здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Печать
Категория: Методические материалы
Дата публикации Автор: Федосова М.А.

Здоровьесберегающие технологии  в работе учителя-логопеда.

Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.

(мастер-класс для воспитателей)

Подготовила : учитель-логопед Федосова М.А.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы достичь более быстрых результатов, когда работаю над постановкой звуков у дошкольников, и, чтобы занятия становились всё более занимательными и увлекательными, применяю такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка

Вот примеры некоторых артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики :

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

Широко открыли ротик

Получился бегемотик.

Закрыли ротик

Отдыхает бегемотик

Четыре пальца сомкнуты с большим пальцем, а затем разомкнуты.

Вышли утром мы во двор

И построили забор

Зубы сомкнуты сейчас

Получилось все у нас.

Четыре пальца сгибаются в области средних фаланг и приподнимаются над большим.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

Наши зубки - гребешок

Причесали язычок

Мы причешем много раз,

Чтоб он гладким был у нас.

Провести пальцами ведущей руки по ладони другой руки до запястья.

Наведем порядок в доме

И поможем маме.

Кисточки возьмем мы в руки,

Все покрасим сами.

Ладонь вверх, пальцы полусогнуты. Двигать пальцами по направлению к запястью.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М.Кольцовой, “мощным средством повышения работоспособности головного мозга”.

Предлагаю еще одну методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.

Примеры кинезиологических упражнений: 

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.