Консультация для педагогов "Технология ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ДОУ"

В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.

Цель — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи:

üобучать элементарному планированию;

üформировать навыки сбора и обработки информации, материалов;

üразвивать творческие способности;

üформировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

üв основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

üобязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых;

üразвитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

В дошкольном учреждении могут быть:

1. Информационные проекты

— направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;

— структура информационного проекта: получение и обработка информации, получение результата, презентация.

2. Исследовательские проекты

— осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

3. Ролевые проекты

— это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы.

4. Творческие проекты

— как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;

— творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т.д.)

Деятельность педагога:

  • На 1 этапе — определяет тему, осуществляет планирование, организует предметно-развивающую среду, информирует родителей, изучает литературу.
  • В процессе совместной деятельности с воспитанниками формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта; погружает в игровую (сюжетную), проблемную ситуацию.
  • На 2 этапе- помогает распределиться на группы; помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность (с чего начать). Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей
  • На 3 этапе – осуществляет практическую помощь детям, создает условия и мотивирует детей. Осуществляет контроль и координацию проекта. Фиксирует результаты поиска информации и т.д.
  • На 4 этапе — подготовка к презентации. Презентация (защита проекта), оценка.

Деятельность дошкольников:

  • На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.
  • На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.
  • На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков
  • На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности

Структура образовательного проекта:

— название проекта;

— авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта;

— общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты;

— этапы проведения проекта;

— результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Результатами проектной деятельности могут быть:

— Выставка, газета, журнал.

— Костюм, модель, коллекция.

— Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.

— Экскурсия, поход, путешествие.

— Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

— Спектакль, праздник, видеофильм.

При организации проектной деятельности дошкольников полезно учитывать их возраст.

Дети 3-5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Дети 5-6 лет.

К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Дети 6–7 лет.

Увеличивается доля самостоятельной деятельности детей.

Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Несмотря на различный возраст детей, специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Резякова Н.С., воспитатель МБОУ «ЦО № 22 – Лицей искусств»

Экологические сказки

Экологические сказки о растениях

- Почему у земли платье зеленое А. Лопатина

- Кто землю украшает А. Лопатина

- Могучая травинка М. Скребцова

- История одной Елочки (Экологическая сказка)

- Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка)

Экологические сказки о воде

- История одной Капли (грустная сказка о воде)

- Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)

- Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

- История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

- Все живое нуждается в воде (Экологическая сказка)

- Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (Экологическая сказка)

Экологические сказки о мусоре

- Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка)

- Маша и Медведь (Экологическая сказка)

- Нет места мусору (Экологическая сказка)

- Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка)

Экологические сказки о грибах

- Благородный гриб М. Малышев

- Храбрый опенок Э. Шим

- Война грибов

- Знакомство с грибами А. Лопатина

- Грибная аптека А. Лопатина

- Две сказки Н. Павлова

- По грибы Н. Сладков

- Мухомор Н. Сладков

- Соперница О. Чистяковский

Консультация для педагогов Методика разработки классических и нестандартных НОД

Методика разработки классических и нестандартных НОД

Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности.

Занятие- это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его струк­турные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Следует выделить основныепризнаки занятия:

• занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;

• по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

• занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: разви­тие речи + изобразительная деятельность);

•  занятие может быть традиционным и нетрадиционным

         Классические занятия и их классификациям

         Классификацию традиционных занятий логично осу­ществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомен­дации к современным программам, нецеле­сообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового мате­риала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторе­ние, закрепление и расширение представлений детей.

Виды нестандартных занятий

Виды нетрадиционных занятий.

• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревно­вания между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две под­группы и проводятся как математическая или литературная вик­торина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжет­ную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по гори­зонтали», консультируясь у другого ребенка).

• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Ме­неджер»).

• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская дея­тельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

• Занятия-путешествия.

• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творче­ских рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

• Занятия-фантазии.

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детек­тивной сюжетной линией).

• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чу­дес» для читающих детей).

• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на во­просы:что? где? когда?). 

Акция «Поможем зимующим птицам», группа "Непоседы"

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 

Образовательные области: познавательное, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие.

Вид деятельности: проектная.

Возрастная группа: младшая 2-4 года

Тема проекта: «Покормите птиц зимой»

 Цель проекта: Закрепить представления младших дошкольников о зимующих птицах края (их образе жизни и его связи с сезонными изменениями в природе, роли человека в жизни птиц)

Задачи:

Обучающие: Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах, питания, расширить кругозор детей и словарный запас.

Развивающие: Развивать интерес к зимующим птицам, продолжать работу над развитием творческих способностей детей. Развивать познавательный интерес к наблюдению за зимующими птицами.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах.

Вызвать у родителей желание оказания помощи зимующим птицам в городе, принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек.

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 Опыт работы Резяковой Натальи Сергеевны. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2013. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика