Организация работы учителя-логопеда

Печать
Категория: Методические материалы
Дата публикации Автор: Федосова Марина Анатольевна, учитель-логопед

Автор-составитель: учитель-логопед Федосова М.А

Формирование правильной и чистой речи одна из важнейших задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с ростом и развитием ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в контакт с окружающими, он легко общается, задает вопросы, понятно выражает свои мысли. И, наоборот, если у ребенка есть какие-то речевые проблемы, то это затрудняет его общение с людьми, и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер и развитие, являясь серьезным психотравмирующим фактором. И если в дошкольном возрасте дети не ощущают свои речевые дефекты, не обращают на них внимание, то в 6-7 лет дети с дефектами речи становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми. Все это является результатом затруднений вербального общения. Если речевые проблемы во время не устранить, то они могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе.

Логопедическая работа необходима в дошкольном возрасте, так как:

               без речи нет полноценного психического развития

               нет вербального контакта с окружающими

               без речи ребенок не может осознанно планировать, регулировать свое поведение

               нарушение речи может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка, вызвать различные психологические проблемы

               влияет на формирование знаний, умений и навыков

Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Основными задачами деятельности учителя-логопеда являются:

На логопедические занятия отбираются дети подготови­тельных групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреж­дении в первую очередь проводится у детей 6-летнего возрас­та, остальные дети обследуются в течение года. Обследование звукопроизношения проводится 3 раза в год.

Цель- выявление детей с нарушением звукопроизношения для коррекционной работы, определение динамику развития речи после проведенной индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Время диагностики - начало учебного года (сентябрь), середина учебного года (январь), конец учебного года (май-июнь)

Коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизношения состоит из следующих разделов:

1.подготовительный (артикуляционная гимнастика, развитие фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук, выработка воздушной струи)

2. постановка звука

-по подражанию

-механический прием

-смешанный

3. автоматизация звука на уровне слога, слова, словосочетания, предложения, фразы

4. дифференциация звуков на уровне слогов, слов, словосочетаний, предложений, фразы.

5. подготовка к обучению грамоте

Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает од­новременную работу по коррекции речи от 12-ти до 16-ти детей, от 20 до 25 детей в течение года. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.

На логопедические занятия зачисляются дети на основании -характеристики-направления поликлинического логопеда. Дети с фонетическим недоразвитием речи берутся в работу сроком до 6 месяцев, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи — на 1 год.

По мере исправления недостатков речи логопед выводит де­тей из списка и заменяет их другими. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи; и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответ­ственности за полное устранение дефекта.

Консультативно-пропагандистская деятельность.

Наряду с коррекционными мероприятиями проводит профи­лактическую работу в дошкольном образовательном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей. В начале учебного года учитель-логопед знакомит родителей и педагогов с результатами обследования звукопроизношения у детей.

В течение учебного года учитель-логопед проводит работу с педагогами дошкольного образовательно­го учреждения по проблеме речевого развития детей дошкольно­го возраста (консультации, семинары, семинары-практикумы и другие формы, и виды работ), и родителями (законными представи­телями) (консультации, показ мини занятия, выступление на родительских собраниях).

Литература:

  1. Иванова Ю.В. «Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы», М., 2008
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида с нарушениями речи», М., 2009