Застенчивый и тревожный ребенок
- Подробности
- Категория: Методические материалы Новиковой
- Опубликовано 01.11.2013 09:40
- Автор: Бабкина Ольга Геннадиевна
- Просмотров: 2949
Застенчивый и тревожный ребенок
Почему одни дети общительные, смелые, а другие - стеснительные, робкие, нерешительные? Если вы родитель тревожного и застенчивого ребенка и задаетесь подобным вопросом, то это статья для вас.
Прежде всего, родителям надо иметь ввиду, что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков.
Кроме того, одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях - как недостаток. Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость.
К тому же, застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Родители должны помочь им раскрыть свои таланты. И не нужно завидовать родителям сорванцов, у них свои, не менее серьезные проблемы с детьми.
Стеснительность, тревожность, застенчивость, нерешительность - все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента - сдержанностью и в большинстве случае связаны с низкой самооценкой.
Сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери. Согласно исследованиям, около 20 % здоровых малышей легко возбуждаются от незнакомого окружения и потом тяжело успокаиваются. Большая часть из них в последствии становятся несмелыми, осторожными детьми.
На формирование повышенной тревожности и застенчивости, помимо природой заданного темперамента, могут влиять также следующие факторы:
- ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность;
- излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;
- завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто является причиной его проблем в дальнейшей, взрослой жизни.
Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным во многом зависит от вас.
Работа по повышению самооценки является одной из важнейших составляющих коррекционной работы с тревожными и неуверенными в себе детьми.
Придерживайтесь следующих правил при воспитании вашего ребенка:
1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача - верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и "заразился" вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.
2. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться. Если задаете ему вопрос, то давайте необходимое для подготовки ответа время; старайтесь не повторять вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение он будет воспринимать как новый стимул.
3. Не заставляйте ребенка "быть смелым". Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами "здесь нет ничего страшного" бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?
4. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!
5. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие в душу ребенка.
6. Повышенная требовательность родителей - опасна. Излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов.
7. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Например, можно устраивать дома праздники для детей и приглашать на них одноклассников малыша, или устраивать совместные с друзьями ребенка выезды на природу, ходит в походы. Здесь, в комфортной для себя обстановке, когда рядом мама и папа, застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.
8. Тревожные дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности. Одновременно им очень трудно самим оценить итоги своего труда, они не могут сами решить, правильно или неправильно они сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Негативные оценки значимых взрослых оказывают сильное травмирующее влияние на ранимую психику таких детишек.
Если родители могут учитывать этот важный момент и не осуждать своих детей за ошибки, то поступление в школу резко усложняет ситуацию. Количество вербализованных и невербализованных оценок резко возрастает, и не всегда эти оценки бывают положительными.
Нужно сказать о первостепенной роли учителя для первоклассника, так как именно он оказывается для ребенка наиболее значимой и вместе с тем наиболее травмирующей фигурой, поскольку именно от учителя исходит отрицательная оценка. Поэтому в случае необходимости можно рекомендовать родителям сходить в школу и поговорить с учителем. Как известно, улучшения положения ребенка в начальном классе можно добиться простым изменением отношения к нему учителя.
9. Не надо бояться, что, отгораживая ребенка от негативного опыта и создавая ему комфортные условия для развития, вы вырастите "тепличного" человека, совершенно не приспособленного с суровой реальности. Конечно, повышенная гиперопека только навредит. Не нужно "подставлять руки" на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя.
Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов.
Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.
Готовность к школе
- Подробности
- Категория: Методические материалы Новиковой
- Опубликовано 01.11.2013 09:36
- Автор: Бабкина Ольга Геннадиевна
- Просмотров: 2709
Готовность к школе
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:
1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться с взрослым собеседником.
Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.
Сенсорное развитие ребенка от 1-3 лет
- Подробности
- Категория: Методические материалы Новиковой
- Опубликовано 01.11.2013 08:15
- Автор: Бабкина Ольга Геннадиевна
- Просмотров: 4825

Сенсорное развитие ребенка от 1 года до 3 лет
Давайте проверим за 5 минут ваш личный уровень сенсорного развития с помощью следующих упражнений:
- Назовите 25 оттенков цветов.
- Охарактеризуйте словами падение с небольшой высоты листа клена и морской гальки на вашу руку.
- Сравните между собой шерсть персидского кота и собаки лайки. Опишите свои ощущения.
- Опишите словами, как пахнет спелая дыня.
- Возьмите в руки пакетик, в котором находятся 3 морковки. Сколько весит пакет с морковкой? Сравните с реальным весом, используя весы.
Если вам удалось сходу выполнить все задания, у вас замечательный уровень сенсорного развития. А ребенку всему этому нужно учиться.
Попробуем вспомнить, что такое сенсорное развитие? Это чувственное восприятие мира посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Если совсем по-простому, то ребенок после такого развития может словами, жестами объяснить свои чувства в отношении увиденного, услышанного, потроганного или понюханного им предмета. Кстати, если вы серьезно планируете заняться сенсорным развитием, очень важно разобраться в его направлениях. О них мы поговорим чуть позже.
Меня всегда занимал вопрос, зачем ребенку нужна помощь в сенсорном развитии, какие-то специальные программы. Ведь он итак активно исследует с пеленок окружающий мир, пробует все на вкус, нюхает, трогает ручками и ножками предметы, сравнивает их по форме, цвету и размерам.
Цель программы – дать некую систему сенсорного развития и возможность проконтролировать результаты обучения ребенка. Иными словами после комплекса занятий любой человек может протестировать ребенка на сенсорные знания и умения.
Одним из средств для сенсорного развития детей является игрушка. Для того, чтобы она принесла пользу в развитии малыша, нужны хорошие игры или задания с ней, подходящие для конкретного возраста и характера ребенка. Но увы, подобного на полках магазинов игрушек встретить пока невозможно. Примеры некоторых полезных игрушек и игр с ними мы включили в программу сенсорного развития ребенка. Сразу стоит оговориться, что здесь рассматривается примерный вариант занятий и игр, в том числе и с игрушками. Самое важное в программе – это выполнение задач сенсорного развития ребенка.
Обязательное условие занятий по программе – время игры ребенка не должно превышать 15 минут, количество занятий для развития одного, максимум трех сенсорных навыков – 10.
Сенсорное развитие ребенка от 1 года до 3 лет подразумевает несколько направлений:
- тактильное восприятие
- вибрационные ощущения
- восприятие формы, величины, цвета
- зрительное восприятие
- слуховое восприятие
- кинестетическое развитие - это ощущения положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий в процессе движения и вне его
- кинетическое развитие – это невербальные проявления в процессе общения, к которым относятся мимика (движения мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм), пространственный рисунок (выразительность, сила проявления чувств, переживаний)
- вкусовые качества
- барические ощущения (ощущение веса)
- восприятие пространственных и временных отношений
Развитие зрительного и тактильного восприятия, восприятия формы, величины.
Играем с пирамидками, сортировщиками, рамками-вкладышами, волшебным мешочком на запоминание текстуры.
Ребенок учится:
- Снимать и нанизывать на стержень кольца разного размера.
- Вынимать и вкладывать предметы различной величины.
- Группировать предметы по форме, величине (устанавливать их тождество).
- Определять текстуру различных материалов, ощупывая и рассматривая образцы.
- Узнавать на ощупь шероховатую, гладкую, мягкую и мохнатую текстуры.
- Подбирать к 2-м – 3-м образцам различной текстуры такие же по качеству материала предметы.
Адаптация ребенка к детскому саду
- Подробности
- Категория: Методические материалы Новиковой
- Опубликовано 13.08.2013 18:58
- Автор: Денисова Дарья Алексеевна
- Просмотров: 2890
Адаптация- это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:
-физиологическом,
- социальном,
- психологическом.
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду. Чёткий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного - все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, что может сопровождаться расстройством сна, аппетита, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто начинает болеть. Процесс привыкания ребёнка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма.
Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.
Степени адаптации ребёнка к детскому саду.
Различают три степени адаптации:
-лёгкую
-среднюю
-тяжелую
При легкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям.
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть не устойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжёлая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, подавленность, напряженность).
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.
1. Возраст (труднее от 10-11 месяцев до полутора лет)
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться с взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ.
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребёнка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.
Трудности адаптации первоклассников к школе
- Подробности
- Категория: Методические материалы Новиковой
- Опубликовано 24.06.2013 19:05
- Автор: Денисова Дарья Алексеевна
- Просмотров: 3469
Трудности адаптации первоклассников
к школе.
Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно.
Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения.
Что же происходит?
Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.
Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат — не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.
Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.
«Физиологические условия адаптации ребенка к школе».
-
Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
-
Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.
-
Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
-
Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
-
Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
-
Организация правильного питания ребенка.
-
Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
-
Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.
Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе».
-
Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
-
Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
-
Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.
-
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
-
Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
-
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
-
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
-
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
-
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
-
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
-
Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Конспект занятия по формированию межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
- Подробности
- Категория: Методические материалы Новиковой
- Опубликовано 26.04.2013 19:19
- Автор: Бабкина О.Г.
- Просмотров: 7478
Конспект занятия по формированию межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Время проведения занятия – 25-30 минут.
Знакомство с осетинской национальностью.
1. Приветствие «Солнышко»
Психолог: Придумано кем-то и просто, и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- «Здравствуйте!» - скажем, солнцу и птицам,
- «Здравствуйте» - милым улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе «Здравствуйте» слышно и вечером.
Психолог протягивает вперед руки ладонями вверх и предлагает всем опустить ладошки на его руки по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!» Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг.
2. Сюрпризный момент.
Входит ребенок в национальном костюме, здоровается, говорит комплимент. В ответ психолог предлагает провести игру комплименты.
3. Игра «Комплименты».
Правило - не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг другу, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают цветок из рук в руки. Принимающий, говорит: «Спасибо, мне очень приятно».
Далее следует краткий рассказ психолога об этой стране, о ее традициях.
Природа Осетии неописуемо великолепна. Величественные горы, покрытые вечными снегами, горные реки, завораживающие водопады, глубокие ущелья, зеленые долины, ледники, спускающиеся прямо к заповедным лесам, неповторимые по своей красоте альпийские луга, звенящие хрустальной чистотой стремительные родники – все это создает удивительную по красоте картину.
Народ этой страны с древних времен отличался смелостью, честностью, отвагой и уважением к старшему поколению. Осетины очень чтят традиции своего народа. Мужчина всегда был добытчиком, защитником семьи. А женщины занимались ведением домашнего хозяйства.
4. Рассказ ребенка
Ребенок рассказывает о национальной игре, ее правилах особенностях. Далее следует рассказ о традиционных играх, в которые представители данной национальности играли с древних времен.
Для жизни в горах необходимы были сила, ловкость, бесстрашие. Всему этому осетинские дети учились сызмала. Они проводили много времени на свежем воздухе, учились бегать, прыгать, лазать по деревьям, каменным оградам, канатам.
В условиях бездорожья, обилия горных речек и ручейков важно было пройти по тонкому бревну, перепрыгнуть с шестом через ручей и ледяную трещину.
Забавой для мальчиков было поднятие тяжестей, для чего нередко служили тыквы разной величины. Юноши чаще всего тренировались в поднятии камней. Некоторые камни сейчас в народе называют именами тех богатырей, которые в давние времена перенесли их на новое место. Отдельные силачи поднимали на состязаниях быков и лошадей. В Осетии говорили: «Конь – крылья мужчины». С 5-6 лет мальчики пытались удержаться на настоящем коне, а с 12-15 участвовали в скачках, которые устраивали во время свадеб, общинных праздников, приема почетных гостей.
Девочки меньше времени могли уделять играм. Уже с 6-8 лет они становились помощницами матери и учились готовить, наводить чистоту в доме, обрабатывать шерсть, вязать, шить, вышивать, тикать сукно и т.д. Кроме того, девушка должна была уметь нарядно одеться, красиво танцевать, принять гостей в соответствии с традициями, знать и соблюдать обычаи.
Осетинские народные игры: «Борьба за флажки», «Лук и стрелы», «Чепена», «Жмурки», «Жмурки-носильщики», «Метание с плеча», «Журавли-журавли», «Чепена».
5. Национальная игра (Осетия) «Журавли-журавли»
В игре вожак журавлиной стаи поет или говорит речитативом следующие слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой». Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает шаги по темпу песни. «Журавли-журавли, извивайтесь как змея». Вереница ребят начинает делать плавные зигзаги. Вожак дальше поет: «Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т.д.
Правила игры. Упражнения выполняются во все возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.
Осетинская национальная игра «Чепена». Чепена в переводе на русский язык означает традиционный обрядный танец, сопровождающийся песнопениями.
Дети стоят по кругу. Считалкой выбирается чепена. Он становится в круг и начинает игру словами:
- Левой ногой, чепена.
Подпрыгивает на левой ноге.
- Гой, гой, чепена.
Отзываются дети и повторяют движения водящего.
- Правой ногой, чепена.
- Гой, гой, чепена.
Дети повторяют то же.
- Пойдем вперед, чепена.
- Гой, гой, чепена.
Идет вперед, подняв вверх руки.
- Пойдем назад, чепена.
- Гой, гой, чепена.
Мелкими шагами идет назад с опущенными руками.
- Все мы спляшем, чепена.
Начинается танец.
- Кругом, кругом, чепена.
Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.
Игра проводится в сопровождении любой народной мелодии, от которой зависит темп игры. В качестве атрибутов используются элементы осетинского национального костюма.
Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом.
После подвижных игр психолог предлагает отдохнуть и выполнить упражнение «Прекрасный сад».
6. Упражнение «Прекрасный сад»
Описание упражнения
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.
Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение
Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении таких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.
7. Рефлексия
Далее проводиться обсуждение с детьми обсуждение занятия.
8. Затем проводится ритуал прощания «Солнышко», дети кладут руки ладошками на руку ведущему и произносят « До новых встреч!».

