«Развитие познавательной активности путём организации опытно - экспериментальной работы в различных видах деятельности»

 

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В соответствии с ФГОС познавательно-исследовательская деятельность является одним из основных видов деятельности для детей от 3 до 7 лет .Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

    Поставленная задача - развитие познавательной активности путём организации опытно - экспериментальной работы в различных видах деятельности,  активно  реализовывалась в течении всего учебного года.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в:

1)   в совместной непосредственно образовательной деятельности;

2) в совместной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

3)   в самостоятельной деятельности;

4)   во взаимодействии с семьями детей.

       Непосредственно образовательная деятельность (НОД) познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект. НОД, непродолжительна по времени и проводилась  в первой половине дня. Она способствовала  расширению и углублению ранее полученных знаний.

      Например, в образовательной области познавательного развития ФЭМП, я провожу такие эксперименты и опыты, как:

- измерение длины, объёма с помощью условной мерки (Дети подходят к столу, где стоят 2 банки с водой, мерные стаканчики, кастрюля. Появляется повар – игрушка.

Повар просит ребят помочь ему правильно сварить кашу. В кастрюлю надо налить точно 5 стаканов воды. Как определить в какой банке сколько воды? (Воду нужно измерить мерными стаканчиками).

Повар предлагает двум детям измерить объём воды водной банке, двум – в другой. Остальные дети у себя за столами откладывают геометрическими фигурами количество мерных стаканчиков и сравнивают результаты: 4 и 5.

Так в какой банке больше воды? Почему? На сколько стаканчиков больше в одной банке, чем в другой? (Дети отвечают – повар благодарит их за помощь).

 - определение массы предмета;

- расстояние между предметами;

- упорядочивание предметов по размеру и массе;

- сравнение величин по глубине (Перед детьми 2 непрозрачных сосуда с водой. Как определить, в каком глубоко, а в каком мелко? Перелить в одинаковые прозрачные сосуды или опустить палочки в оба сосуда, а потом сравнить. Вопросы:

 - А для вас это глубоко? (Мелко. )

- А где для вас глубоко? (В бассейне. )

Воспитатель показывает маленькую игрушку. А для этой игрушки будет глубоко? Значит, одна и также вода для одного может оказаться глубокой, а для другого мелкой.

- взвешивание на весах.

     В области художественно - эстетического развития проводилась познавательно-исследовательская деятельность:

- смешивание красок;

- знакомство с техникой рисования мыльными пузырями;

- рисование мылом;

- техника рисования «Гратаж»;

- рисование раздуванием капли;

- рисование мелками + акварель.

    

 Область речевого развития.

Результаты проведённых опытов и экспериментов всегда отражаются в дальнейших беседах с детьми. Дети с увлечением рассказывают о том, кто, что делал и у кого, что получилось, анализируют полученные знания. Это положительно сказывается на развитие речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Роль воспитателя здесь - подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников.

    Также используется чтение художественной литературы.

 Например, при изучении явления ветер, мы читали и обсуждали отрывок из сказки А.С Пушкина «Сказка о Царе Салтане..» - (ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч..).

Вспоминая сказку «Лиса и волк», перед детьми ставится вопрос: почему волк остался без хвоста? Дети начинают рассуждать, анализировать тем самым закрепляя знания о свойствах воды.

«Сказка о глупом мышонке»: «Стала петь  мышонку щука, но не слышал он не звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поёт» (выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными)

Почему мышонок не услышал щуку? Какая часть уха помогает услышать звук? (Мембрана – барабанная перепонка, которая находится внутри уха.)

     У разных животных она  разная по толщине, как эти бумажки (раздать).Поднесите их ко рту и заставьте колебаться: гудите, дуйте. Определите, какая бумага дрожит сильнее? (Тонкая.)

     Значит тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. В природе существуют очень низкие и очень высокие колебания, которые человек не может услышать, но у животных барабанная перепонка немного другая, и некоторые виды могут услышать такие колебания. Например, кошка слышит мышь, узнаёт шаги хозяина., перед землетрясением практически все животные и птицы чувствуют колебания – улетают и убегают.

     Вывод. Чем тоньше барабанная перепонка, тем лучше улавливается звуковая волна.

   

     Для поддержки интереса к экспериментированию, некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Например: сегодня мы получили посылку от Мудрого Гнома, в которой - луковица и записка (что вначале появляется - корешок или пёрышко?). Дети начинают думать и рассуждать, что для этого нужно и в итоге экспериментирования делают вывод и дают правильный ответ.

Или, допустим, ситуация из жизни: девочка Света была на прогулке с мамой и вдруг на карнизе двухэтажного дома она увидела одуванчик (как он туда попал?). В итоге - рассуждения или утверждения детей с последующим заключением и правильным выводом.

При занятии опытно-экспериментальной деятельностью у детей обогащается словарный запас, а вместе с этим возрастает уровень в области познания. Они знакомятся с  новыми понятиями и словами такими, как: соли, раствор, глицерин, примеси, фильтрование, растворение, кипячение, таяние, отстаивание, призма, разложение света, магнетизм, рецепторы, мембрана (барабанная перепонка). 

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет прогулка.

  Прогулка – это замечательное время, когда происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у детей появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

 С помощью наблюдения дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений) .

Наблюдения на прогулке:

-  «Наблюдение за солнцем» (формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла);

«Наблюдение за снегопадом» (формировать представления о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении – снегопаде);

-   «Наблюдение за облаками» (закреплять знания о явлениях неживой природы);

-  «Наблюдение за деревьями» (учить различать деревья по форме и окраске ствола и листьев; закреплять представление о частях дерева);

-  «Наблюдение за первыми проталинами» (отмечать, в каких местах появляются первые проталины, отметить, от чего это зависит.

   - «Удивительный песок» (закрепить знания о свойствах песка, его качествах - состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый, темнее сухого).

«Сухая и влажная почва» (учить определять и сравнивать сухую и влажную почву) – проводя этот эксперимент мы можем дать ответ на ещё один вопрос: почему во время дождя черви вылезают на поверхность? (им не хватает кислорода).

«Вращение вертушки» (установить связь между силой ветра и вращением вертушки);

«Почему исчезают опавшие листья» (познакомить детей с круговоротом веществ в природе, с превращением опавшей листвы в почву и с ролью в этом процессе различных живых организмов);

Также на прогулке проводились дидактические игры:

« К дереву беги!» Цель: закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке д/с; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное.

«С какой ветки детки?» Цель: учить дифферецировать отличительные признаки деревьев.

«Отгадай и нарисуй» (загадки о ягодах на песке) Цель: развивать мелкую моторику и произвольное мышление.

-  «Какое небо?» Цель: учить правильно употреблять прилагательные. 

-  «Беги в тот дом, какой назову» Цель: найти предмет по назначению.

«Опиши, а мы отгадаем» Цель: учить детей классифицировать растения по их признакам.

В группе наблюдали за появлением листочков на веточках вербы и черёмухи, поставленных в воду

Производились посадки лука, пшеницы, цветов (проводился опыт «В каких условиях прорастают семена» ), велся дневник наблюдения.

 Работали над проектами:

- Проект « Всезнайки» («Вред кока—колы, «Тайны вулканов», «Занимательные эксперименты»).

-    Проект « Космос» (эксперимент «Звёзды светят постоянно»).

Итог : имеют представление о космосе, планете Земля, умеют наблюдать за Солнцем и Луной, как небесными объектами, знают о их значении в жизнедеятельности всего живого на планете (смена времени года, дня и ночи).

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Главные  задачи  взаимодействия с родителями :

– необходимо установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

– создать атмосферу общности интересов;

– активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

– формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Были разработаны советы родителям: «Как проводить исследования с детьми в домашних условиях».

Было дано домашнее задание - определить точку восхода и захода солнца, провести эксперимент «Цветные льдинки» (лёд можно увидеть не только зимой, но и летом, если воду заморозить).

При планировании познавательно-исследовательской деятельности детей мы старались проводить эксперименты разной классификации:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— опыты с растениями: «Влияние света на рост растений», «Как увидеть движение воды через корешки», «Как добрые и вредные слова влияют на растение».

— опыты с объектами неживой природы: «Найди свой камень», «Свойства магнита».

— опыты, объектом которых является человек: «Зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещённости», «Рассматривание кожи человека через лупу», «Осязательный центр человека», «Почему человек храпит».

2. По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

— на участке и т. п.

3. По количеству детей:

— индивидуальные (1—4 ребенка) ;

— групповые (5—10 детей) ;

— коллективные (вся группа) .

4. По причине их проведения:

— случайные ( специальной подготовки не требуют );

—запланированные.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю) ;

— систематические.

6. По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут) ;

— длительные (свыше 15 минут) ;

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

— многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

— первичные;

— повторные;

— заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями) ;

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта) ;

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) .

10. По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты) ;

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) ;

— решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

— демонстрационные;

— фронтальные.