Монтессори педагогика в современном дошкольном образовании.
Монтессори педагогика
в современном дошкольном образовании.
Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием, и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. М. Монтессори открыла некоторые законы детского развития и разработала новый метод обучения детей. На этой основе она создала свои школы, которые были приспособлены для детей, отвечали потребностям детского развития и соответствовали возможностям детского восприятия, что сделало их наиболее эффективными. Нарастающий в наши дни большой интерес к идеям и опыту М. Монтессори глубоко символичен, ведь это связано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка, а также с необходимостью обучения и воспитания подрастающего поколения, способного успешно действовать в гражданском обществе, в непрерывно меняющемся мире. Большая часть ее многочисленных открытий признана современной психологией и физиологией.
Рассмотрим некоторые характерные особенности система Монтессори.Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность! Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное – отсутствие равнодушия: она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную "Педагогическую антропологию", к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не было.
История развития системы М. Монтессори.
Мария Монтессори (1870-1952г. Италия) - выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, педагог и психолог.Семья Марии была строгорелигиозной, где, конечно, никоим образом не предусматривался путь, который она для себя выбрала в дальнейшем. Она всё больше увлекается естествознанием и делает, наконец, свой профессиональный выбор – детский врач. В 1896г. М. Монтессори оканчивает университет и становится первой женщиной - доктором медицины. В тогдашней Италии медицина была привелегией мужской половины. Но упорство Марии опять дало плоды – она стала первой женщиной - врачом. Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи изучала тpуды фpанцузских психиатоpв - Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Она много pаботает с дидактическими матеpиалами Сегена, совеpшенствует и дополняет их. Позднее это станет «золотым материалом» Монтессори. Педагог приходит к выводу, что слабоумие - это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Она создает специальную школу, а затем и медико-педагогический институт для умственно отсталых детей из бедных семей и сирот. Благодаря ее усилиям на состоявшейся в Риме в 1900г. олимпиаде учащихся начальной школы питомцы Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Постепенно у Марии Монтессори кристаллизуется ее педагогическое кредо: воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, которая сдерживается лишь в особых случаях, связанных с опасностью для его жизни.
В 1907г. Монтессори представилась уникальная возможность проверить на практике верность теоретических выводов. Она открывает школу для детей - знаменитый "Дом ребенка" ("CasadeiBambini"). Уже к 1909г. стало ясно, что социально-педагогический эксперимент М. Монтессори оказался успешным. С этого времени ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне. В Дом ребенка стали приезжать педагоги. М. Монтессори тоже начала разъяснять свой метод, для чего много ездила с выступлениями по миру. Появляются ее научные труды и практические советы в таких книгах, как "Метод Монтессори" (1909), "Педагогическая антропология" (1910), "Тайна детства" (1938), "Формирование человека" (1949). В короткий срок она распространила свои идеи по всему миру.
В своей итоговой работе "Разум ребенка" (1952), написанной незадолго до смерти, Монтессори открывает новое направление в педагогике - развитие детей первых трех лет жизни. В противовес господствовавшему снисходительному подходу к "грудничкам" - мол, что с них возьмешь, - педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности. Сущность развития младенца - самообучение, точно соответствующее программе, заложенной в нем природой. Психолого-физиологической основой данного процесса выступает подмеченная М. Монтессори особенность раннего детства, которую она характеризовала как "абсорбирующий разум". По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа, а "в его разуме совершается некий химический процесс".
Жизненный путь Марии Монтессори оборвался в Голландии в 1952г., но ее идеи продолжали шествие по миру. Профессор гарвардского университета Генри Гольмс в своих «критических соображениях» писал: «Мы не преувеличим, если назовем труд г-жи Монтессори замечательным, полным новизны и глубоко ценным. Мы не знаем другого примера педагогической системы, оригинальной уже по своей систематической полноте и практической приложимости». [1,стр.6] Сейчас в мире насчитывается несколько тысяч школ и детских садов Монтессори. Её система нашла признание и в России.
Основные идеи педагогической системы М. Монтессори.
На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори - одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа. Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция ярко проявляется в концепции М. Монтессори. Для нее свобода - это, с одной стороны, биологическая свобода (свобода роста, развития ребенка), а с другой, - свобода выбора. В первом случае, ребенок рассматривается как существо, растущее душой и телом в силу внутреннего импульса, действующего во вселенной и нуждающегося только в неограниченном просторе для последовательного и надлежащего раскрытия своей силы. С этой точки зрения, свобода есть свобода роста, условием которой является устранение всего, что могло бы так или иначе стеснить или ослабить развивающиеся внутренние силы.
"Первым словом" в своей педагогической концепции М. Монтессори считает свободу выбора, которая, по ее мнению, ведет "к достоинству людей". Принцип свободы у М. Монтессори сочетается с идеей воспитания дисциплинированности у детей, поскольку свободу она понимает не как бесконечное, порывистое поведение ребенка, не как действие по капризу или минутному влечению, а свободу воспитанную, упорядоченную и ограниченную интересами окружающих. Монтессори полагала, что любая жизнь есть существование свободной активности, следовательно, развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности.
Исходя из этого, она видела суть воспитания не в формировании педагогами личности ребенка, а в организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Суть метода, предложенного Монтессори, заключается в том, чтобы "принудить" ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Свободу при воспитании ребенка, в первые годы его жизни она понимала как условия, наиболее благоприятные для развития его личности. Развитие должно быть как физическое, так и духовное. При этом воспитание понимается как активное содействие нормальному развитию жизни в ребенке.
Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Именно это, а также высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма делают ее антрополого-педагогическую систему и поныне привлекательной. «Следуя сначала одному велению природы, потом другому, ребенок расширяет границы своей независимости от тех, кто его окружает, и постепенно наступает момент, когда он захочет не только действовать, но и мыслить независимо. Когда мы утверждаем, что необходимо дать ребенку полную свободу, что общество должно обеспечить ему независимость и нормальное развитие, мы имеем в виду не расплывчатый идеал. Это утверждение основано на наших наблюдениях за жизнью, за природой. Только свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволяют человеку развиваться".
Дисциплину Монтессори трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом. Внутренняя дисциплина становится "обратной стороной свободы".
Смысл основных идей Монтессори заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.
Основные моменты педагогической системы М. Монтессори.
Рассмотрим некоторые ключевые моменты системы Монтессори и примеры положительных изменений в ребенке.
1.Свобода выбора по мнению Монтессори нужно дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность. В результате ситуации выбора:
-
ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
-
учится делать выбор;
-
учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;
-
свобода выбора формирует в ребенке инициативность;
наряду с соблюдением правила «поработал – убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.
2.Наличие специального комплекта дидактического материала Монтессори. Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори - среды. В результате получим:
-
всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
-
максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;
Своеобразие материала состоит в том, что взаимопроникающая логика построения Монтессори - среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) в максимальной степени способствует более эффективной работе в другой зоне (математики).
3.Контроль ошибок. В Монтессори - материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого. У ребёнка происходит:
-
формирование адекватной самооценки;
-
развитие поисковой активности ребенка, инициативности;
-
самоконтроль;
-
развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
4. Монтессори – педагог это педагог, прошедший специальную подготовку по данной оригинальной системе. Необходимо знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори - среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку), что способствует максимально быстрому и эффективному усвоению задач материала ребенком;
-
возможность поэтапного освоения навыка;
-
развитие точности восприятия;
-
развитие концентрации внимания;
-
развитие логики
-
развитие памяти ребенка и умения работать по образцу;
5 . Наличие определённых правил в Монтессори – среде.
Соблюдение правил:
-
Убери за собой;
-
Работа на ковриках;
-
По классу передвигаемся тихо;
Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др.
Кроме того в системе педагогу отводится роль по формированию нравственных, личностных качеств:
-
приучение к порядку;
-
умение организовать свое рабочее место;
-
умение рационально использовать пространство;
-
умение нести ответственность за собственный выбор;
-
потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
-
развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.
Соблюдение правил тренирует адаптивные навыки ребенка (насколько готов принимать правила общества), содействует развитию внутренней дисциплины.
6. Разновозрастность. Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном (3года) диапазоне.
Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность. Как следствие - высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);
-
дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
-
формируется чувство взаимопомощи;
-
младшие имеют возможность учиться у старших;
-
старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности.
7. Дети – активные участники процесса обучения.
Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.
Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам. Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);
-
дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
-
формируется чувство взаимопомощи;
-
младшие имеют возможность учиться у старших;
-
старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности.
Психологические принципы.
Не делай за ребёнка то, что он может сделать сам.
Помоги мне это сделать самому! - принцип, которым следует руководствоваться. Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам!
Помощь взрослого должна быть минимальной.
-
уверенность в собственных силах;
-
самостоятельность,
-
решительность;
-
более интенсивное овладение и усвоение различных навыков;
-
формирование адекватной самооценки;
удовлетворение потребности во взрослении.
Отсутствие оценок взрослого.
Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. Проявлять свое отношение через собственные чувства. Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность.
-
независимость от чьей-либо оценки;
-
формирование позитивного образа «Я»;
-
уверенность в себе;
-
умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;
Отсутствие соревновательного мотива.
Не сравнивать ребенка с другими. Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим»
-
формирование позитивной самооценки,
-
благоприятного образа «Я»;
-
самодостаточность;
-
уверенность в себе.
Эти ключевые моменты педагогикиМарии Монтессори базируется на следующих принципах:
-
Антропология ребенка. Гетерогенность. Возрастная периодизация.
-
Принцип условий свободы развития ребенка.
-
Принцип концентрации внимания.
-
Принцип специально подготовленной обучающей среды.
-
Принцип сенситивности.
-
Принцип ограничения и порядка
-
Принцип актуального и ближайшего развития.
-
Принцип социального воспитания и интеграции.
Все принципы имеют свои механизмы достижения заложенных в каждом из них задач, и все они тесно связаны между собой. Они сформулированы на основе антропологических и психологических знаний с учётом принципа природосообразности естественного развития. Метод Монтессори состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, учитель. Меньше всего требований Монтессори предъявляет к ребёнку. По её мнению ребёнок растёт и развивается в естественной среде и имеет право на принятие его таким, каков он есть. Его задача - самовоспитание, самообучение и саморазвитие. Роль воспитателя (в качестве руководителя) и развивающей среды стать средством такого развития. А вот к ним-то Монтессори предъявляет чётко определённые правила. Распространяя свою систему, большое внимание уделяла обучению учителей новым методам работы, иному подходу к личности ребёнка и к обучению. Развивающая среда Монтессори, дидактический материал стал «золотым фондом» педагогики развития.
Целью моей статьи было показать специфику педагогики Марии Монтессори. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи: определить основные особенности педагогической системы, рассмотреть историю развития системы, её сущность, основные идеи. Выделить ключевые моменты и принципы. Рассмотреть взгляд Монтессори на особенности развития ребенка, и вытекающие из этих особенностей потребности ребенка, показать роль педагога и своеобразие педагогического процесса. В своей работе я использовала следующую литературу: работы самой Марии Монтессори, и работы, посвященные Монтессори - педагогике. Также мной была использована информация с Интернет сайтов, посвященных данной теме.
Необходимо отметить, что рассмотренная мной в этой работе тема очень актуальна на сегодняшний день. Педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире и «второе рождение» в России. Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работают по ее педагогическим принципам. Сопоставляя идеи Монтессори, новые подходы в современном образовании и свой педагогический опыт хочу заметить, что некоторые, на мой взгляд, важные элементы детской деятельности как бы «выпали» из поля зрения. Как быть, например, с игрой – основным видом детской деятельности? Не считая дидактических игр, для игр сюжетных, ролевых, фантазийных нет времени. Не заметила также детского творчества, музыкального воспитания, наблюдений в природе, общения с книгой. Ни сколько не умаляя достоинств системы Монтессори, хочется как-то «обыграть», «добавить красок»!