Куклотерапия, как технология обеспечения социально-психологического здоровья ребенка

Кукла – это образ человека в «миниатюре»,существующий

с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как

носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует

понимание мира,себя и других людей.

Л.Войцехович

         Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов.

          Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили новорождённому для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.

Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:

  • психодраме,
  • игротерапии,
  • сказкотерапии,
  • арт-терапии.

             Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается "кукольный театр". Особенно хорошо этот метод работает с детьми. "Спектакль" может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию.

 Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека.

У многих народов встречаются мифы о том, как боги из разных материалов делали кукол, те превращались в людей. Если верить этим мифам, то куклы появились раньше людей. Так, одно из древнекитайских сказаний повествует о том, что богиня Нюйва лепила человечков. Вылепила фигурку маленькой девочки и дала ей имя Жень –«человек». Ученые полагают, что куклыпоявились едва ли не вместе с человеком. Так это или нет, но союз между человеком и куклой заключен в незапамятные времена: кукла является образом и подобием человека.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

               Скорее всего, именно на этом основывается такой метод терапии, как куклотерапия (лечение с помощью кукол), который является одним из наиболее часто используемых методов в работе с детьми. Безусловно данный метод, как и другие методы коррекционной терапии, используется и при работе со взрослыми.

                 Куклотерапия позволяет помочь ребенку с разнообразными психологическими затруднениями. Особенно эффективно в работе сострахамиу детей. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребенка, а потому ее использование может существенно помочь ребенку справиться со страхом (например, можно убедить ребенка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится).

              Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Куклы очень понятны детям, с помощью кукол дети могут сказать то, что не смогли бы сказать словами. Точно также, с помощью кукольной игры, взрослый может донести до ребенка то, что ребенок не поймет словами.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1.Изготовление кукол.

Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней.

2.Последующая терапевтическая работа с ней.

         Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными.Изготовлениекукол – это своего рода медитация. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение,  способность к концентрации, усидчивость.

Кроме того, куклы исполняют роли тех объектов, на которые  смещается инстинктивная энергия человека: человек приписывает собственные мысли, чувства и поведение  кукле, позволяет облегчить груз своих эмоций и проработать свои чувства, рассказать кукле то, чего невозможно рассказать другим, человек отождествляет себя с более сильной или значимой личностью (так мальчики стараются походить на своих отцов, девочки – на мам).

Куклы-марионетки.

Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой куклы).

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Пальчиковые куклы.

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Теневые куклы.

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона, или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.

В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы.

Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы.

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Объемные куклы.

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

               Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную  обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

                   Большую роль в куклотерапии могут играть родители и воспитатели. Они могут оказывать посильную помощь ребенку в изготовлении куклы, через куклу могут помочь оценить его действия, найти способ решения в затруднительной ситуации. Созданный дома кукольный театр может стать экологичным средством для развития социальной уверенности.

Было бы здорово, если бы в каждом городе был

свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые,

вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слышать и понимать

друг друга и окружающий мир…

                                                 

                                                                             Л.Войцехович

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка.

Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.

         К таким технологиям относятся:  игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия, анималотерапия, музыкотерапия, арт-терапия.

         Игротерапия. Метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. ( М.В.Киселева).

         Игровая терапия. Игры с правилами, игры соревнования, длительные совместные игры. Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения. Игры драматизации, образноролевые игры. Коллективные дидактические игры по коррекции демонстративного поведения. Режиссерские игры в коррекции агрессивного поведения. Народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения.

         Сказкотерапия. Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, речевого развития, развития творческих способностей, расширения сознания,совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

         Приемы работы над сказкой. Рассказывание сказки по определенной проблеме (народной, литературной или сочиненной воспитателем). Обсуждение, ответы на вопросы, высказывание ребенком своего мнения об услышанном, сочинение новой концовки сказки (при необходимости), рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы), драматизация сказки.

      Куклотерапия. Метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка. Задачи куклотерапии: совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, развивать способы выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять, обучать способам адекватного телесного выражения эмоций, чувств, состояний и др.

   Музыкотерапия. Контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Музыка - это лекарство, которое слушают. Осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа. Звук не должен быть громким, и в то же время чрезмерно тихим. Положительное воздействие оказывает классическая музыка. Успокаивающие произведения Баха, Моцарта, Бетховена. Возбуждающий эффект - произведения Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок вызывает стрессовые реакции.

          Целебная сила и негативное влияние цвета.

               Оранжевый оказывает успокаивающее действие, расслабляет, снимает напряжение.

               Зеленый успокаивает, создает хорошее настроение, благотворно влияет на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением.

               Розовый цвет тонизирует при подавленном настроении.

               Желтый - цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

         Красный активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызвать раздражение.

            Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие, снижает настроение.

            Синий цвет вызывает чувство вины.

            Черный оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

          Анималотерапия. Метод, направленный на профилактику и коррекцию эмоционально-личностных проблем детей, который предполагает использование животных или их символов в виде образов, игрушек, рисунков.

технологиии обеспечения социально-психологического благополучия

Семинар-практикум для педагогов

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка 

Подготовила: педагог-психолог Бабкина О.Г.

Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.

               К таким технологиям относятся:  игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия, анималотерапия, музыкотерапия, арт-терапия.

               Игротерапия. Метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. ( М.В.Киселева).

               Игровая терапия. Игры с правилами, игры соревнования, длительные совместные игры. Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения. Игры драматизации, образноролевые игры, раскрепощающие игры в преодолении комфортного поведения детей. Коллективные дидактические игры по коррекции демонстративного поведения. Режиссерские и психотехнические освобождающие игры в коррекции агрессивного поведения. Народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения.

               Сказотерапия. Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, речевого развития, развития творческих способностей, расширения сознания Совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

              Приемы работы над сказкой. Рассказывание сказки по определенной проблеме (народной, литературной или сочиненной воспитателем) Обсуждение, ответы на вопросы Высказывание ребенком своего мнения об услышанном Сочинение новой концовки сказки (при необходимости) Рисование (позволяет снять напряжение, вызванное обсуждением проблемы) Драматизация сказки.

              Куклотерапия. Метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка. Задачи куклотерапии Совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений Развивать способы выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять Обучать способам адекватного телесного выражения эмоций, чувств, состояний и др.

Музыкотерапия. Контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Музыка- это лекарство, которое слушают. Осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим. Положительное воздействие оказывает классическая музыка. Успокаивающие произведения Баха, Моцарта, Бетховена. Возбуждающий эффект произведения Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок вызывает стрессовые реакции.

Целебная сила и негативное влияние цвета. Успокаивающее действие, расслабляет, снимает напряжение успокаивает, создает хорошее настроение, благотворно влияет на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением тонизирует при подавленном настроении цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия. активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызвать раздражение Оказывает угнетающее действие, снижает настроение Вызывает чувство вины оказывает угнетающее действие, вызывает страх.

Анималотерапия. Метод, направленный на профилактику и коррекцию эмоционально-личностных проблем детей, который предполагает использование животных или их символов в виде образов, игрушек, рисунков.

Особенности психического развития детей раннего возраста

В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Своеобразие новой  социальной ситуации развития, по словам Д.Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок «….живет не вместе с взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а вместе с ним» Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка. Возникает совместная деятельность ребенка и взрослого. Ведущей становится предметная деятельность, в которой ребенок осваивает общественно выработанные способы действия с предметами.

В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное развитие ребенка по нескольким линиям, среди которых главными являются речь, наглядно-действенное мышление, начало символической игры, самосознание.

Важнейшей и центральной психической функцией является  восприятие. Именно восприятие определяет функционирование и развитие всех познавательных процессов. Восприятие ребенка развивается в процессе предметной деятельности. Появление орудийных действий с игрушками  способствует ориентации ребенка на различные свойства предметов, главными из которых сначала являются форма и величина. Ориентация на цвет появляется позднее. От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительным, сенсорным действиям, что способствует формированию образов и представлений.

Речь возникает и первоначально развивается как средство общения со взрослым. В дальнейшем она становится средством мышления и средством овладения своим поведением.

Между довербальным периодом и периодом разговорной речи наблюдается этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова связаны с воспринимаемой ситуацией и выполняют в основном указательную функцию в ней.

Автономная детская речь отражает особенности мышления ребенка раннего возраста. Его мышление носит несамостоятельный характер, оно подчиняется восприятию, и аффективный момент преобладает в нем над мыслительным.

В середине второго года жизни происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи.

В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей.

На втором году жизни игра имеет процессуальный характер: игровые действия между собой не связаны, стереотипны. Ребенок еще не осознает, что он играет:  он просто действует с предметами.  

Между вторым и третьим годом жизни характер игры детей существенно меняется: усиливается игровая мотивация, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение детей. Оригинальные игровые замещения, которые можно наблюдать уже у детей третьего года жизни, можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества.

Потребность в общении со сверстником складывается на протяжении раннего детства.

Общение детей друг с другом  в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического взаимодействия, характерными особенностями которого являются:

  1. непосредственность, отсутствие предметного содержания;
  2. раскованность, эмоциональная насыщенность;
  3. ненормированность и нестандартность коммуникативных средств;
  4. зеркальное отражение действий и движений партнера.

Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия; общность действий и эмоциональных экспрессий дает им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности.

Решающую роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому. Наиболее эффективным путем воздействия взрослого на контакты детей является организация субъектного взаимодействия между ними.

Таким образом, главной возрастной особенностью раннего возраста является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации.

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этими негативными симптомами стоят личностные новообразования:  «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.

 

Становление «системы Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.

Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Сроки адаптации

По данным предоставленным в методике «определения уровня адаптации детей к ДОУ А. Остороуховой»

Адаптация

Сроки

Легкая

От нескольких дней до недели

Средняя

От  15 дней  до 3 недель

Усложненная

От 25 дн. до 5 нед.

Дезадаптация

Более 5 нед.

  1. Настроение ребенка. Преобладает бодрое, уравновешенное.
  2. Аппетит. Хороший.
  3. Засыпание. Быстрое (до 10 мин)
  4. Продолжительность сна. Соответствует возрасту (От года до

1,5 лет малыш спит в дневное время 2 раза: 1-й сон продолжается 2-2,5 часа, длительность второго сна - 1,5 часа, длительность ночного сна 10-11 часов; • В 1,5 - 2 года ребенок должен спать днем 1 раз - 2,5-3 часа, ночью - 10-11 часов в сутки; • В возрасте 2 - 3 лет дневной сон малыша одноразовый - 2-2,5 часа продолжительностью, ночной сон - 10-11 часов).

  1. Игра. Совершает игровые действия, соответствующие возрасту.
  2. Контакт со взрослыми. Легко идет на контакт с незнакомыми взрослыми.
  3. Контакт со сверстниками. Положительно воспринимает.
  4. Разлука с матерью. Легко переносит разлуку с матерью.

Адаптирующегося ребенка отличает:

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрата навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижение аппетита;                                                                                   

• регрессия речи;

• изменения в двигательной активнос­ти, которая либо падает до заторможенно­го состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

• снижение иммунитета и многочислен­ные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Рекомендации для родителей.

  1. Соблюдение режима ДОУ в домашних условиях.
  2. Положительные отзывы о дошкольном учреждении и его сотрудниках.
  3. Не использовать детский сад, как наказание за непослушание.
  4. Готовить вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
  5. Расширять социальные контакты ребенка.
  6. Не показывать ребенку своих волнений и переживаний.
  7. Выработать ритуалы прощания и приветствия, не затягивая их.
  8. Забирать ребенка в четко обозначенное время, например, после обеда, или ужина, перечисляя последовательность, т.к. временные рамки ребенка  взрослого отличаются.
  9. Объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим.
  10.  Можно дать ребенку в детский сад любимую для него игрушку, или значимый для него предмет.
  11.  Учить ребенка навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок умеет, тем комфортнее ему будет в режимные моменты.
  12.  Не переутомляйте ребенка, особенно в выходные.
  13.  Если вы решили отучить ребенка от вредной привычки, лучше всего это сделать после полной адаптации ребенка.

Признаки окончания адаптации.

Окончанием адаптационного периода принято считать момент, когда на смену отрица­тельным эмоциям приходят положитель­ные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

1)  при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

2) ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

3)малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые иг­рушки;

4) ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него по­являются новые достижения, которым он научился в саду;

5) нормализуется сон, как в детском саду, так и дома;

6) восстанавливается аппетит;

7) ребенок с удовольствием рассказывает о детском саде.

        Наступает новая жизнь, когда ребенок впервые выходит в мир. И начинается большая      жизнь, обычно с детского сада.

Как избежать конфликтов в общении с ребенком.

        У многих родителей возникает проблема общения с собственным ребенком. Возникают вопросы, как донести до ребенка свои чувства и переживания, что делать, если ребенок делает все на оборот, не слышит вас, или не хочет слушать? Ю.Б. Гиппенрейтер, в своей книге «Чувства и конфликты» подробно рассказывает о поведении в подобных ситуациях.
            Вот несколько основных правил:
1. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
2. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, сообщайте только о своих переживаниях, а не о его поступках.
3. Важна также искренность. Когда мы искренне в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих.

        Иногда, нужно просто выслушать ребенка и постараться встать на его место, попытаться понять то, что кажется для него значимым, а для нас, взрослых кажется ничтожным и не имеющим ценности.
Некоторые родители бояться признаться в своих чувствах, и копят постепенно обиды и переживания, обвиняя в этом детей. Это неправильно. Надо найти в себе смелость и признаться, что взрослые не совершенны, они могут бояться, испытывать чувства обиды, быть незащищенными. Например, девочка 6-ти лет просит у мамы купить ей очередную мягкую игрушку, настаивает, плачет, кричит. Мама грустно сказала, что очень расстроена, как она не любит крики, и вспоминает, как в детстве у нее не было столько игрушек, сколько имеет ее дочь, а заветная мечта иметь плюшевого медвежонка, так и не стала явью. Слова были сказаны настолько искренне, что девочка сразу прекратила плакать, обняла маму и сказала: «Мамочка, купи лучше ты себе медвежонка, я обойдусь. Тебе он нужнее, чем мне, я хочу, чтобы ты стала счастливой».
        В данной ситуации слова были сказаны искренне, и девочка поняла грань между искренней мечтой и очередным собственным капризом. Между матерью и дочерью наладился эмоциональный контакт, вместо цепочки нравоучений, мать нашла в себе силы рассказать о своих чувствах.
    Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и они тоже могут довериться. А если ребенок доверяет взрослому, то многих конфликтных ситуаций можно будет избежать, наслаждаясь взаимопониманием и искренностью общения.

 

Методы построения коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста

 

 

 

«Быть готовым к школе - не значит     уметь читать, писать считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

                                 Л.А. Венгер

Старший дошкольный возраст детей связан с готовностью к школе, которая бывает личностно-социальной, интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой. Приоритетным направлением работы по познавательной сфере с детьми 6-7 лет в 2013-2014 году была выбрана интеллектуальная готовность к школе, и свою систему работы я бы хотела показать на примере индивидуальной работы.

Диагностическое обследование в рамках городского мониторинга проводилось по программе Натальи и Михаила Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения», которая включает следующие задания:

  1. «Продолжи узор» - оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание, как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать в режиме фронтальной инструкции.
  2. «Сосчитай и сравни» - оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше - меньше» в ситуации конфликтного» расположения элементов.
  3. «Слова» - оценка сформированности у ребенка звукового звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух! Сформированность графической деятельность (в частности написания графем, произвольная регуляция собственной деятельности).
  4. «Шифровка» - выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности). Возможностей переключения и распределения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
  5. «Рисунок человека» - общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

          По результатам данного обследования высокий уровень готовности детей к началу школьного обучения составил 7%, хороший уровень – 30%, средний уровень – 30% и низкий – 33%.

        Основные трудности у детей вызвало выполнение заданий, связанных с графическими навыками, вниманием и звуковым анализом слов.

        Коррекционно-развивающая работа с детьми проводилась по программе Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе». В программу были также включены игры упражнения на развитие графических навыков, внимания и звукового анализа слов, основываясь на выявленных проблемных зонах.

    Графические навыки можно развить с помощью таких упражнений, как «Выложи по образцу», «Помоги рыбкам добраться до домиков», «Обведи по точкам» и т.д.

      На занятиях использовались игры: «Дорисуй рисунок», «Чего не хватает?», «Найди отличия», «Путаница».

      Игры на развитие звукового анализа слов: «Звуковые дорожки», «Разноцветные мячики», «Красный, синий», «Хлопни столько раз, сколько звуков в слове».

    На занятиях применялся личностный подход, ориентированный на ребенка. Например, девочка, мечтающая о щенке, была рада найти и раскрасить среди линий и фрагментов контур собаки.

       Система работы строилась не только с детьми, но и с педагогами и родителями. С педагогами проводились групповые консультации и просветительские встречи, причем на консультацию по сообщению результатов, и построения индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов сопровождения детей приглашалось сразу два педагога. Это помогало сразу определить цели их работы.

       С родителями проводились круглые столы, где можно было всем вместе обсудить  выявленные проблемы и пути их решения, индивидуальные и групповые консультации. В помощь родителям были разработаны памятки, оформленные в виде буклетов, где в доступной форме приводились примеры игр и упражнений, которые они могли проводить с ребенком в домашних условиях. В них также рассказывалось, как дома играть с ребенком, что такое готовность к школе и ее виды, как помочь ребенку приобрести навыки, необходимые ему в школе.

     Только та работа будет эффективной, которая проводится в системе, и в которую будут включены все субъекты образовательного процесса, дети, педагоги и родители. Благодаря этому ребенок сможет не только легко адаптироваться к школе, но и стать успешным во всех аспектах первоклассником, готовому учиться и становиться всесторонне развитой личностью.

      

Мультфильм, как средство профилактики детских конфликтов

Мультфильм, как средство профилактики детских конфликтов

         Общение и совместная деятельность детей вызывают противоречия, вследствие чего возникают конфликты.

         Чаще всего такие ситуации возникают из-за незнания ребенка как сделать первый шаг к дружбе. Это можно сделать с помощью простых фраз: «Как тебя зовут?», «Можно с вами поиграть?», «Пожалуйста», «Спасибо».

         Во многих мультфильмах очень ярко показаны конфликтные ситуации, которые часто встречаются в детской среде.

         Советские мультфильмы носили воспитательный характер. В них отражены реальные ситуации детских взаимоотношений, которые встречаются в детском саду каждый день.

         Далее я представляю несколько ярких мультфильмов, которые вы можете использовать для разбора ситуаций по методу примеру сказкотерапии.

         Дляпостроения бесконфликтных коммуникаций илиобщения очень важны именаих участников, ноочень часто с именем ребенка, его звуковой стороной связаны первые конфликты (не всегда собственные имена нравятся самим детям, другим детям, особенно если оно не ординарное Дети могут обзываться, перефразировать имена.). Ярко такая ситуация отражена в серии мультфильма из цикла котенок по имени «Гав». В этом мультфильме видна проблема –самопрезентации и самопринятия одного из участников взаимодействия. Главный герой – маленький котенок с необычным именем «Гав», из-за него он попадает в разные неприятные ситуации, но, несмотря на это на вопрос: «Как тебя зовут?» он гордо игромко отвечает: «Меня зовут- Гав»! Просмотр, анализ и проигрывания ситуации из мультфильма будет полезен неуверенным, замкнутым детям.

             Очень важно психологу, воспитателю обращать внимания на сформированность у детей речевых шаблонов. Здесь будут полезны коммуникативные игры типа «Назови свое имя"  (тихо, громко, как мышонок, как тигр).

           «Дружба начинается с улыбки»- основная тема следующего мультипликационного произведения «Крошка енот», это как найти друга. Главный герой – маленький енот, которого мама послала за сладкой осокой к пруду. По дороге он встречает мартышку, которая рассказывает ему о страшном и злом чудище, которое сидит в пруду и предлагает пойти туда с палкой и побить обидчика. Но крошка енот пугается своего злого отражения, и убегает к маме. Мама дает добрый совет не брать палку, а просто улыбнуться «тому, кто сидит в пруду». Енот улыбнулся, и его отражение улыбнулось ему. Разрешение конфликта: там живет такой же, как я, и если я ему то – он ответит тем же. Я с палкой, он- с палкой, я улыбнусь он -улыбнется.

             Этот мультфильм советует быть открытым и смелым и для того, чтобы дружить и узнавать что-то новое. Одна маленькая улыбка, шаг навстречу - дает начало большой дружбе. В этом же аспекте будут полезны игры типа «Зеркало», «Подари улыбку», «Комплименты».

             Следующий мультфильм –«Капитошка». Капитошка – открытый, жизнерадостный, веселый, непосредственный. Волчонок – злой, замкнутый, жадный, не дружелюбный, агрессивный и очень одинокий. Основной его девиз –«Чтобы все дрожали, чтобы уважали».

             Веселый Капитошка стал дружить со злым Волчонком, которого все боялись и никто с ним не хотел играть.В процессе анализа акцентировать внимание детей на том: добрые дела или злые помогают найти друга или его поведение помогает, найти друзей или нет.

         Это встреча навсегда изменила его характер, и он стал добрым.

         На этом примере хорошо рассмотреть образ негативного героя и подчеркнуть во время просмотра его характер. Можно разыграть сценки из мультфильма, когда от волчонка все отворачиваются и дрожат, нарисовать чувства героев, погоду настроения.

         Еще один шедевр советской мультипликации -«Грибок-теремок».

         Сказка о том, как во время сильного дождя разные животные: муравей, бабочка, мышка, воробей, зайчик находят себе приют под большим белым грибом.

           Здесь можно проследить 2 сюжетные линии – первая поведение животных перед угрозой – дождем и 2-я самоотверженность маленького муравья.

           Перед угрозой – дождем, герои проявляют самоотверженность, толерантность, мобилизацию, объединение в трудной жизненной ситуации, принадлежность к группе. Это становится началом их крепкой дружбы.«Это не гриб вас от дождя укрыл, а сердце доброе из беды выручило».

           Главный герой маленький беззащитный муравей. Сначала он дрожал от непогоды, но потом нашел в силы и храбрость вступится за зайчика, которого хотела съесть лиса. Муравей ростом с ноготок лисы, но не побоялся заступиться за друга, правильно в пословице говорится «Мал, да удал».

          Эту ситуацию легко перевести в детскую среду. Мультфильм иллюстрирует схему поведения, что не только сильный характером ребенок, но и застенчивый и слабый способен на многое, главное верить в свои силы. Сюжет этого мультфильма можно использовать для поднятия самооценки робких и неуверенных детей разыгрывая ситуации.

               Аналогично можно использовать мультфильм «Самый большой друг», где есть образ девочки. У одной девочки было много друзей: и собачка, и цыпленок, и колокольчик, и бегемот, который считает себя самым большим другом девочки, потому что он большой. И только когда девочку схватил крокодил, выяснилось, кто самый большой друг.

               Мультфильм о белом медвежонке по имени Умка, который хотел найти себе друга. Первым его другом стал мальчик. Они друг у друга учатся чему-то новому.

               Психологический смысл - пусть они не похожи, но это не мешает им стать хорошими друзьями. Фильм пронизан идеями толерантности, дружбы без границ.

               Герои следующего мультфильма котенок Тимка и медвежонок Димка живут вместе в маленьком домике. Тимка рано встает, варит кашу, ходит за молоком и помогает Димке. Хитрый медвежонок принимает эту заботу. А сам ничего не хочет делать, даже идти за молоком к корове. Хотя и не его очередь покладистый котенок идет за молоком, но когда корова наливает полные бидоны, он быстро все выпивает. Котенок обиделся и просит Димку тогда поймать за него ловить мышь.

             Хотя котенок и понимает, что медвежонок его обманывает, но приходит к нему на помощь и спасает от мышки. Такое проявление заботы не оставляет медвежонка равнодушным и Димка исправляется, теперь они все делают вместе.

             Психологический смысл - дружба не бывает односторонней, она построена на активности и взаимопомощи двух и более субъектов.

             Найдя друга очень важно его не потерять

             Дружба – это еще и определенная культура поведения.«Винни Пух идет в гости» - мультфильм, который красочно рассказывает о культуре поведения в гостях. Медвежонок - жадный, неряшливый, эгоистичный, не знающий меры. Кролик, как полная его противоположность – услужливый, внимательный, гостеприимный, радушный, аккуратный. С детьми следует поговорить о правилах поведения в гостях, какие можно сделать выводы.

               Данный вид работы носит именно воспитательный характер и уместен в работе воспитателя группы.

       «38 попугаев».В жаркой Африке живут слоненок, мартышка, удав и попугай. У них разные характеры, но, несмотря на это они дружат, помогая друг другу и стараясь найти выход из трудных ситуаций.

                 Мультфильм – многосерийный. В одной из серий бабушка удава решила заняться воспитанием друзей. «Воспитанная мартышка должна не взять предложенный ей банан, а предложить его еще кому-нибудь».С другом надо делиться, и он в свою очередь поделиться с тобой.

               В этом же аспекте будут полезны игры типа «Давай меняться», «Подарок для друга», «Продолжи скульптуру».

             День рождения – первый по значимости день в году. В этот день и может проверяться дружба на прочность. Мультфильм «По дороге с облаками» также многосерийный. В одной из серий друзья: тигренок, мартышка, попугай спешат на праздник к слону. Вредная, коварная, злая Дюдюка делает все, чтобы испортить всем праздник. Этот персонаж для проверки дружбы на прочность. Главный подарок – фотоаппарат, но Дюдюка выпускает на волю птичку, а какие, же без нее снимки. Друзья проявляют находчивость, активность и желание помочь. То мартышка стала птичкой, то тигренок, и наконец, даже стеснительный попугай ради друга готов преодолеть свой страх. Вредина Дюдюка не успокаивается, она бросает под ноги слона кожуру от банана, когда тот идет с тортом, но друзья и тут не оставляют его. День рождение удается на славу, ведь друзья рядом, а настоящей дружбе не так-то легко навредить.

           Аналогично можно предложить детям сюжет мультфильма «Крокодил Гена» - это произведение о бескорыстной дружбе и доброте. Крокодилу Гене надоела скучная одинокая жизнь в зоопарке, и он решил отыскать себе друзей. Его старания не проходят даром – крокодил обретает друзей. Ими оказываются девочка с маленькой собачкой и Чебурашка – неизвестное науке, но доброе и милое создание.

           Чтобы всех подружить Чебурашка и Гена решают построить дом для друзей. Вредная старушка по имени Шапокляк и ее ручная крыса Лариска стараются помешать им, но этого их дружба становится только крепче.

             И наконец, самый яркий мультфильм о дружбе «Кот Леопольд». Все помнят издевательства невоспитанных мышей и позицию всепрощающего кота Леопольда. Мыши наглые, невоспитанные, жадные, злые, а Кот полная им противоположность. Он – добрый, воспитанный, щедрый, незлопамятный.

            Но, несмотря на все их проделки, он прощает их и уговаривает жить в мире.

           Прощение, доброта и безграничное терпение вложены в одну фразу, сказанную Леопольдом и ставшую ключевой по смыслу: «Ребята, давайте жить дружно». И перед ней, будем надеяться, не сможет устоять ни один хулиган, будь то, мышонок, или ребенок.На этом мультфильме очень ярко можно дать представление о том, что такое жить дружно, без обид, ругани и драк.

             Я представила вашему вниманию наиболее яркие и красочные мультфильмы, где отчетливо видны различные конфликтные ситуации, которые наиболее часто встречаются в детской среде. Разбор с детьми этих ситуаций, рисование лепка, разыгрывание сценокне только поможет детям найти им выход из реальных конфликтов, но и предотвратить их. А также дети смогут почерпнуть определенный жизненный опыт и разыгрывать его в процессе сюжетно – ролевых игр.

Последние материалы

Последние комментарии

  • Карантин - не время для скуки в группе "Гномики"!

    Денисова Дарья Алексеевна 13.04.2020 16:27
    Молодцы!!!
     
  • Всероссийский конкурс "Воспитатель -2018"

    Денисова Дарья Алексеевна 23.08.2018 05:47
    Поздравляем Голикову Екатерину Николаевну с участием во втором этапе регионального тура Всероссийского ...
     
  • Городское профессиональное сообщество старших воспитателей ДОО (методистов)" Практико-ориентированный семинар

    Оксана 26.12.2017 08:23
    Очень понравилось занятие "Мастерская Деда Мороза", флешмоб "Земля" и танец "Елочек"!Огромн ое спасибо ...
Friday the 26th. МБДОУ №10 Все права защищены! Copyright © 2012. Копирование материалов запрещено. Автор VAFilimonov