Семинар-практикум "Развитие речи детей"

Печать
Категория: Организационно-методическая работа
Дата публикации Автор: Денисова Дарья Алексеевна

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами родного языка;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды.

Сегодня я хочу познакомить вас с технологией, в которой используется связь между изображениями, ассоциациями, образами и словами, помогая нам придумывать интересные истории.

Называется она «Сторителлинг».

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Технология «сторителлинг» очень многогранная, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. А придумал её и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики - Дэвид Армстронг.

Почему я решила обратиться к этой технологии?

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь — это высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка, именно в ней реализуется коммуникативная функция языка.

Мой практический опыт работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована.

Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о природе и т.п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью, скудностью. Предложения в основном простые, неполные.

А ведь не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д. 

Технология сторителлинг, открывает уникальную возможностьдля развития коммуникативной компетенции детей замкнутых и необщительных, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию и речь, развивая логику.

Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, страхами.

 

В обширной технологии «Сторителлинг» для развития связной речи детей я выбрала метод «Кубики историй», который больше всего подходит для работы с детьми дошкольного возраста.

Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать на просторах сети Интернет. Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили разработать свои «Кубики историй».

Для изготовления игры «Кубики историй» я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки. Кубики у меня есть «стационарные», картинки на которых не меняются, а есть кубики «мобильные», картинки на которых можно менять.

Как у каждой игры у неё есть свои правила.

Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Первый ребёнок достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная, неповторимая.

Сначала задачу можно упростить - составлять истории по очереди. Например, первый кубик бросает воспитатель, а следующий ребёнок -, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Дети довольно быстро учатся.

Уже после 2-3 игр они могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование. Начинать истории можно со слов «Однажды.» «Хочу рассказать, как я…», «Я сегодня шла в детский сад и увидела…», «Когда-то давным-давно…», «В некотором царстве, в некотором государстве.» и т. д.

  

При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

• Однажды, много лет назад…

• В некотором царстве, в некотором государстве…

• Когда-то давным-давно…

• Жили-были…

• Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?

2. Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

• Что произошло с героем?

• Кого он встретил или что нашел?

• Что он планирует с этим делать?

Заключение.

• Появляется решение поставленной проблемы.

• Короткий вывод (итог рассказа).

Кроме сочинительства можно придумать очень много игр с «Кубиками историй» :

• Бросить все 9 кубиков, выбрать один из них как точку старта и рассказать историю, сочетающую все выпавшие элементы.

• Раздать кубики всем играющим. Один начинает. По очереди каждый бросает кубик и продолжает историю на основании выпавшей пиктограммы.

• «Помощники» Выберите только те пиктограммы, которые обладают общим качеством, например, «помогают людям»;

• «Парочки». Подберите к предметам (цветок) признаки (пришелец) получится «неземной красоты цветок»;

• «Что общее?». Бросьте два кубика и сравните две картинки: найдите общее или отличия. Больше общего можно найти, смешав кубики из разных наборов. Главное творческий подход! Что общего между рыбкой и волшебной палочкой?

• «Ассоциации». Подберите слово, ассоциирующееся с картинкой. Например, «пчела» - летать, жало, крылышки, полоски, насекомое, испуг, глаз и т. д.

• «Словарь». Соберите всю информацию о слове, обозначенном картинкой (по возрасту). Например. Что? «фонтан» - существительное, глагол (что делает) - «плещется, струится», прилагательное (какой) - «серебристый, шумный, музыкальный» и т. д.

• «Энциклопедия». Выбери картинку и «расскажи 5 фактов о.»

• Бросьте кубики и рассмотрите их все 30 секунд. Прикройте кубики и постарайтесь вспомнить картинки через минуту. Секрет: картинки легче запомнить, связав их мысленно в историю.

• «Башня» или «Вертикальная история». Выбирайте по кубику из разных наборов и сочиняя историю, складывайте кубики один на другой. Посмотрите, какую высокую башню получится построить!

• «Алфавит». Найдите по очереди картинки на букву «А», букву «Б» и т. д.,

Предлагаю вам, используя наши кубики создать свою уникальную историю.

Практическая часть:

  1. Используем мягкие кубики. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.
  2. Мешочек с кубиками. Первый игрок достаёт из волшебного мешочка кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий игрок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа
  3. Игроки делятся на три группы. Ведущий бросает из корзинки все кубики на стол. Игроки делят их произвольно на три части, каждая из которых обозначает начало истории, её основную часть и заключение. Составляют увлекательную историю, соблюдая очерёдность.

Подведём итоги, в чём преимущества использования технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста:

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 Семинар-практикум "Развитие речи детей". МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика