Консультация для педагогов "Технология ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ДОУ"
- Подробности
- Категория: Консультации для педагогов
- Опубликовано 17.09.2018 11:23
- Автор: Резякова Н.С.
- Просмотров: 648
В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.
Цель — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи:
üобучать элементарному планированию;
üформировать навыки сбора и обработки информации, материалов;
üразвивать творческие способности;
üформировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
üв основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
üобязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых;
üразвитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
В дошкольном учреждении могут быть:
1. Информационные проекты
— направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
— структура информационного проекта: получение и обработка информации, получение результата, презентация.
2. Исследовательские проекты
— осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
3. Ролевые проекты
— это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы.
4. Творческие проекты
— как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
— творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т.д.)
Деятельность педагога:
- На 1 этапе — определяет тему, осуществляет планирование, организует предметно-развивающую среду, информирует родителей, изучает литературу.
- В процессе совместной деятельности с воспитанниками формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта; погружает в игровую (сюжетную), проблемную ситуацию.
- На 2 этапе- помогает распределиться на группы; помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность (с чего начать). Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей
- На 3 этапе – осуществляет практическую помощь детям, создает условия и мотивирует детей. Осуществляет контроль и координацию проекта. Фиксирует результаты поиска информации и т.д.
- На 4 этапе — подготовка к презентации. Презентация (защита проекта), оценка.
Деятельность дошкольников:
- На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.
- На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.
- На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков
- На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности
Структура образовательного проекта:
— название проекта;
— авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта;
— общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты;
— этапы проведения проекта;
— результаты проекта, их оценка, призы и награды.
Результатами проектной деятельности могут быть:
— Выставка, газета, журнал.
— Костюм, модель, коллекция.
— Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.
— Экскурсия, поход, путешествие.
— Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
— Спектакль, праздник, видеофильм.
При организации проектной деятельности дошкольников полезно учитывать их возраст.
Дети 3-5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Дети 5-6 лет.
К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Дети 6–7 лет.
Увеличивается доля самостоятельной деятельности детей.
Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Несмотря на различный возраст детей, специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Резякова Н.С., воспитатель МБОУ «ЦО № 22 – Лицей искусств»
Экологические сказки
- Подробности
- Категория: Консультации для педагогов
- Опубликовано 14.11.2017 10:15
- Автор: Резякова Н.С.
- Просмотров: 54826
Экологические сказки о растениях
- Почему у земли платье зеленое А. Лопатина
- Кто землю украшает А. Лопатина
- Могучая травинка М. Скребцова
- История одной Елочки (Экологическая сказка)
- Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка)
Экологические сказки о воде
- История одной Капли (грустная сказка о воде)
- Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)
- Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)
- История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)
- Все живое нуждается в воде (Экологическая сказка)
- Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (Экологическая сказка)
Экологические сказки о мусоре
- Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка)
- Маша и Медведь (Экологическая сказка)
- Нет места мусору (Экологическая сказка)
- Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка)
Экологические сказки о грибах
- Благородный гриб М. Малышев
- Храбрый опенок Э. Шим
- Война грибов
- Знакомство с грибами А. Лопатина
- Грибная аптека А. Лопатина
- Две сказки Н. Павлова
- По грибы Н. Сладков
- Мухомор Н. Сладков
- Соперница О. Чистяковский
Консультация для педагогов Методика разработки классических и нестандартных НОД
- Подробности
- Категория: Консультации для педагогов
- Опубликовано 10.02.2017 12:07
- Автор: Резякова Наталья Сергеевна, воспитатель
- Просмотров: 1153
Методика разработки классических и нестандартных НОД
Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.
Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности.
Занятие- это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Следует выделить основныепризнаки занятия:
• занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;
• по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);
• занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная деятельность);
• занятие может быть традиционным и нетрадиционным
Классические занятия и их классификациям
Классификацию традиционных занятий логично осуществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомендации к современным программам, нецелесообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового материала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторение, закрепление и расширение представлений детей.
Виды нестандартных занятий
Виды нетрадиционных занятий.
• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)
• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
• Занятия-путешествия.
• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
• Занятия-фантазии.
• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).
• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы:что? где? когда?).
Акция «Поможем зимующим птицам», группа "Непоседы"
- Подробности
- Категория: Консультации для педагогов
- Опубликовано 09.02.2017 10:29
- Автор: Резякова Наталья Сергеевна, воспитатель
- Просмотров: 1025
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Образовательные области: познавательное, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие.
Вид деятельности: проектная.
Возрастная группа: младшая 2-4 года
Тема проекта: «Покормите птиц зимой»
Цель проекта: Закрепить представления младших дошкольников о зимующих птицах края (их образе жизни и его связи с сезонными изменениями в природе, роли человека в жизни птиц)
Задачи:
Обучающие: Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах, питания, расширить кругозор детей и словарный запас.
Развивающие: Развивать интерес к зимующим птицам, продолжать работу над развитием творческих способностей детей. Развивать познавательный интерес к наблюдению за зимующими птицами.
Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах.
Вызвать у родителей желание оказания помощи зимующим птицам в городе, принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек.