Речь детей пятого года жизни

Печать
Категория: Методические материалы
Дата публикации Автор: Федосова М.А.

Речь детей пятого года жизни

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и назы­вать наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребёнок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) даёт ребёнку воз­можность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста много прилагательных, обо­значающих признаки и качества предметов, отражающих вре­менные и пространственные отношения; начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка).

Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоиме­ния, сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются соби­рательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи).

Свои высказывания ребёнок строит из двух -трёх и более простых распространённых предложений.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре пред­ложений.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологиче­ской речью. Однако многие всё ещё не могут без помощи взрос­лого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рас­сказ.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц ар­тикуляционного аппарата даёт возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артику­ляции сложных звуков. У детей полностью исчезает смягчённое произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, «Л», «Р», «РЬ»; отчётливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у некоторых детей ещё неустойчиво произношение свистящих и ши­пящих звуков (в одних случаях правильно, в других нет), неотчётливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.

Достаточно развитый речевой слух даёт ребёнку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение гром­кости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонацион­ными средствами выразительности. У ребёнка удлиняется выдох.

Игры и упражнения для детей от 4 до 5 лет направлены на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха - умения слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из группы других звуков.1465383630

 

На какие недостатки речи следует обращать внимание прежде всего?

v    ребенок искажает звуки, то есть «картавит, гнусавит, шепелявит» Межзубное произношение свистящих, боковое произношение щипящих, горловое произнесение «Р», двугубное произношение «Л»- все эти недостатки требуют логопедической по­мощи, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся.

v    Если ребенок в возрасте 4 – 5 лет не произносит звуки к, г или заменяет их на звуки т, д– к логопеду.

v    Если ребенок в возрасте 4,5 – 5 лет не произносит звуки ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, ль, й– к логопеду.

После того, как звук поставлен, начинается его автоматизация в словах, фразах, стихотворениях, потешках, загадках, считалках, небольших рассказах, насыщенных данным звуком.

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
Tuesday the 29th. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov