Лего-технологии на логопедических занятиях
Применение лего-технологий на логопедических занятиях.
Автор-составитель: Федосова М.А.
Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждений. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается: память, внимательность, ловкость, умение обобщать и сравнивать предметы, познавательная активность и эмоционально - волевая сфера. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. Лего-конструктор – это универсальный дидактический материал, который можно использовать на любых занятиях.
Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
- развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем; формированию грамматической составляющей речи (отрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
- овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
- формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)
Вашему вниманию представляю игры с включением Лего-технологий, направленных на коррекцию и развитие различных компонентов речевой деятельности,
Игра «Приготовь гамбургер»
Цели:
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков
- Развитие фонематического восприятия
- Развитие мелкой моторики пальцев рук
Материал: конструктор лего дупло "Веселый пикник", предметные картинки.
Ход игры
Игрок 1-2 человека называют картинку и за это получают деталь лего. Кто быстрее соберет гамбургер, тот и выиграл.
Логопед: " Перед вами детали лего. Кто правильно назовет картинку, тот получит деталь. Кто первый приготовит гамбургер, тот победил"
Игра «Башенка»
Цели:
- Закрепление правильного произношения звука "Р" в словах
- Развитие фонематического восприятия
- Развитие мелкой моторики пальцев рук
Материал: предметные картинки на конструкторе лего.
Ход игры
Игрок ставит детали лего друг на друга и называет картинку.
Игра «Собери урожай»
Цели:
- Согласование прилагательных с существительными
- Развитие умения согласовывать существительные с числительными ОДИН, ОДНА, ОДНО
- Развитие связной речи, составление описательного рассказа о фруктах.
- Образование относительных прилагательных
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие мелкой моторики пальцев рук
Материал: конструктор лего, схемы собирания- яблоко, груша, апельсин.
Ход игры
- Игроку по предложенной схеме необходимо собрать фрукты.
- Назвать одним словом.
- Рассказать про каждый из фрукт "Какой он?".
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша –зеленая, сладкая, сочная, твердая;
Яблоко – красное, сладкое, сочное, круглое;
- Посчитать.
один апельсин, одна груша, одно яблоко.
- Составить описательный рассказ по предложенной схеме.
Что это?
Какого цвета?
Где растет?
Какой формы
Какой на вкус?
Что из него можно приготовить?
Какой получиться сок?
Игра «Найди пару»
Цели:
- Закрепление правильного произношения звука "С" в словах
- Развитие фонематического восприятия
- Закрепление умения употребления слов в родительном падеже
- Согласование прилагательных с существительными
- Развитие памяти
- Развитие мелкой моторики пальцев рук
Материал: предметные картинки на конструкторе лего.
Ход игры
- Детали от конструктора лего выложены на столе картинками вверх. Ребенку предлагается запомнить их, затем картинки переворачиваются. Ребенок должен по памяти собрать картинки, соединив их между собой.
- назвать "Чего много?"
- назвать "Какого цвета?"
Игра «Составь схему»
Цели:
- Совершенствование навыков звукового анализа слогов, слов (выделять звуки в слове, давать им характеристику, различать на слух и по артикуляции гласные, твердые и мягкие согласные, продолжать знакомить с условным обозначением гласных, твердых и мягких согласных)
- Развитие фонематических представлений
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие мелкой моторики пальцев рук
Материал: детали лего - синий, красный, зеленый, игровое поле, карточки со слогами, словами.
Ход игры
Игрокам 1-2 человека предлагается составить звуковую схему слогов, слов, определить количество звуков в словах, дать им характеристику.
Схемы слогов:
Схемы слов:
Игра «Путешествие в зоопарк»
Цели:
- Обогащение экспрессивной речи приставочными глаголами
- Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкторы)
- Автоматизация поставленных звуков в словах
- Развитие мелкой моторики пальцев рук
Материал: конструктор лего-дупло "Набор для веселой игры" (10580).
Ход игры
Игроку предлагается совершить увлекательное путешествие вместе с Димой в зоопарк. Для этого нужно комментировать действия, совершенные Димой.
Дима из дома.... (вышел), речку по мостику он ...(перешел) и дальше ... (пошел). Дима к дороге.....( подошел), в машину сел и ...(поехал). По дороге... (ехал),в горку ....(въехал), с горки...(съехал), озеро ... (обьехал), кочку... (переехал), и в зоопарк приехал. Кого Дима там увидел?
Литература:
1. Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с лего конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников/Материалы секции "Актуальные проблемы научных исследователей аспирантов и соискателей МГЛУ, отв. Ред. - Н.М. Чалов-М., 2004
2. Лусс Т.В. Леготерапия/Сост.И.М.Минаев -М. "Сопричастнос3,0ть".- М., 2002.
3.Комарова Л.Г. Строим из LEGO-М., Линка-Пресс, 2001
4.Теремкова Н.Э "Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР, альбом 3/Н.Э. Теремкова. -М.: Издательство "Гном и Д", 2008.