Речь детей пятого года жизни
Речь детей пятого года жизни
На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребёнок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) даёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка).
Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи).
Свои высказывания ребёнок строит из двух -трёх и более простых распространённых предложений.
Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре предложений.
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие всё ещё не могут без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рассказ.
На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. У детей полностью исчезает смягчённое произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, «Л», «Р», «РЬ»; отчётливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у некоторых детей ещё неустойчиво произношение свистящих и шипящих звуков (в одних случаях правильно, в других нет), неотчётливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.
Достаточно развитый речевой слух даёт ребёнку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. У ребёнка удлиняется выдох.
Игры и упражнения для детей от 4 до 5 лет направлены на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха - умения слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из группы других звуков.
На какие недостатки речи следует обращать внимание прежде всего?
v ребенок искажает звуки, то есть «картавит, гнусавит, шепелявит» Межзубное произношение свистящих, боковое произношение щипящих, горловое произнесение «Р», двугубное произношение «Л»- все эти недостатки требуют логопедической помощи, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся.
v Если ребенок в возрасте 4 – 5 лет не произносит звуки к, г или заменяет их на звуки т, д– к логопеду.
v Если ребенок в возрасте 4,5 – 5 лет не произносит звуки ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, ль, й– к логопеду.
После того, как звук поставлен, начинается его автоматизация в словах, фразах, стихотворениях, потешках, загадках, считалках, небольших рассказах, насыщенных данным звуком.