Семинар-практикум "Способы разработки проектов"

Печать
Категория: Организационно-методическая работа
Дата публикации Автор: Денисова Дарья Алексеевна

 

Типология проектов:                        

- Ролево-игровой (со второй младшей группы).

     Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

     - Творческий (со второй младшей группы).

     Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна, выставки и т.п.

- Информационно-практико-ориентированный (со средней группы).

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).

- Исследовательско-творческий (старший дошкольный возраст).

     Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Структуру проекта очень легко запомнить. 

Проект – это Шесть «П» :

  1. Проблема (выбор темы).
  2. Проектирование или планирование.
  3. Поиск информации.
  4. Продукт ( практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
  5. Презентация. ( Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
  6. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Поэтому, мы использовать два способа разработки проектов :

1. «Модель трех вопросов»

2. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Рассмотрим «Модель трех вопросов».

Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?

 

С чего начинается работа?

В создании проекта модель трех вопросов можно разделить на три пункта: план, дело, анализ.

  1. План — это утренний групповой сбор.
  2. Дело — это работа в центрах активности.
  3. Анализ— это ежедневный небольшой итоговый сбор.

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.

По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

Затем воспитатель задает вопрос«Что мы хотим узнать о?» 

Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает : «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Используют символы - сбора информации в картинках.

Для реализации этой цели был разработан стенд

« Домик почемучки».

 

В качестве примера привожу план по теме «Земля- наш общий дом».

 

Что мы знаем?

Земля – дом для всех людей.

Земля круглая, как мяч.

На Земле живут люди, птицы, рыбы, животные.

В Земле есть уголь и полезные камни.

На юге жарко, а на севере холодно.

Что мы хотим узнать?

Почему на Земле бывает утро и вечер?

Почему на Севере нет лета?

Как мы держимся на Земле, если она круглая?

Бывает ли у Земли День рождения?

 

 

Что надо сделать, чтобы узнать?

Спросить у родителей.

По телевизору посмотреть специальную программу.

Узнать из журналов и газет.

Узнать ответ в интернете.

Посмотреть по карте и глобусу.

Вся эта предварительная работа ведется накануне. В пятницу, анонсируя тему следующей недели. Далее работа продолжается - это понедельник.

Дети, придя в садик, планируют – в каком центре они бы хотели заниматься сегодня, завтра и т. д. На всю неделю спланировать им трудно, поэтому делаем планы на сегодняшний день и максимум на завтра.

Далее идет работа в «Центрах активности» (я писала про них ранее).

Привожу примерные задания, которые дети выполняют в центрах.

Измерить расстояние между городами

Запомнить название полезных камней, взвесить их.

Найти самый тяжелый камень.

Построить обычный и необычный дом (дом из будущего).

Запомнить 2 моря, 2 океана и 2 страны.

Подготовить рассказ — сообщение о Земле.

Разучить подвижную игру какого либо народа по выбору.

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие вокруг света»

Приготовить блюдо какого либо народа по выбору.

Слепить из пластилина глобус.

Нарисовать карту нашей страны.

Выполнить аппликацию «Моя планета»

Рассмотреть книги о земле с выставки.

Выбрать и прочитать рассказ о Земле.

Сочинить сказку о Земле.

Сделать газету о Земле.

В конце дня подводятся итоги.

Итоги желательно подводить также наглядно. Возле каждой строчки в плане выставляется значок о его выполнении.

Происходит корректировка планов на следующий день.

Ребенок, который работал в понедельник, например, в «Центре математики», во вторник пожелает потрудиться в «Центре искусства». И так далее.

Таким образом каждый ребенок за неделю проходит максимальное количество центров, приемлемое индивидуально для него. Решается задача комплексности обучения.

 

Методические рекомендации к составлению плана проекта

(по Л. С. Киселевой)

Этапы разработки и проведения проекта:

  1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);
  3. Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
  4. Обсудить план с семьями;
  5. Обратиться за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);
  6. Нарисовать вместе с родителями и детьми План-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;
  7. Собрать информацию, материал (в процессе изучения Плана-схемы с детьми);
  8. Провести занятия, игры, наблюдения, поездки — все мероприятия основной части проекта;
  9. Дать домашние задания родителям и детям;
  10. Перейти к самостоятельным творческим работам родителей и детей (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения);
  11. Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН; составление книги, альбома и т.п.);
  12. Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.

 

 

Последовательность действий

по составлению мыслительных карт.

  1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
  2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
  3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
  4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.

Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
2011 Семинар-практикум "Способы разработки проектов". МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov
Powered by Joomla 1.7 Templates
Яндекс.Метрика