Дидактическая игра "Собери урожай"

Дидактическая игра

«Собери урожай»

Цель: Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.

2.Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать умение разделять слово на слоги;

Коррекционно-развивающие:

- закреплять правильное произношение звуков в словах, предложениях;

- развивать фонематический слух;

- обогащать словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать усидчивость;

- совершенствовать умение слушать и слышать педагога;

Ход игры: предлагаем детям вспомнить названия овощей, разделить их на слоги и положить в соответствующую корзинку.

_урожай.jpg

Успешное обучение грамоте

«Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»

               Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

             Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует развивать:

  • фонематическое восприятие (т.е. различать звуки родного языка).
  • Различать гласные – согласные звуки, звонкие-глухие, твердые-мягкие звуки.
  • Уметь определять позицию и количество звуков в слове.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

  • наша речь состоит из предложений.
  • предложение - это законченная мысль.
  • предложения состоят из слов.
  • слова состоят из звуков.
  • звук - это то, что мы слышим и произносим.
  • буква - это то, что мы видим и пишем.
  • звук на письме обозначается буквой.
  • звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше - ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Основная работа по подготовке к обучению грамоте с детьми 4-5 лет?

Помогаем ребёнку овладеть начальными навыками звукового анализа слова:

  • самостоятельно произносить слова,
  • интонационно подчеркивая в них первый звук;
  • узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем — по представлению);
  • различать на слух гласные и согласные звуки;
  • развивать навыки деления слов на слоги на основе выделения гласных звуков.

Специальные упражнения для выполнения дома:
«Чудо-звуки»
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, пение птиц, голоса животных. Обсудите звуки - какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие кажутся знакомыми. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары.
«Слушай, пробуй, как звучит»
Исследуйте звуковую природу предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать. А ребенок должен угадывать, что и как звучало.
«Угадай, что звучало»
Проанализируйте с детьми бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, перелистывание страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми словами, постепенно нужно приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного до семи.
«Где позвонили»
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы в стороне от него тихо звените, шумите. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно задать вопросы: где звенит? Слева? Справа от тебя? Впереди, сзади? И еще более веселый вариант всем хорошо известный - «Жмурки»: ребенок с закрытыми глазами в роли водящего.
«Отработка ритмических рисунков».
Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры могут быть разными: ребенок выполняет ритмический рисунок правой, левой рукой, обеими руками одновременно, поочередно (хлопки или удары); воспроизводит тот же рисунок ногами; придумывает свои ритмические рисунки.
«Камертон»
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог-один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.
«Исправь ошибку в предложении»
Русская красавится своей коЗою славиться.
На поляне весной вырос зуб молодой. И т.д.

Роль семьи в развитии речи ребенка

 

Роль семьи в развитии речи ребенка

Достаточно часто приходится слышать от родителей: «Почему мой ребенок нечетко говорит?»

«Каша во рту» может быть результатом нарушений:

 в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы это предупредить, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу.

 Так же искажённое звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. И тут уже необходима консультация учителя-логопеда и психоневролога.

 Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечить.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи. Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Так же вредно нагружать его сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова. Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звукослоговому составу. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Некоторые нарушения детской речи, возможно скорректировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков, возможно исправить и в домашних условиях. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но подчас делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки. Очень часто дети задают нам разные вопросы. Порой на них трудно сразу найти правильный ответ. Но отмахиваться от вопросов ребенка не стоит. В этом случае можно пообещать дать ответ позже, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), за это время вы сможете подготовиться к рассказу. Тогда ребенок получит правильную информацию, увидит, в лице родителей, интересного для себя собеседника и будет стремиться к общению. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Примером создания такой обстановки может послужить полный или хотя бы частичный отказ от просмотра телефильмов и телепередач в присутствии ребенка, исключение, пожалуй, может составлять детская передача «Спокойной ночи малыши» и только в качестве подготовки ко сну. И как замечают сами родители, общение с ребенком становится более длительным, осознанным и наполненным развивающими играми, занятиями, совместным творчеством.

Рекомендации учителя-логопеда на летний период (25)

Родители дошколят с проблемами речи хотят, чтобы у детей была не только хорошая дикция, но и... чудесное лето!!! Домашнее задание на лето рекомендую веселые, так что, если вы будете выполнять его вместе с ребенком, - точно не соскучитесь!

Рекомендации учителя-логопеда на летний период

 

 

Уважаемые родители!

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.     Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.    

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок пходит с прежними речевыми проблемами.

За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные? Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!    Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).    Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.    Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д.-это развивает слуховое внимание.  

  Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.  

Игры на кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства продуктов :горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д., закрепляя цвет, форму, размер, вкус предметов. Задавайте ребёнку соответствующие вопросы: «Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др. Называйте свои действия :«перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.Показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял за вами слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.   

Игры на даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые»,  «Ягоды», «Сезонные работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где растут ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.    Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.).

На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Чтобы ребёнку было легче и интереснее заучивать стишки ,зарисуйте их вместе.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.    Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.

Обязательно играйте!

Играем в речевые игры:

Скажи наоборот (большой – маленький);

Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);

Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего, воображение;

Птицы и животные их детеныши (дикие и домашние).

Семья животных ( мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК);

Один – много (шар – шары, дом – дома);

Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик);

Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный);

Играем, развивая фонематические процессы:

Повтори за мной (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д.);

Назови первый (последний) звук в слове;

Где спрятался звук (какой захотите) - в начале? В середине? В конце? - ищем звук     [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;

Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ? (В слове МИСКА, какой слышится звук [М] твердый или мягкий?).

Развиваем речевое дыхание: Упражнения «Кораблик» Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой. «Игрушки» Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха. «Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол». Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине язычка.

Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч. «Чайник закипел», «Шторм в стакане»

В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит. Не забываем - плечи не поднимать! 

Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в детском саду. Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

Дидактическая игра "Волшебный квадрат"

Дидактическая игра

« Волшебный квадрат»

Цель: закреплять правильное произношение звуков в словах;

- развивать фонематический слух;

- совершенствовать моторику артикуляционного аппарата;

- закрепить понятие право, лево.

-развивать внимание

- развивать ориентировку в пространстве

Ход игры

На столе раскладываются 9 картинок на автоматизируемый звук в форме квадрата.

Детям предлагается назвать картинку, которая находится в правом верхнем углу, посередине слева и т.д. Названные картинки закрываются фишками.

_квадрат.jpg

 

Нейроигра "Извилистые дорожки"

 

Нейроигра « Извилистые дорожки»

 

 

.jpg

 

Цель: закреплять правильное произношение поставленных в слогах, словах, чистоговорках, стихотворениях;

- формировать содружественные движения двумя руками,

- развивать фонематический слух;

- совершенствовать моторику артикуляционного аппарата;

- уметь координировать речь и движение

- закрепить понятие право, лево

-развивать внимание

Ход игры.

Детям предлогается нарисовать одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный звуки, слоги, чистоговорки и стихотворения.

Например:

су-су-су- белка живет в лесу

ло-ло-ло- у белочки дупло

Искала белка дуб с дуплом,

Дупло у белок- это дом.

В занимательной игре закрепляется правильное произношение звуков, а одновременные движения обоих рук активизирует сразу оба полушария, создавая новые нейронные связи. Как следствие, повышается умственная и речевая активность.

 

Интерактивная игра "Весна пришла"

Интерактивная игра

«Весна пришла»

Цель: Автоматизация и дифференциация   поставленных звуков в словах, предложениях.

2.Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- систематизировать знания детей о признаках весны;

- обогащать словарный запас

- формировать грамматический строй речи

Коррекционно-развивающие:

- закреплять правильное произношение звуков в словах, предложениях;

- развивать фонематический слух;

- развивать связную речь, умение грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-воспитательные:

- развивать внимание;

- совершенствовать умение слушать и слышать педагога;

Ход игры:

Проводим с детьми беседу о весне. Вспоминаем зимние месяцы, признаки зимы. Предлагаем детям поиграть на смарт-планшете в интерактивную игру «Весна пришла».

В интерактивную игру включены разные задания-

1.Признаки весны

Детям предлагается выбрать признаки весны и назвать их, используя такие слова, как капель, ледоход, почки, журчание ручейка, греет, светит ит.д

2. Что перепутал художник?

Необходимо найти и назвать картинки, которые не относятся к весенним признакам.

-Художник рисовал весну. Что он перепутал?

-Весной нет сугробов. Нельзя слепить снеговика. Дети не катаются на санках. и т.д.

 

_пришла.jpg

 

3.Перелетные птицы.

Детям нужно назвать перелетных птиц и убрать нажатием на планшет зимующих

-Давайте назовем всех птиц. А потом уберем зимующих птиц.

- Голубь, ласточка, синица, соловей, скворец, грач, ворона

4.Весенние загадки.

-Отгадайте загадки и нажмите, чтоб узнать ответ

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает

Когда это бывает?

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Солнце греет у порога,

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи

Прилетели к нам…

Также с детьми была проведена подвижная игра «Весна»

Вот пришла весна

Очень теплая она

На полях тает снег

Веселиться человек.

Интерактивная игра "На снегу, под снегом"

Интерактивная игра

«На снегу, под снегом»

Цель: Автоматизация и дифференциация   поставленных звуков в словах, предложениях.

2.Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять умение правильного употребления предлогов на и под;

Коррекционно-развивающие:

- закреплять правильное произношение звуков в словах, предложениях;

- совершенствовать умение делить слова на слоги;

- развивать фонематический слух;

- развивать связную речь, умение грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-воспитательные:

- развивать внимание;

- совершенствовать умение слушать и слышать педагога;

Ход игры:

Проводим с детьми беседу о зиме. Вспоминаем зимние месяцы, признаки зимы. Предлагаем детям поиграть на смарт-планшете в интерактивную игру «На снегу, под снегом».

- Нажимай на заснеженную картинку, расскажи, что увидел.

- Под снегом я увидел колесо. На снегу я увидела лису.

Также детям предлагается разделить некоторые слова на слоги.

 

_под_снегом.jpg

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
Tuesday the 18th. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov