Семинар -практикум "Изографы"
Старший дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Поэтому, перспективным направлением совершенствования образовательного процесса является использование наглядного моделирования.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. У ребёнка-дошкольника, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов, схематических рисунков, предметно-графических схем, мнемотаблиц, опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- -использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- -использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
- -применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Изографы (от др.-греч. ἴσος «равный, одинаковый, подобный» + γράφω «записывать, писать») - это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер, расположены в разных направлениях.
Суть данного приема – соотнесение схематического изображения с предметом, нахождение ребенком всех нарисованных букв изографа и составление из них слова.
Цель: развитие познавательной и речевой сфер детей.
Задачи:
- Стимулировать когнитивную сторону психической деятельности – внимание, мышление, память.
- Расширять и обогащать активный словарь, импрессивную (внутреннюю, характеризующуюся как процесс понимания речевых высказываний) речь детей, закреплять навыки словообразования.
- Развивать наблюдательность, произвольность, воображение, творческие навыки.
- Усиливать зрительное и слуховое восприятие, память, зрительный анализ и синтез, слухоречевую память, фонематический слух.
- Тренировать пространственную ориентацию, оптико-пространственный анализ и синтез, сенсомоторную координация.
Методика работы с изографами.
1. В В изографы для дошкольников следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.
2. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, «спрятанных» в нём.
3. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.
4. Составление слова.
5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.
6. Записывание слова-изографа в тетради печатными буквами.
7. Называние букв и звуков слова-изографа.
8. Определение гласных и согласных звуков в слове-изографе.
9. Разделение слова-изографа на слоги.
10. Придумывание предложения со словом-изографом.
11. Нахождение других слов в слове-изографе.
Практическая работа.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию, предлагается несколько вариантов изографов: маяк, кошка, художник. (Работа с изографами).
Этапы работа с изографом
- Рассмотрите изограф.
- Определите предмет по внешнему виду.
- Составьте слово.
- Запишите это слово печатными буквами.
- Сколько букв в этом слове? Сколько звуков?
- Назовите их по порядку.
- Назовите гласные (согласные) звуки.
- Разделите слово-изограф на слоги.
- Сколько в нем слогов?
- Найдите в слове другие слова, используя только эти буквы.
Итак, на собственном опыте вы убедились, что включение наглядных моделей в процесс обучения стимулирует познавательную активность, расширяет и обогащает активный словарь, импрессивную речь, закрепляет навыки словообразования, развивает связную речь.
Данный прием может использовать не только учитель-логопед или педагог-психолог в коррекционно-развивающей работе, но и воспитатель. В этом направлении заложен огромный творческий потенциал – создание авторских изографов.