавательных процессов. Восприятие ребенка развивается в процессе предметной деятельности. Появление орудийных действий с игрушками  способствует ориентации ребенка на различные свойства предметов, главными из которых сначала являются форма и величина. Ориентация на цвет появляется позднее. От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительным, сенсорным действиям, что способствует формированию образов и представлений.

Речь возникает и первоначально развивается как средство общения со взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и средством овладения своим поведением.

Между довербальным периодом и периодом разговорной речи наблюдается этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова связаны с воспринимаемой ситуацией и выполняют в основном указательную функцию в ней.

Автономная детская речь отражает особенности мышления ребенка раннего возраста. Его мышление носит несамостоятельный характер, оно подчиняется восприятию, и аффективный момент преобладает в нем над мыслительным.

В середине второго года жизни происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи.

В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей.

На втором году жизни игра имеет процессуальный характер: игровые действия между собой не связаны, стереотипны. Ребенок еще не осознает, что он играет:  он просто действует с предметами.  

Между вторым и третьим годом жизни характер игры детей существенно меняется: усиливается игровая мотивация, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение детей. Оригинальные игровые замещения, которые можно наблюдать уже у детей третьего года жизни, можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества.

Потребность в общении со сверстником складывается на протяжении раннего детства.

Общение детей друг с другом  в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического взаимодействия, характерными особенностями которого являются:

  1. непосредственность, отсутствие предметного содержания;
  2. раскованность, эмоциональная насыщенность;
  3. ненормированность и нестандартность коммуникативных средств;
  4. зеркальное отражение действий и движений партнера.

Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия; общность действий и эмоциональных экспрессий дает им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности.

Решающую роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому. Наиболее эффективным путем воздействия взрослого на контакты детей является организация субъектного взаимодействия между ними.

Таким образом, главной возрастной особенностью раннего возраста является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации.

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этими негативными симптомами стоят личностные новообразования:  «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.

 

Становление «системы Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
     
  • С Днем рождения!

    Смелова Ольга 08.12.2017 13:33
    В честь Дня рождения сада 04/12/2017г в нашей группе "Созвездие" Кузнецова Н.А. проводила мастер ...
Monday the 16th. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov