"Развитие толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста, с использованием различных психолого-педагогических технологий"

Печать
Категория: Характеристика опыта работы Новиковой
Дата публикации Автор: Новикова Ольга Геннадиевна, педагог-психолог


       Я работаю в должности педагога-психолога дошкольного отделения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центра образования №22 - Лицей искусств" с 7 декабря 2006 года и выстраиваю систему работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в тесной взаимосвязи с проблемами, наиболее актуальными в данном учреждении. Это создание образовательной среды, обеспечивающей выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формированию духовно богатой, свободной, физически здоровой, творческой личности, обладающей прочными знаниями, способной адаптироваться к условиям жизни.
       Главной целью своей работы я вижу сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников.
В своей деятельности по психологическому сопровождению участников образовательного процесса реализую следующие задачи:
1. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса.
2. Содействие повышению психологической компетентности педагогов дошкольного учреждения и родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников.
3. Обучение дошкольников способам преодоления трудностей, способам регулирования своих эмоций и поведения.
4. Налаживание взаимодействия и взаимопонимания между участниками педагогического процесса.
5. Разработка и реализация групповых профилактических и коррекционно-развивающих программ.
6. Выявление и содействие развитию способностей одаренных детей.
7. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями .
8. Формирование толерантного отношения всех участников образовательного процесса к детям других национальностей, к детям с ограниченными возможностями здоров, законными представителями.
9. Способствовать укреплению психического здоровья воспитанников.
Система работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса выстраивается с обязательным учетом основных видов деятельности педагога-психолога:
1. Психологическая диагностика. В рамках данного вида деятельности проводит диагностику развития личности детей и подростков с целью определения индивидуальных особенностей и склонностей воспитанников, их потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявления причин и механизмов нарушений в развитии в соответствии с планом образовательного учреждения и по индивидуальному запросу педагогов и законных представителей. Осуществление диагностических исследований позволяет своевременно влиять на возникающую педагогическую ситуацию, выбирать адекватные формы и способы организации учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития воспитанников, что помогает педагогам успешно решать образовательные и воспитательные задачи.
2. Психологическая коррекция и развитие. Коррекционно-развивающая работа, проводимая по результатам диагностики и по запросу участников образовательного процесса, направлена на развитие как отдельных сторон, так и личности в целом, с учетом задач развития на каждом возрастном этапе, а также на преодоление трудностей в развитии воспитанников. Широко использую в работе коррекционно-развивающие и развивающие программы, способствующие, развитию навыков рефлексии и самопознания, познавательной, эмоциональной и коммуникативной , повышению учебной мотивации, а также преодоление страха поступления в дошкольное учреждение вновь прибывших детей.
3. Психологическое консультирование педагогов, родителей, законных представителей, по вопросам воспитания, обучения, развития и взаимодействия.
4. Психологическое просвещение и профилактика. Просветительско-профилактическая работа ведется с целью предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии воспитанников, повышение психологической компетенции педагогов и родителей.
Одним из ведущих направлений моей работы является формирование толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность.
Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, т.к. современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети.
Понятие толерантности складывалось на протяжении долгого времени, и процесс этот продолжается до сих пор, поскольку, накапливая разносторонние значения, это понятие наполнятся новыми смыслами в соответствии с действительностью, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых (адекватных) средств ее преодоления.
Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Толерантность является фактором социализации личности.
Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. В Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ В. В. Путин обратил особое внимание на то, что «... российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи...». Он отметил необходимо укреплять прочную духовно-нравственную основу общества, подчёркивая, что
«образование – это пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России».
     В дошкольном отделении, где я осуществляю свою деятельность, множество детей разных национальностей, детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому создание толерантного пространства, в котором каждый ребёнок, независимо от этнической принадлежности и возможностей здоровья, будет чувствовать себя комфортно, и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром, является наиболее актуальным направлением моей работы как педагога-психолога.
Степень научного осмысления проблемы. Идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Так, представителями свободного воспитания в лице Ж.-Ж.Руссо, М. Монтессори,
Взгляды Ж.-Ж.Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, предоставлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества. Несколько похожи взгляды М. Монтессори, актуализирующей идеи свободы в личностных проявлениях ребенка. Активная роль принадлежит самостоятельности детей. Воззрения М. Монтессори отличаются доверием и деликатным отношением к психическому самочувствию детей. Л.Н.Толстой выступает за уважение прав ребенка, провозглашая принципы народности, гуманности и демократизма. Принципиальное значение имеют взгляды К.Н. Вентцеля, который провозглашает принципы максимального развития творческих возможностей ребенка на основе уважения его личности и предоставления свободы в действиях и желаниях.
Противоречивыми можно назвать взгляды Л.С.Выготского по отношению к педагогике толерантности. С одной стороны, Л.С.Выготским высказывается жесткая позиция в отношении взаимодействия между педагогом и детьми, преподавание сравнивается с «войной», с другой стороны – декларируются гуманистические идеи в отношении обучения и воспитания детей.
Анализируя проведенные исследования, можно сделать вывод, что процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на ярко выраженную актуальность, отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях работы образовательного учреждения.
Л.Н.Толстого, К.Н.Венцеля неоднократно высказывались идеи, близкие к идеям толерантности.
Взгляды Ж.-Ж.Руссо пронизаны доверием к личностному развитию ребенка, предоставлением ему полной свободы, которые возможно идеально осуществить в изоляции от общества. Несколько похожи взгляды М. Монтессори, актуализирующей идеи свободы в личностных проявлениях ребенка. Активная роль принадлежит самостоятельности детей. Воззрения М. Монтессори отличаются доверием и деликатным отношением к психическому самочувствию детей. Л.Н.Толстой выступает за уважение прав ребенка, провозглашая принципы народности, гуманности и демократизма. Принципиальное значение имеют взгляды К.Н. Вентцеля, который провозглашает принципы максимального развития творческих возможностей ребенка на основе уважения его личности и предоставления свободы в действиях и желаниях.
Противоречивыми можно назвать взгляды Л.С.Выготского по отношению к педагогике толерантности. С одной стороны, Л.С.Выготским высказывается жесткая позиция в отношении взаимодействия между педагогом и детьми, преподавание сравнивается с «войной», с другой стороны – декларируются гуманистические идеи в отношении обучения и воспитания детей.
   Анализируя проведенные исследования, можно сделать вывод, что процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на ярко выраженную актуальность, отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности старших дошкольников в условиях работы образовательного учреждения.
В психолого-педагогической литературе и литературе по толерантности сформированы следующие условия формирования толерантности в дошкольном учреждении:
Создание толерантного пространства дошкольного учреждения.
2. Соответствующая целям и задачам толерантного воспитания подготовка педагога.
3. Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
    Новизна опыта заключается в том, что использеуемые в моей работе по развитию у детей толерантности психолого-педагогические технологии направлены на интерпритацию действительности через знаковую систему, что помогает ребенку сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях и новый эмоциональный опыт.
Одной из приоритетных психолого-педагогических технологий, используемых мной на развивающих занятиях по формированию толерантности, является сказкотерапия.
Сказка, - говорил Э. Фромм, - также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле. Осознание своих негативных чувств - первый шаг к управлению ими. Второй шаг - проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя или в сказочного злодея и есть управление своей агрессией. Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим «понарошку», а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, что он не останется плохим навсегда.
    Очень часто только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках всё это изображено вполне доступно для восприятия ребёнка и в то же время совсем не примитивно. Это те необходимые уроки нравственности, без которых маленький человек не может сформироваться как полноценная, гармоничная личность.
Психокоррекция с помощью сказки связана с рождением у ребенка новых креативных потребностей. Это процесс воспитания внутреннего ребенка, его гармоничного мироощущения, что становится основой для созидательных действий по отношению к себе, близким, окружающему миру.
Занятия с использованием сказкотерапии способствуют сохранению и укреплению психического здоровья, профилактике тревожности, агрессивности, развитию положительных эмоций, добрых чувств. Использование данных занятий на практике способствуют развитию творческой активности личности, формированию жизненной компетентности, укреплению физического и психического здоровья детей, реализации собственного личностного потенциала.
Результатом является формирование таких качеств личности, как: автономность (стремление проявить свое личное мнение, позицию или взгляды), активность (способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров), социальная компетентность (состоит из нескольких компонентов: мотивационного, когнитивного и поведенческого).
     Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Э. Фромма, Э. Берна, К.Г. Юнга, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Следующая технология, используемая для развития у детей толерантности - мульттерапия. Выделяют ее виды - создание мультфильмов и просмотр мультфильмов. В моей работе я применяю просмотр мультфильмов с целью профилактики конфликтных ситуаций в детском коллективе, придания застенчивым детям веры в свои силы, развития таких личностных качеств у детейитивно воспринимать себя, как доброта, сочувствие, умение дружить, преодолевать страхи и позитивно воспринимать себя. Дети проигрывают ситуации , учатся сопереживать героям и оценивать их поведение. В этом случае работа с мультфильмом аналогична работе со сказкой. Большинство современных детей предпочитает мультфильмы сказкам, главное помочь им сделать правильный выбор, от которого зависит все перечисленные выше качества личности.
Р.Р. Валитова дает определение толерантности, которое очень близко принципам арт-терапии: «...толерантность предполагает заинтересованное отношение к другому, желание почувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно – иное, чем – то не похожее на собственное восприятие действительности».
Принцип арт-терапии – создание условий защищенности, безопасности, главное помочь ребенку выразить себя, свои чувства и мысли, вследствие чего решается ряд задач:
• развитие коммуникативных навыков;
• снижение тревожности и агрессивности;
• раскрытие творческих способностей;
• развитие эмоционально-волевой сферы;
• формирование толерантности, уважения детей друг к другу.
Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики
Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации.
В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются подвижные игры разных народов. Они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам.
Эффективность моей работы отражается в снижении уровня тревожности, агрессии детей старшего дошкольного возраста, большинство их них испытывают психологический комфорт, и как следствие наблюдается снижение числа конфликтыных ситуаций среди сверстников.
Сказкотерапия, мульттерапия, арт-терапия и игровая терапия являются здоровьесберегающими технологиями. Их использование на занятиях по развитию толерантного отношения детей друг к другу помогает детям не только пережить различные эмоциональные состояния, но и в лучшей степени социализироваться к условиям современной жизни.