Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка.

Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.

         К таким технологиям относятся:  игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия, анималотерапия, музыкотерапия, арт-терапия.

         Игротерапия. Метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. ( М.В.Киселева).

         Игровая терапия. Игры с правилами, игры соревнования, длительные совместные игры. Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения. Игры драматизации, образноролевые игры. Коллективные дидактические игры по коррекции демонстративного поведения. Режиссерские игры в коррекции агрессивного поведения. Народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения.

         Сказкотерапия. Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, речевого развития, развития творческих способностей, расширения сознания,совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

         Приемы работы над сказкой. Рассказывание сказки по определенной проблеме (народной, литературной или сочиненной воспитателем). Обсуждение, ответы на вопросы, высказывание ребенком своего мнения об услышанном, сочинение новой концовки сказки (при необходимости), рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы), драматизация сказки.

      Куклотерапия. Метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка. Задачи куклотерапии: совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, развивать способы выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять, обучать способам адекватного телесного выражения эмоций, чувств, состояний и др.

   Музыкотерапия. Контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Музыка - это лекарство, которое слушают. Осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Звук не должен быть громким, и в то же время чрезмерно тихим. Положительное воздействие оказывает классическая музыка. Успокаивающие произведения Баха, Моцарта, Бетховена. Возбуждающий эффект - произведения Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок вызывает стрессовые реакции.

          Целебная сила и негативное влияние цвета.

               Оранжевый оказывает успокаивающее действие, расслабляет, снимает напряжение.

               Зеленый успокаивает, создает хорошее настроение, благотворно влияет на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением.

               Розовый цвет тонизирует при подавленном настроении.

               Желтый - цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

         Красный активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызвать раздражение.

            Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие, снижает настроение.

            Синий цвет вызывает чувство вины.

            Черный оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

          Анималотерапия. Метод, направленный на профилактику и коррекцию эмоционально-личностных проблем детей, который предполагает использование животных или их символов в виде образов, игрушек, рисунков.