Как сформировать у ребенка бережное отношение к деньгам

Как сформировать у ребенка правильное отношение к деньгам.

      К сожалению, мы живем в мире с нестабильной экономической ситуацией. Из всех забот, которые могут занимать на сегодняшний момент современных родителей – материальные проблемы, т.к. членов семьи надо кормить, лечить, одевать, учить, что требует материальных затрат. Надо понимать, что волнующие проблемы не могут оставаться незамеченными для детей.
Взрослые понимают свои возможности, социальную и экономическую ситуацию в обществе. Дети 3-6 лет смотрят только на своих родителей, и перенимают тот жизненный опыт, который им транслируется.
     Например, материальное положение в семье нестабильно, уровень доходов невысок. Родители постоянно пребывают в плохом настроении, переживают, волнуются, постоянно жалуясь при ребенке на нехватку денег и низкую заработную плату. Слушая это каждый день, ребенок делает выводы, что раз мама и папа так сильно переживают из-за отсутствия денег, значит, деньги – единственное средство достижения счастья.
Чаще всего, в таких семьях дети обладают высоким уровнем тревожности, и начинают формироваться комплексы, которые могут мешать ребенку на протяжении всей жизни.
Как же правильно вести себя родителям в данной ситуации, чтобы избежать психотравмирующих факторов?
1. Ребенку нужно, чтобы родители были в хорошем настроении и уделяли ему достаточно времени и внимания. Тогда он будет чувствовать себя счастливым и защищенным.
2. Никогда не жаловаться на материальные проблемы в присутствии детей.
3. Демонстрировать детям собственное оптимистическое отношение к жизни.
4. Надо убеждать детей в том, что все проблемы разрешимы.
Обратная ситуация возникает в семьях, где уровень доходов в семье достаточно велик. Но, материальное благополучие – не является гарантией правильного воспитания детей. В данной ситуации дети не знают отказа и просто «завалены игрушками и вещами», так что любая их просьба или каприз немедленно исполняются родителями, которые руководствуются принципом: «Все лучшее – детям!» Игрушки скоро перестают быть интересными ребенку, т.к. постоянно появляются новые, и теряют свою воспитательную цель. Дети постепенно становятся избалованными и капризными. Пока ребенок маленький он кажется таким очаровательным, когда что-то настойчиво требует, но будет ли казаться таким, же милым избалованный подросток, а изменить что – либо в его характере вряд ли удастся.
Бывают родители, которые демонстративно подчеркивают свое благополучие. В таких семьях, ребенку внушается мысль, что у него все самое лучшее, значит и он самый лучший, потому что богатый. Дети будут постоянно хвастаться перед сверстниками, и как результат им будут завидовать, но не дружить и хорошо относиться.
     Некоторые родители постоянно работают, на времяпровождение с ребенком не хватает времени, так как надо отдохнуть. Ребенок получает дорогие подарки, тем самым родители как бы откупаются от него. Тогда подсознательно формируется обида на маму и папу, а деньги воспринимаются как зло, отнимающее у него маму и папу.
Как же поступить родителям в этой ситуации.
1. Излишне не надо баловать ребенка: он может вырасти капризным и эгоистичным.
2. Не надо откупаться от ребенка дорогими подарками, это не заменит общения с любимыми родителями.
3. Не надо хвастаться толщиной кошелька и прививать ребенку принцип: «Деньги решают все».
     Таким образом, главная задача родителей в воспитании детей дошкольного возраста – дать им ощущение счастья, радости, любви, которые не купить ни за какие деньги.

Куклотерапия, как технология обеспечения социально-психологического здоровья ребенка

Кукла – это образ человека в «миниатюре»,существующий

с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как

носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует

понимание мира,себя и других людей.

Л.Войцехович

         Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов.

          Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:

  • психодраме,
  • игротерапии,
  • сказкотерапии,
  • арт-терапии.

             Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается "кукольный театр". Особенно хорошо этот метод работает с детьми. "Спектакль" может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.

 Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.

У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Так, одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень –«человек». Ученые полагают, что куклыпоявились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

               Скорее всего, именно на этом основывается такой метод терапии, как куклотерапия (лечение с помощью кукол), который является одним из наиболее часто используемых методов в работе с детьми. Безусловно данный метод, как и другие методы коррекционной терапии, используется и при работе со взрослыми.

                 Куклотерапия позволяет помочь ребенку с разнообразными психологическими затруднениями. Особенно эффективно в работе сострахамиу детей. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребенка, а потому ее использование может существенно помочь ребенку справиться со страхом (например, можно убедить ребенка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится).

              Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Куклы очень понятны детям, с помощью кукол дети могут сказать то, что не смогли бы сказать словами. Точно также, с помощью кукольной игры, взрослый может донести до ребенка то, что ребенок не поймет словами.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1.Изготовление кукол.

Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней.

2.Последующая терапевтическая работа с ней.

         Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными.Изготовлениекукол – это своего рода медитация. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение,  способность к концентрации, усидчивость.

Кроме того, куклы исполняют роли тех объектов, на которые  смещается инстинктивная энергия человека: человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение  кукле, позволяет облегчить груз своих эмоций и проработать свои чувства, рассказать кукле то, чего невозможно рассказать другим, человек отождествляет себя с более сильной или значимой личностью (так мальчики стараются походить на своих отцов, девочки – на мам).

Куклы-марионетки.

Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Пальчиковые куклы.

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Теневые куклы.

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона, или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.

В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы.

Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы.

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Объемные куклы.

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

               Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную  обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

                   Большую роль в куклотерапии могут играть родители и воспитатели. Они могут оказывать посильную помощь ребенку в изготовлении куклы, через куклу могут помочь оценить его действия, найти способ решения в затруднительной ситуации. Созданный дома кукольный театр может стать экологичным средством для развития социальной уверенности.

Было бы здорово, если бы в каждом городе был

свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые,

вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать

друг друга и окружающий мир…

                                                 

                                                                             Л.Войцехович

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка.

Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.

         К таким технологиям относятся:  игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия, анималотерапия, музыкотерапия, арт-терапия.

         Игротерапия. Метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. ( М.В.Киселева).

         Игровая терапия. Игры с правилами, игры соревнования, длительные совместные игры. Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения. Игры драматизации, образноролевые игры. Коллективные дидактические игры по коррекции демонстративного поведения. Режиссерские игры в коррекции агрессивного поведения. Народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения.

         Сказкотерапия. Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, речевого развития, развития творческих способностей, расширения сознания,совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

         Приемы работы над сказкой. Рассказывание сказки по определенной проблеме (народной, литературной или сочиненной воспитателем). Обсуждение, ответы на вопросы, высказывание ребенком своего мнения об услышанном, сочинение новой концовки сказки (при необходимости), рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы), драматизация сказки.

      Куклотерапия. Метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка. Задачи куклотерапии: совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, развивать способы выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять, обучать способам адекватного телесного выражения эмоций, чувств, состояний и др.

   Музыкотерапия. Контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Музыка - это лекарство, которое слушают. Осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Звук не должен быть громким, и в то же время чрезмерно тихим. Положительное воздействие оказывает классическая музыка. Успокаивающие произведения Баха, Моцарта, Бетховена. Возбуждающий эффект - произведения Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок вызывает стрессовые реакции.

          Целебная сила и негативное влияние цвета.

               Оранжевый оказывает успокаивающее действие, расслабляет, снимает напряжение.

               Зеленый успокаивает, создает хорошее настроение, благотворно влияет на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением.

               Розовый цвет тонизирует при подавленном настроении.

               Желтый - цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

         Красный активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызвать раздражение.

            Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие, снижает настроение.

            Синий цвет вызывает чувство вины.

            Черный оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

          Анималотерапия. Метод, направленный на профилактику и коррекцию эмоционально-личностных проблем детей, который предполагает использование животных или их символов в виде образов, игрушек, рисунков.

технологиии обеспечения социально-психологического благополучия

Семинар-практикум для педагогов

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка 

Подготовила: педагог-психолог Бабкина О.Г.

Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.

               К таким технологиям относятся:  игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия, анималотерапия, музыкотерапия, арт-терапия.

               Игротерапия. Метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. ( М.В.Киселева).

               Игровая терапия. Игры с правилами, игры соревнования, длительные совместные игры. Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения. Игры драматизации, образноролевые игры, раскрепощающие игры в преодолении комфортного поведения детей. Коллективные дидактические игры по коррекции демонстративного поведения. Режиссерские и психотехнические освобождающие игры в коррекции агрессивного поведения. Народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения.

               Сказотерапия. Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, речевого развития, развития творческих способностей, расширения сознания Совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

              Приемы работы над сказкой. Рассказывание сказки по определенной проблеме (народной, литературной или сочиненной воспитателем) Обсуждение, ответы на вопросы Высказывание ребенком своего мнения об услышанном Сочинение новой концовки сказки (при необходимости) Рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы) Драматизация сказки.

              Куклотерапия. Метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка. Задачи куклотерапии Совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений Развивать способы выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять Обучать способам адекватного телесного выражения эмоций, чувств, состояний и др.

Музыкотерапия. Контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Музыка- это лекарство, которое слушают. Осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим. Положительное воздействие оказывает классическая музыка. Успокаивающие произведения Баха, Моцарта, Бетховена. Возбуждающий эффект произведения Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок вызывает стрессовые реакции.

Целебная сила и негативное влияние цвета. Успокаивающее действие, расслабляет, снимает напряжение успокаивает, создает хорошее настроение, благотворно влияет на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением тонизирует при подавленном настроении цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия. активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызвать раздражение Оказывает угнетающее действие, снижает настроение Вызывает чувство вины оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

Анималотерапия. Метод, направленный на профилактику и коррекцию эмоционально-личностных проблем детей, который предполагает использование животных или их символов в виде образов, игрушек, рисунков.

Особенности психического развития детей раннего возраста

В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Своеобразие новой  социальной ситуации развития, по словам Д.Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок «….живет не вместе с взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а вместе с ним» Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка. Возникает совместная деятельность ребенка и взрослого. Ведущей становится предметная деятельность, в которой ребенок осваивает общественно выработанные способы действия с предметами.

В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное развитие ребенка по нескольким линиям, среди которых главными являются речь, наглядно-действенное мышление, начало символической игры, самосознание.

Важнейшей и центральной психической функцией является  восприятие. Именно восприятие определяет функционирование и развитие всех познавательных процессов. Восприятие ребенка развивается в процессе предметной деятельности. Появление орудийных действий с игрушками  способствует ориентации ребенка на различные свойства предметов, главными из которых сначала являются форма и величина. Ориентация на цвет появляется позднее. От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительным, сенсорным действиям, что способствует формированию образов и представлений.

Речь возникает и первоначально развивается как средство общения со взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и средством овладения своим поведением.

Между довербальным периодом и периодом разговорной речи наблюдается этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова связаны с воспринимаемой ситуацией и выполняют в основном указательную функцию в ней.

Автономная детская речь отражает особенности мышления ребенка раннего возраста. Его мышление носит несамостоятельный характер, оно подчиняется восприятию, и аффективный момент преобладает в нем над мыслительным.

В середине второго года жизни происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи.

В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей.

На втором году жизни игра имеет процессуальный характер: игровые действия между собой не связаны, стереотипны. Ребенок еще не осознает, что он играет:  он просто действует с предметами.  

Между вторым и третьим годом жизни характер игры детей существенно меняется: усиливается игровая мотивация, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение детей. Оригинальные игровые замещения, которые можно наблюдать уже у детей третьего года жизни, можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества.

Потребность в общении со сверстником складывается на протяжении раннего детства.

Общение детей друг с другом  в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического взаимодействия, характерными особенностями которого являются:

  1. непосредственность, отсутствие предметного содержания;
  2. раскованность, эмоциональная насыщенность;
  3. ненормированность и нестандартность коммуникативных средств;
  4. зеркальное отражение действий и движений партнера.

Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия; общность действий и эмоциональных экспрессий дает им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности.

Решающую роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому. Наиболее эффективным путем воздействия взрослого на контакты детей является организация субъектного взаимодействия между ними.

Таким образом, главной возрастной особенностью раннего возраста является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации.

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этими негативными симптомами стоят личностные новообразования:  «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.

 

Становление «системы Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.

Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Сроки адаптации

По данным предоставленным в методике «определения уровня адаптации детей к ДОУ А. Остороуховой»

Адаптация

Сроки

Легкая

От нескольких дней до недели

Средняя

От  15 дней  до 3 недель

Усложненная

От 25 дн. до 5 нед.

Дезадаптация

Более 5 нед.

  1. Настроение ребенка. Преобладает бодрое, уравновешенное.
  2. Аппетит. Хороший.
  3. Засыпание. Быстрое (до 10 мин)
  4. Продолжительность сна. Соответствует возрасту (От года до

1,5 лет малыш спит в дневное время 2 раза: 1-й сон продолжается 2-2,5 часа, длительность второго сна - 1,5 часа, длительность ночного сна 10-11 часов; • В 1,5 - 2 года ребенок должен спать днем 1 раз - 2,5-3 часа, ночью - 10-11 часов в сутки; • В возрасте 2 - 3 лет дневной сон малыша одноразовый - 2-2,5 часа продолжительностью, ночной сон - 10-11 часов).

  1. Игра. Совершает игровые действия, соответствующие возрасту.
  2. Контакт со взрослыми. Легко идет на контакт с незнакомыми взрослыми.
  3. Контакт со сверстниками. Положительно воспринимает.
  4. Разлука с матерью. Легко переносит разлуку с матерью.

Адаптирующегося ребенка отличает:

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрата навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижение аппетита;                                                                                   

• регрессия речи;

• изменения в двигательной активнос­ти, которая либо падает до заторможенно­го состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

• снижение иммунитета и многочислен­ные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Рекомендации для родителей.

  1. Соблюдение режима ДОУ в домашних условиях.
  2. Положительные отзывы о дошкольном учреждении и его сотрудниках.
  3. Не использовать детский сад, как наказание за непослушание.
  4. Готовить вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
  5. Расширять социальные контакты ребенка.
  6. Не показывать ребенку своих волнений и переживаний.
  7. Выработать ритуалы прощания и приветствия, не затягивая их.
  8. Забирать ребенка в четко обозначенное время, например, после обеда, или ужина, перечисляя последовательность, т.к. временные рамки ребенка  взрослого отличаются.
  9. Объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим.
  10.  Можно дать ребенку в детский сад любимую для него игрушку, или значимый для него предмет.
  11.  Учить ребенка навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок умеет, тем комфортнее ему будет в режимные моменты.
  12.  Не переутомляйте ребенка, особенно в выходные.
  13.  Если вы решили отучить ребенка от вредной привычки, лучше всего это сделать после полной адаптации ребенка.

Признаки окончания адаптации.

Окончанием адаптационного периода принято считать момент, когда на смену отрица­тельным эмоциям приходят положитель­ные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

1)  при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

2) ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

3)малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые иг­рушки;

4) ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него по­являются новые достижения, которым он научился в саду;

5) нормализуется сон, как в детском саду, так и дома;

6) восстанавливается аппетит;

7) ребенок с удовольствием рассказывает о детском саде.

        Наступает новая жизнь, когда ребенок впервые выходит в мир. И начинается большая      жизнь, обычно с детского сада.

Как избежать конфликтов в общении с ребенком.

        У многих родителей возникает проблема общения с собственным ребенком. Возникают вопросы, как донести до ребенка свои чувства и переживания, что делать, если ребенок делает все на оборот, не слышит вас, или не хочет слушать? Ю.Б. Гиппенрейтер, в своей книге «Чувства и конфликты» подробно рассказывает о поведении в подобных ситуациях.
            Вот несколько основных правил:
1. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
2. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, сообщайте только о своих переживаниях, а не о его поступках.
3. Важна также искренность. Когда мы искренне в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих.

        Иногда, нужно просто выслушать ребенка и постараться встать на его место, попытаться понять то, что кажется для него значимым, а для нас, взрослых кажется ничтожным и не имеющим ценности.
Некоторые родители бояться признаться в своих чувствах, и копят постепенно обиды и переживания, обвиняя в этом детей. Это неправильно. Надо найти в себе смелость и признаться, что взрослые не совершенны, они могут бояться, испытывать чувства обиды, быть незащищенными. Например, девочка 6-ти лет просит у мамы купить ей очередную мягкую игрушку, настаивает, плачет, кричит. Мама грустно сказала, что очень расстроена, как она не любит крики, и вспоминает, как в детстве у нее не было столько игрушек, сколько имеет ее дочь, а заветная мечта иметь плюшевого медвежонка, так и не стала явью. Слова были сказаны настолько искренне, что девочка сразу прекратила плакать, обняла маму и сказала: «Мамочка, купи лучше ты себе медвежонка, я обойдусь. Тебе он нужнее, чем мне, я хочу, чтобы ты стала счастливой».
        В данной ситуации слова были сказаны искренне, и девочка поняла грань между искренней мечтой и очередным собственным капризом. Между матерью и дочерью наладился эмоциональный контакт, вместо цепочки нравоучений, мать нашла в себе силы рассказать о своих чувствах.
    Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и они тоже могут довериться. А если ребенок доверяет взрослому, то многих конфликтных ситуаций можно будет избежать, наслаждаясь взаимопониманием и искренностью общения.

 

Методы построения коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста

 

 

 

«Быть готовым к школе - не значит     уметь читать, писать считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

                                 Л.А. Венгер

Старший дошкольный возраст детей связан с готовностью к школе, которая бывает личностно-социальной, интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой. Приоритетным направлением работы по познавательной сфере с детьми 6-7 лет в 2013-2014 году была выбрана интеллектуальная готовность к школе, и свою систему работы я бы хотела показать на примере индивидуальной работы.

Диагностическое обследование в рамках городского мониторинга проводилось по программе Натальи и Михаила Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения», которая включает следующие задания:

  1. «Продолжи узор» - оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание, как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать в режиме фронтальной инструкции.
  2. «Сосчитай и сравни» - оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше - меньше» в ситуации конфликтного» расположения элементов.
  3. «Слова» - оценка сформированности у ребенка звукового звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух! Сформированность графической деятельность (в частности написания графем, произвольная регуляция собственной деятельности).
  4. «Шифровка» - выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности). Возможностей переключения и распределения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
  5. «Рисунок человека» - общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

          По результатам данного обследования высокий уровень готовности детей к началу школьного обучения составил 7%, хороший уровень – 30%, средний уровень – 30% и низкий – 33%.

        Основные трудности у детей вызвало выполнение заданий, связанных с графическими навыками, вниманием и звуковым анализом слов.

        Коррекционно-развивающая работа с детьми проводилась по программе Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе». В программу были также включены игры упражнения на развитие графических навыков, внимания и звукового анализа слов, основываясь на выявленных проблемных зонах.

    Графические навыки можно развить с помощью таких упражнений, как «Выложи по образцу», «Помоги рыбкам добраться до домиков», «Обведи по точкам» и т.д.

      На занятиях использовались игры: «Дорисуй рисунок», «Чего не хватает?», «Найди отличия», «Путаница».

      Игры на развитие звукового анализа слов: «Звуковые дорожки», «Разноцветные мячики», «Красный, синий», «Хлопни столько раз, сколько звуков в слове».

    На занятиях применялся личностный подход, ориентированный на ребенка. Например, девочка, мечтающая о щенке, была рада найти и раскрасить среди линий и фрагментов контур собаки.

       Система работы строилась не только с детьми, но и с педагогами и родителями. С педагогами проводились групповые консультации и просветительские встречи, причем на консультацию по сообщению результатов, и построения индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов сопровождения детей приглашалось сразу два педагога. Это помогало сразу определить цели их работы.

       С родителями проводились круглые столы, где можно было всем вместе обсудить  выявленные проблемы и пути их решения, индивидуальные и групповые консультации. В помощь родителям были разработаны памятки, оформленные в виде буклетов, где в доступной форме приводились примеры игр и упражнений, которые они могли проводить с ребенком в домашних условиях. В них также рассказывалось, как дома играть с ребенком, что такое готовность к школе и ее виды, как помочь ребенку приобрести навыки, необходимые ему в школе.

     Только та работа будет эффективной, которая проводится в системе, и в которую будут включены все субъекты образовательного процесса, дети, педагоги и родители. Благодаря этому ребенок сможет не только легко адаптироваться к школе, но и стать успешным во всех аспектах первоклассником, готовому учиться и становиться всесторонне развитой личностью.

      

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
Tuesday the 18th. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov