Речь детей третьего года жизни

Печать
Категория: Методические материалы
Дата публикации Автор: Федосова М.А.

Речь детей третьего года жизни.

К трём годам произносительная сторона речи детей ещё не­достаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться сво­им голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо, когда этого требу­ет ситуация (при подготовке ко сну, во время еды).

В этом возрасте происходит интенсивное увеличение слова­ря. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка: усваивает падежные окончания, некоторые фор­мы глаголов, начинает согласовывать прилагательные с сущест­вительными, использует простые распространённые предложения, бессоюзные сложносочинённые предложения. Одновременно с развитием словаря развивается мышление, памяти, воображение ребёнка. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором развития активной речи.

Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш тренирует и артикуляционный аппарат.

                                  

Следует отметить, что к трём годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме «Р» и шипящих, или даже все звуки. Таким образом, ребенок должен отчетливо произносить звуки: а, у, о, и, э, ы, п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х, й, с, с’, з, з’,ц.

Стоит обратиться за консультацией к специалисту, если

- имеются задержки в формировании произноси­тельной стороны речи.

Ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» - на консультацию к невропатологу и логопеду, возможно, это моторное нарушение.

- ребенок 3-4 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» - обратитесь за консультацией к логопеду или психологу. В одном случае у ребенка речевое нарушение, в другом случае, может быть, психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе ваше внимание.

- ребёнок заменяет шипящие и свистящие на «Т» и «Д» («санки» - «танки»). Наблюдается также неправильное формирование отдельных звуков (межзубное, призубное, боковое произношение свистящих).

- ребенок оглушает звонкие согласные звуки:б, г, д, а возможно еще и  в, з, ж– обратитесь к логопеду и сурдологу.