Лего-технологии на логопедических занятиях

Печать
Категория: Методические материалы
Дата публикации Автор: Федосова М.А.

Применение лего-технологий на логопедических занятиях.

Автор-составитель: Федосова М.А.

Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждений. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается: память, внимательность, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, познавательная активность и эмоционально - волевая сфера. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. Лего-конструктор – это универсальный дидактический материал, который можно использовать на любых занятиях.

Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем; формированию грамматической составляющей речи (отрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)
    Вашему вниманию представляю игры с включением Лего-технологий, направленных на коррекцию и развитие различных компонентов речевой деятельности,

 

 

Игра «Приготовь гамбургер»

Цели:

  1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков
  2. Развитие фонематического восприятия
  3. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: конструктор лего дупло "Веселый пикник", предметные картинки.

 

Ход игры

Игрок 1-2 человека называют картинку и за это получают деталь лего. Кто быстрее соберет гамбургер, тот и выиграл.

Логопед: " Перед вами детали лего. Кто правильно назовет картинку, тот получит деталь. Кто первый приготовит гамбургер, тот победил"

 

 

 

Игра «Башенка»

Цели:

  1. Закрепление правильного произношения звука "Р" в словах
  2. Развитие фонематического восприятия
  3. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: предметные картинки на конструкторе лего.

 

Ход игры

Игрок ставит детали лего друг на друга и называет картинку.

          

Игра «Собери урожай»

Цели:

  1. Согласование прилагательных с существительными
  2. Развитие умения согласовывать существительные с числительными ОДИН, ОДНА, ОДНО 
  3. Развитие связной речи, составление описательного  рассказа о фруктах.
  4. Образование относительных прилагательных
  5. Развитие зрительного восприятия
  6. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: конструктор лего, схемы собирания- яблоко, груша, апельсин.

 

 

Ход игры

  • Игроку по предложенной схеме необходимо собрать фрукты.
  • Назвать одним словом.
  • Рассказать про каждый из фрукт "Какой он?".

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша –зеленая, сладкая, сочная, твердая;

Яблоко – красное, сладкое, сочное, круглое;

  • Посчитать.

один апельсин, одна груша, одно яблоко.

 

  • Составить описательный рассказ по предложенной схеме.

Что это?

Какого цвета?

Где растет?

Какой формы

Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

Какой получиться сок?

 

Игра «Найди пару»

Цели:

  1. Закрепление правильного произношения звука "С" в словах
  2. Развитие фонематического восприятия
  3. Закрепление умения употребления слов в родительном падеже
  4. Согласование прилагательных с существительными
  5. Развитие памяти
  6. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: предметные картинки на конструкторе лего.

 

 

Ход игры

  • Детали от конструктора лего выложены на столе картинками вверх. Ребенку предлагается запомнить их, затем картинки переворачиваются. Ребенок должен по памяти собрать картинки, соединив их между собой.

        

  • назвать "Чего много?"
  • назвать "Какого цвета?"

 

Игра «Составь схему»

Цели:

  1. Совершенствование навыков звукового анализа слогов, слов (выделять звуки в слове, давать им характеристику, различать на слух и по артикуляции гласные, твердые и мягкие согласные, продолжать знакомить с условным обозначением гласных, твердых и мягких согласных)
  2. Развитие фонематических представлений
  3. Развитие зрительного восприятия
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: детали лего - синий, красный, зеленый, игровое поле, карточки со слогами, словами.

 

Ход игры

Игрокам 1-2 человека предлагается составить звуковую схему слогов, слов, определить количество звуков в словах, дать им характеристику.

Схемы слогов:

 

Схемы слов:

 

Игра «Путешествие в зоопарк»

Цели:

  1. Обогащение экспрессивной речи приставочными глаголами
  2. Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкторы)
  3. Автоматизация поставленных звуков в словах
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Материал: конструктор лего-дупло "Набор для веселой игры" (10580).

 

Ход игры

Игроку предлагается совершить увлекательное путешествие вместе с Димой в зоопарк. Для этого нужно комментировать действия, совершенные Димой.

Дима из дома.... (вышел), речку по мостику он ...(перешел) и дальше ... (пошел). Дима к дороге.....( подошел), в машину сел и ...(поехал). По дороге... (ехал),в горку ....(въехал), с горки...(съехал), озеро ... (обьехал), кочку... (переехал), и в зоопарк приехал. Кого Дима там увидел?

 

 

Литература:

1. Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с лего конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников/Материалы секции "Актуальные проблемы научных исследователей аспирантов и соискателей МГЛУ, отв. Ред. - Н.М. Чалов-М., 2004

2. Лусс Т.В. Леготерапия/Сост.И.М.Минаев -М. "Сопричастнос3,0ть".- М., 2002.

3.Комарова Л.Г. Строим из LEGO-М., Линка-Пресс, 2001

4.Теремкова Н.Э "Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР, альбом 3/Н.Э. Теремкова. -М.: Издательство "Гном и Д", 2008.

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
Tuesday the 29th. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov