Сообщение из опыта работы на тему « Интеграция образовательных областей в театрализованной деятельности дошкольников»

Печать
Категория: Опыт работы Белоглазовой Надежды Владимировны
Дата публикации Автор: Белоглазова Надежда Владимировна, воспитатель
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель- воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Одно из главных условий в поставленной цели - развивать творчество детей через интеграцию, в том числе и в театрализованной деятельности. 
Интеграция - одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Диапазон использования интеграции в театрализованной деятельности довольно широк. Интеграция в театрализованной деятельности не только обогащает знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения с взрослыми. Механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусства. Методика работы с дошкольниками основывается на потрясении, на их удивлении, любовании, эстетическом наслаждении. А реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность. 
В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования, актуальным и приоритетным моментом является создание условий развитие дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка. Основными целевыми ориентирами для его личностного развития является инициативность, самостоятельность и раскрытие творческих способностей.
ФГОС выделяет 5 образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие. Современному воспитателю необходимо научиться интегрировать содержание данных областей в различных видах деятельности детей дошкольного возраста. Театрализованная игра является одним из эффективных средств не только самовыражения и самореализации ребёнка, но и возможностью для интеграции содержания дошкольного образования. Целью моей деятельности является создание условий для всестороннего развития личности ребёнка посредством театрализованной деятельности в процессе интеграции образовательных областей.
Задачи:
∙ Развивать кругозор детей, память, внимание, умение планировать свои действия для достижения результатов, формировать положительные взаимоотношения между детьми в совместной деятельности.
∙ Развивать монологическую и диалогическую речь, выразительные средства общения, обогащение словаря.
∙ Развивать движения, умение согласовывать их с речью, импровизировать,
выразительно выполнять движения.
∙ Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе, желание создавать выразительно-художественный образ, развивать творческий потенциал. Каким образом я решала эти задачи? Для этого я выделила 3 этапа.
1 этап. Подготовительный, который включал в себя: подбор предметноразвивающей среды (кукольный, настольный театр), изготовление пальчикового, теневого театра, театра на фланелеграфе), знакомство детей с разными типами театров, беседы о театре и профессиях (актеры, декораторы, гримеры, осветители).
2 этап. Основной, включал в себя организацию сцены, изготовление декораций, создание костюмов и атрибутов, знакомство с театром данного жанра, с текстом художественного произведения, освоение выразительных средств передачи образа, изготовление макетов, атрибутов, декораций, проигрывание содержания на макете, организация театральной постановки.
3 этап. Заключительный , показ театральной постановки зрителю.
Для постановки сказок большое значение имеет выбор литературного произведения как основы постановки. Стараюсь, чтобы каждый ребёнок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. После прочтения сказки провожу с детьми беседу, с помощью которой учу детей вникать в суть поведения персонажей. Это позволяет перенестись им в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Затем
разучиваю с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи.
При распределении ролей учитывала индивидуальные особенности детей, их возможности. Решила на каждую роль назначать дублёра. Это даёт возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, посвоему создать сказочный образ. В подготовительной группе ребятам предоставляется возможность самим распределять
роли. Постепенно учила детей замечать способности своих товарищей: умение перевоплощаться, передавать характерные особенности литературных персонажей в спектаклях. Свои спектакли мы показываем не только родителям, но и ребятам других групп, которые с удовольствием смотрят наши постановки. В сценарии утренников и вечеров развлечений вместе с музыкальным руководителем включаем короткие сказки и инсценировки. Чтобы развивать у детей воображение, фантазию, нужны занятия по музыке, праздники, игры, общение с окружающим миром,
повседневное взаимодействие ребёнка со взрослым и т.д.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное  навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.
Таким образом, в своей работе я убедилась, что в театрализованной игре можно реализовать содержание всех образовательных областей ФГОС ДО.
Интеграция образовательных областей «Художественная литература»  знакомство с литературными произведениями, которые
будут использованы в постановках спектаклей, игр, НОД, праздников и самостоятельной театральной деятельности. «Художественное творчество»  знакомство с иллюстрациями близкими по содержанию
сюжета спектакля. Рисование разными способами по сюжету спектакля или его персонажей.
«Познание»  знакомство с предметами ближайшего окружения, народным творчеством, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традициями народов, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли. «Музыка»  знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующие более полной передачи образов героев.
«Коммуникация»  использование скороговорок, чистоговорок, потешек, развитие четкой дикции.
«Физическая культура»  использование подвижно – сюжетных игр.
«Социализация»  использование дидактических игр
Интеграция в театрализованной деятельности имеет и отличительные особенности. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность предложенного материала, благодаря чему реализуется один из принципов дошкольной дидактики - театрализация должна быть небольшой по объему, но емкой, что возможно только при интегративном подходе. Во-вторых, смена динамических поз и видов детской деятельности, использование большого наглядного материала и атрибутов и, конечно, костюмов. В заключении хотелось бы сказать еще и об использовании ИКТ в театрализованной деятельности. Это, прежде всего, знакомство с видами и жанрами искусства: драматический театр, балет, опера, оперетта, музыкальные спектакли. Использование мультимедийных установок, позволяет показать детям все многообразие творчества, как взрослых, так и детей, познакомить с известными исполнителями и т.д. Кроме всего прочего, это и повышение образовательного уровня самого педагога. Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях.