Работа с родителями
Работа с родителями
Работа логопеда с родителями
В последнее время в дошкольном воспитании все больше внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада и семьи. Современная наука пришла к выводу, что личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях проводится большая работа по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу, участию в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга.
Учителя-логопеды уже давно пытаются привлечь к коррекционно-развивающей работе с дошкольниками их родителей через систему домашних занятий. Педагоги могут оказать методическую помощь родителям, желающим заниматься со своими детьми, но не имеющими для этого необходимых знаний. Заниматься дома с детьми, имеющими недоразвитие речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методические рекомендации, которые даются логопедом родителям, позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.
Для средней логопедической группы разработана тетрадь с методическими рекомендациями для родителей. Занятия, приведенные в этой тетради, подскажут родителям, чем и как следует заниматься с ребенком, помогут организовать совместную деятельность. Родители смогут развивать мелкую моторику с помощью различных упражнений, умение видеть строчку, закрепить пройденные буквы, обучиться чтению. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление. Играя с ребенком, взрослый должен занимать лидирующую, но не доминирующую позицию, менять стратегию в зависимости от уровня развития ребенка, быть не только организатором и режиссером, но и партнером и консультантом.
Использование русских народных потешек в пересказах Л. Завальнюка, Н. Колпаковой, И.Бурсова, а также авторских стихов и подвижных игр обогатит речь малышей, сделает ее более образной. Кроме того, дети лучше воспринимают ритмически организованную речь и, услышав потешку несколько раз, пытаются проговаривать ее вместе со взрослым, что способствует и развитию речи, и развитию памяти.
Материалы домашних занятий подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедической группе лексическими темами. Материал каждого занятия рассчитан примерно на семь дней: столько времени необходимо малышу, чтобы усвоить новую лексическую тему.
Родителям даются рекомендации, как правильно выбрать время для занятий, чтобы ребенок не был усталым или возбужденным; говорится о том, что не стоит принуждать ребенка к занятиям, лучше постараться заинтересовать его, используя такие приемы: «Давай посмотрим, что интересного есть в нашей тетради. Давай немного поиграем. Мне хочется поиграть. Может быть, ты составишь мне компанию?»
В тетради указано рекомендуемое время для занятий: 10—15 минут — оптимальная временная нагрузка для ребенка данного
возраста. Родители должны знать, что, если у малыша возникают трудности при выполнении задания, не стоит показывать своего огорчения или разочарования, а следует предложить ребенку помощь, дать образец выполнения задания или вернуться к нему через пару дней.
Материалы пособия помогают родителям правильно организовать домашние занятия с детьми, сделать их увлекательными, веселыми и интересными, научить детей говорить красиво и правильно, закрепить и повторить все, что они узнали в детском саду. Благодаря домашним занятиям, организованным таким образом, родители оказываются вовлеченными в процесс коррекционно-развивающей работы, превращаются из сторонних наблюдателей в его участников.
Еженедельные вечерние приемы логопеда, проводимые с целью консультирования родителей, позволяют им быть постоянно в курсе того, чем занимается с детьми педагог. Как правильно провести занятия у зеркала, организовать проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой форме, какие книги почитать малышу, куда сводить его в выходные дни, а потом побеседовать по прочитанному или увиденному — вот те вопросы, которые решаются на этих встречах. Логопед не просто отвечает на вопросы родителей, а в ходе индивидуального занятия с ребенком показывает, какие приемы и методы могут быть использованы в домашних занятиях с детьми.
При оформлении развивающей среды в раздевалке группы логопед создал стенд «Наши успехи на логопедическом занятии» для родителей и детей. На стенде родители могут прочитать о том, какие лексические темы будут изучать дети в наступившем месяце, каков примерный лексикон по новой теме, какие задачи ставятся педагогами на данный период работы и в какой форме они будут решаться. Также с помощью этого стенда решается задача мотивирования детей к занятиям. За активность, старательность на занятии ребенок получает картинку, связанную с лексической темой занятия.
Все перечисленное позволяет родителям стать полноправными участниками педагогического процесса.