Семинар -практикум "Изографы"

Печать
Категория: Организационно-методическая работа
Дата публикации Автор: Денисова Дарья Алексеевна

 

 

 Старший дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Поэтому, перспективным направлением совершенствования образовательного процесса  является использование наглядного моделирования.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. У ребёнка-дошкольника, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов, схематических рисунков, предметно-графических схем, мнемотаблиц, опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  1. -использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  2. -использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  3. -применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

 

Изографы (от др.-греч. ἴσος «равный, одинаковый, подобный» + γράφω «записывать, писать») - это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях.

Суть данного приема – соотнесение схематического изображения с предметом, нахождение ребенком всех нарисованных букв изографа и составление из них слова.

Цель: развитие познавательной и речевой сфер детей.

Задачи:

  1. Стимулировать когнитивную сторону психической деятельности – внимание, мышление, память.
  2. Расширять и обогащать активный словарь, импрессивную (внутреннюю,  характеризующуюся как процесс понимания речевых высказываний) речь детей, закреплять навыки словообразования.
  3. Развивать наблюдательность, произвольность, воображение, творческие навыки.
  4. Усиливать зрительное и слуховое восприятие, память, зрительный анализ и синтез, слухоречевую память, фонематический слух.
  5. Тренировать пространственную ориентацию, оптико-пространственный анализ и синтез, сенсомоторную координация.

 

Методика работы с изографами.

1. В       В изографы для дошкольников следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.

2. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, «спрятанных» в нём.

3. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

4. Составление слова.

5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

6. Записывание слова-изографа в тетради печатными буквами.

7. Называние букв и звуков слова-изографа.

8. Определение гласных и согласных звуков в слове-изографе.

9. Разделение слова-изографа на слоги.

10. Придумывание предложения со словом-изографом.

11. Нахождение других слов в слове-изографе.

 

 

30.03.2023.153.jpg

Практическая работа.

Уважаемые коллеги, вашему вниманию, предлагается несколько вариантов изографов:  маяк, кошка, художник. (Работа с изографами).

Этапы работа с изографом

- Рассмотрите изограф.

- Определите предмет по внешнему виду.

- Составьте слово.

- Запишите это слово печатными буквами.

- Сколько букв в этом слове? Сколько звуков?

- Назовите их по порядку.

- Назовите гласные (согласные) звуки.

- Разделите слово-изограф на слоги.

- Сколько в нем слогов?

- Найдите в слове другие слова, используя только эти буквы.

Итак, на собственном опыте вы убедились, что включение наглядных моделей в процесс обучения стимулирует познавательную активность, расширяет и обогащает активный словарь, импрессивную речь, закрепляет навыки словообразования, развивает связную речь.

Данный прием может использовать не только учитель-логопед или педагог-психолог в коррекционно-развивающей работе, но и воспитатель. В этом направлении заложен огромный творческий потенциал – создание авторских изографов.