Консультация для педагогов "Технология ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ДОУ"

Печать
Категория: Консультации для педагогов
Дата публикации Автор: Резякова Н.С.

В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.

Цель — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи:

üобучать элементарному планированию;

üформировать навыки сбора и обработки информации, материалов;

üразвивать творческие способности;

üформировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

üв основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

üобязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых;

üразвитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

В дошкольном учреждении могут быть:

1. Информационные проекты

— направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;

— структура информационного проекта: получение и обработка информации, получение результата, презентация.

2. Исследовательские проекты

— осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

3. Ролевые проекты

— это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы.

4. Творческие проекты

— как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;

— творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т.д.)

Деятельность педагога:

  • На 1 этапе — определяет тему, осуществляет планирование, организует предметно-развивающую среду, информирует родителей, изучает литературу.
  • В процессе совместной деятельности с воспитанниками формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта; погружает в игровую (сюжетную), проблемную ситуацию.
  • На 2 этапе- помогает распределиться на группы; помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность (с чего начать). Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей
  • На 3 этапе – осуществляет практическую помощь детям, создает условия и мотивирует детей. Осуществляет контроль и координацию проекта. Фиксирует результаты поиска информации и т.д.
  • На 4 этапе — подготовка к презентации. Презентация (защита проекта), оценка.

Деятельность дошкольников:

  • На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.
  • На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.
  • На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков
  • На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности

Структура образовательного проекта:

— название проекта;

— авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта;

— общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты;

— этапы проведения проекта;

— результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Результатами проектной деятельности могут быть:

— Выставка, газета, журнал.

— Костюм, модель, коллекция.

— Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.

— Экскурсия, поход, путешествие.

— Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

— Спектакль, праздник, видеофильм.

При организации проектной деятельности дошкольников полезно учитывать их возраст.

Дети 3-5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Дети 5-6 лет.

К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Дети 6–7 лет.

Увеличивается доля самостоятельной деятельности детей.

Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Несмотря на различный возраст детей, специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Резякова Н.С., воспитатель МБОУ «ЦО № 22 – Лицей искусств»

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 Консультация для педагогов "Технология ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ДОУ". МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2013. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика