Речь детей третьего года жизни.
К трём годам произносительная сторона речи детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время еды).
В этом возрасте происходит интенсивное увеличение словаря. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка: усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов, начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространённые предложения, бессоюзные сложносочинённые предложения. Одновременно с развитием словаря развивается мышление, памяти, воображение ребёнка. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором развития активной речи.
Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш тренирует и артикуляционный аппарат.
Следует отметить, что к трём годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме «Р» и шипящих, или даже все звуки. Таким образом, ребенок должен отчетливо произносить звуки: а, у, о, и, э, ы, п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х, й, с, с’, з, з’,ц.
Стоит обратиться за консультацией к специалисту, если
- имеются задержки в формировании произносительной стороны речи.
Ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» - на консультацию к невропатологу и логопеду, возможно, это моторное нарушение.
- ребенок 3-4 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» - обратитесь за консультацией к логопеду или психологу. В одном случае у ребенка речевое нарушение, в другом случае, может быть, психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе ваше внимание.
- ребёнок заменяет шипящие и свистящие на «Т» и «Д» («санки» - «танки»). Наблюдается также неправильное формирование отдельных звуков (межзубное, призубное, боковое произношение свистящих).
- ребенок оглушает звонкие согласные звуки:б, г, д, а возможно еще и в, з, ж– обратитесь к логопеду и сурдологу.